'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (49) том 2
  4. Научная статья № 1

Просмотры  168 просмотров

Рашидова А.Ш.

  


НАРОДЫ КАВКАЗА В АСТРАХАНСКОМ КРАЕ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ *

  


Аннотация:
Астраханская область всегда являлась регионом со значительным мусульманским населением. В течении многих столетий Нижнее Поволжье являлось местом, куда устремлялись многие мигранты из Северного Кавказа (прежде всего, из Дагестана и Чечни). Миграция привела к увеличению численности мусульман в регионе, а также повышению уровня религиозности среди местных мусульман. Кроме того, миграция из республик Северного Кавказа стала и одной из причин радикализации ислама в Астраханской области   

Ключевые слова:
межэтнические отношения, Астраханская область, межэтнические отношения Астраханской области, динамика межэтнических отношений   


УДК 314.7

Рашидова А.Ш.

студентка

Астраханский государственный университет

(г. Астрахань, Россия)

 

НАРОДЫ КАВКАЗА В АСТРАХАНСКОМ КРАЕ.

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

 

Аннотация: Астраханская область всегда являлась регионом со значительным мусульманским населением. В течении многих столетий Нижнее Поволжье являлось местом, куда устремлялись многие мигранты из Северного Кавказа (прежде всего, из Дагестана и Чечни). Миграция привела к увеличению численности мусульман в регионе, а также повышению уровня религиозности среди местных мусульман. Кроме того, миграция из республик Северного Кавказа стала и одной из причин радикализации ислама в Астраханской области.

 

Ключевые слова: межэтнические отношения, Астраханская область, межэтнические отношения Астраханской области, динамика межэтнических отношений.

 

Астраханская область - один из уникальных регионов Российской Федерации. Наряду со своим геополитическим, транспортным и экономическим значением, Нижнее Поволжье с древних времен славилось своим богатым многокультурным составом. На протяжении многих веков Астраханская область была перекрестком и "воротами народов", регионом открытых этнических и культурных миграций. Кроме того, особая географическая и природная особенность региона - территориальные просторы и суровость климата - способствовали сплочению населения [2, с. 660].

Вторая половина XVI – начало XVII века - это период становления российской Астрахани, города, впоследствии известного как крупный административный, экономический и культурный центр юго-восточных границ России с многонациональным населением. После присоединения Астраханского ханства к России специальное посольство армянских купцов Закавказья отправляется в Москву, ведет переговоры и получает право на свободную торговлю с Россией через Астрахань. Вместе с купцами часть армянского населения Кавказа переселилась в Россию.

Множество армянских поселений конца XVI – начала XVII веков в России они больше походили на фактории, чем на образованные поселения. Однако в документах начала XVII века уже есть упоминания об армянских священниках в Астрахани, из чего следует сделать вывод, что к тому времени в Астрахани формировалась армянская община, имевшая свой церковный приход. В 1640 году в Астрахани была возведена первая армянская церковь [5, с. 68].

Документы свидетельствуют о строительстве и приобретении армянами домов, строительстве армянской церкви. Каменный Армянский собор Успения Пресвятой Девы Марии был построен рядом со старым армянским Гостиным двором в 1706 году. При нем позже был построен протоиерейский "деревянный двухквартирный домик со службами".

Армянская община в четвертой четверти XVIII века состояла из двух частей. Позже все население армянской общины было разделено на 3 "партии" или "статьи". Первые две партии объединяли купцов, третья состояла из ремесленников, мелких торговцев и наемных рабочих. Все внутренние дела общины решались выборными должностными лицами трех партий. Они следили за соблюдением внутренних правил, разрешали конфликты, возникавшие внутри общины, и представляли ее на переговорах с царской администрацией. В 1747 году был учрежден Армянский Ратушный суд. С начала XVIII века Армяне населяют бывшее Стрелецкое предместье к югу от центра города. От старого армянского Гостиного двора Армянская слобода тянется до Стрелецкой Змеевидной слободы. Южная граница Армянского поселения выходила к солончакам, лежащим за Решетчатыми воротами Белого Города. За Старым армянским поселением на Садовом холме находилось Садовое поселение, которое развивалось в районе Астраханских садов, виноградников и огородов, созданных в начале XVII века, где позже появилось армянское кладбище и была построена армянская церковь. На южной окраине старого армянского поселения возникает новое армянское поселение. В первой четверти XVIII века в армянских поселениях Астрахани насчитывалось не менее 399 постоянных жителей. К середине XVIII века Армянское население увеличилось почти в 8 раз [4, с. 40].

К концу XVIII века армянское население составляло около 5000 человек из 28 000 жителей города. Им принадлежало более 20% домов в Астрахани, в том числе более половины каменных.

Таким образом, армянская община, сформировавшаяся в Астрахани с 16 века, играла важную экономическую, политическую, историческую и культурную роль в жизни города на протяжении всех последующих веков, вплоть до наших дней. Доказательством этого являются многочисленные архитектурные памятники, такие как купеческие дома, торговые дома, мосты, церковь, расположенная в центральной части города [7, с. 255].

Ученые высказывают мнение, что Астраханская область представляет собой особую историко-географическую зону на стыке трех историко-этнографических регионов: Северокавказского, Среднеазиатского (или Среднеазиатского) и Средневолжского. Поэтому регион всегда был местом, где жили представители различных народов и конфессий. И сегодня, по данным переписи 2010 года, проживает 61,82% русского населения, 14,94% казахов, 6,05% татар, 0,81% украинцев, 0,78% азербайджанцев, 0,75% ногайцев, 0,72% чеченцев и более 50 других национальностей. Естественно, многообразие культурных вариаций, в том числе этнических и религиозных, а также смешанных - этноконфессиональных, порождает ряд проблем, принявших форму открытого межэтнического противостояния в 90-е и начале XXI века (например, события в селе Яндыки Лиманского округа в феврале и августе 2005 года).

Описанные особенности межэтнического взаимодействия по-новому определяют важность изучения этой проблемы в русле различных наук, что выражается в довольно большом количестве публикаций на эту тему. В то же время в регионе зафиксирован довольно высокий уровень межэтнической напряженности.

Миграционные процессы могут обострить проблемы экономического, социального, культурного порядка, возникающие в пределах пространственных местоположений (регионов), и даже вызвать эскалацию межэтнической напряженности. Вероятность таких рисков выше в регионах с относительно неоднородным составом населения и близостью к границам государства. Одним из них является Астраханская область, стратегическое значение которой для России определяется, прежде всего, ее геополитическим положением на стыке нескольких государств, с которыми Россия в силу ряда исторических факторов имеет самые тесные связи.

К моменту распада советской государственности Астраханская область представляла собой субъект со стабильной экономической, этнической и конфессиональной структурой. Судостроение, судоремонт и рыбная промышленность, хорошо развитое бахчеводство и садоводство составляли основу стабильной экономической жизни. Удобство сообщения с внутренней Россией, с республиками Закавказья и Средней Азии по Волго-Каспийскому маршруту, а также теплый засушливый климат. Это те факторы, которые в целом способствовали экономическому процветанию региона.

Однако распад Советского Союза, общий экономический спад в стране, разрыв экономических связей привели к падению экономических показателей в регионе. В отсутствие централизованной системы управления и государственной поддержки традиционные отрасли промышленности и сельское хозяйство, торговый и нефтяной флот пришли в упадок. С середины 1990-х годов некогда экономически процветающий регион лидирует во всех антирейтингах по социально-экономическим показателям и уровню жизни населения. Считается, что эти факторы способствовали радикализации настроений среди местных жителей.

В 1990-е годы дагестанцы и чеченцы мигрировали в города Астраханской области, в первую очередь в областной центр. Основным занятием здесь становится оптовая и розничная торговля сельскохозяйственной продукцией и товарами народного потребления. В постсоветский период астраханские университеты и колледжи также стали объектом притяжения для молодежи из Дагестана и Чечни [3, с. 371].

На этом фоне в постсоветский период произошло сокращение числа народов, которые сегодня представляются "коренными". Численность русских, белорусов, украинцев, татар уменьшилась и продолжает уменьшаться (в том числе из-за миграций в Центральную Россию и Татарстан); из-за переселения немцев и евреев "на историческую родину". Только астраханские казахи сохраняют численные показатели и демонстрируют динамику прироста населения. На современном этапе казахи и выходцы с Кавказа постепенно начинают доминировать в структуре мусульманского населения Астраханской области.

Численность населения Астраханской области по состоянию на начало 2018 года составляет 1017514 человек. 61,2% из них – русские (72% по переписи 1989 года), казахи – 14,8% (12% по переписи 1989 года), татары - 5% (7% по переписи 1989 года).

На этом фоне изменения численных показателей представителей народов Дагестана и Чеченской Республики, переехавших в Астраханскую область, выглядят значительными. Сегодня дагестанцы (в основном аварцы) составляют почти 20 тысяч человек 1,7%. Выходцы с Северного Кавказа, в основном, проживают в областном центре. Кроме того, следует иметь в виду, что реальное количество кавказцев намного больше (по данным социологов, в два раза), поскольку многие прибывшие в Астрахань предпочитают не регистрироваться по месту фактического проживания, плюс большое количество студентов в вузах и колледжах города Астрахани. Уровень религиозности очень высок (до 70-80%). Мечеть на рынке Большие Исады (исторически татарская) в народе называют Кавказской. В конце 1990-х годов мечеть была восстановлена, а ее площадь увеличена вдвое. Но этого помещения было недостаточно, в дни пятничных молитв люди молились на проезжей части, не помещаясь внутри. В 2007 году в районе рынка была построена новая мечеть. В обоих случаях богослужение проводится в соответствии с шафиитским мазхабом.

Тот факт, что Астраханская область является регионом со значительным мусульманским населением, не мог не привлечь внимания эмиссаров экстремистов. Уже в 1990-е годы они начали вести активную деятельность, направленную на привлечение астраханских мусульман на свою сторону. К сожалению, в некоторых случаях они находили отклик и пополняли свои ряды. Помимо прочего, этому способствовали нерешенные социально-экономические проблемы региона – низкий уровень жизни и зарплаты, большой разрыв между доходами среди разных групп населения, а также противоречия между этническими группами по поводу сфер экономического влияния, участия в финансово-экономической жизни региона.

Пользуясь сложившейся ситуацией, эмиссары экстремистов убеждают верующих (особенно легко поддаются неофиты) в том, что настоящие мусульмане обязаны и имеют право начать войну против несправедливости, в том числе социальной, любыми, в том числе вооруженными средствами. Такой "джихад" обеспечит верующему "прямой путь в рай".

В Астраханской области сложилась ситуация, когда реальными исполнителями различных террористических актов являются представители местных тюркских национальностей, а идейное и организационное руководство принадлежит представителям северокавказского ислама. И эта ситуация берет свое начало с первых лет 1990-х годов.

Одним из центров исламского радикализма на Юге России в начале 2010-х годов была признана Кавказская мечеть на крупнейшем городском рынке Большие Исады (построена в конце XIX века на средства татарской буржуазии города). Эта мечеть является признанным местом сбора исламистов. Осенью 2010 года СК РФ по Астраханской области выявил случаи распространения экстремистами подпольных банд эмира Доку Умарова листовок с призывом к астраханским мусульманам начать вооруженную борьбу против существующего строя, представителей государственной и муниципальной власти, а также сотрудников правоохранительных органов и силовые структуры. В мае 2013 года были задержаны семь вербовщиков из запрещенных в России террористических организаций.

По данным региональной Федеральной миграционной службы, только в 2013 году в Астраханскую область прибыло 20223 “внутренних” мигранта. В статистику включены только официально зарегистрированные мигранты, но они уже увеличивают число представителей Кавказа почти в 1,5 раза. Количество межрегиональных мигрантов, находящихся на территории региона без регистрации, может превышать официальные данные в десятки раз. Большинство из них также являются представителями народов Северного Кавказа. Если учесть, что значительная часть международных мигрантов - граждане Закавказья, то в результате мы получаем 60-80 тысяч представители народов Кавказа, подавляющее большинство которых расположено в областном центре. Для полумиллиона астраханцев это очень значительная цифра [1, с. 70].

В связи с этим имеет значительный практический смысл изучение доминирующих установок общественного сознания жителей Астрахани и Астраханской области относительно изменений этнического состава населения и вытекающих из этого последствий. На основе оценки факторов комфортности проживания на территории и определения путей формирования гражданской и территориальной идентичности можно не только выявить причины этнической нетерпимости, факторы распространения мигрантофобии и ксенофобии, но и определить практические меры по совершенствованию региональной миграционной политики.

Десять лет назад в массовом сознании четко прослеживалось внимание к негативным аспектам миграционных процессов. Это проявилось в росте так называемых. защитный национализм, выражающийся в распространении среди традиционно проживающих этнических групп чувства тревоги по отношению к группам позднего расселения (в первую очередь неэтническим). В частности, такая реакция “традиционного населения” была связана со страхом потерять привычное жизненное пространство из-за представителей “экономически организованных сообществ, плотно заполнивших ряд жизненно важных экономических ниш и оттеснивших коренное население на обочину жизни”.

Снижение политического потенциала Центра в 1990-е годы, деградация унитарной модели государственного устройства, в которой были сглажены многие межрегиональные различия, подстегнули регионализацию сознания и формирование “провинциальной идентичности” в результате обострения этих различий. Ситуация относительной стабильности в регионе и политика, проводимая региональными властями, помогли населению найти свое место в региональном сообществе, почувствовать себя его частью (57,7% респондентов идентифицировали себя как “Я астраханец"). Здесь важно отметить еще один феномен российского общественного сознания. Этатизм социоцентрического общества с недовольством центральной властью заставляет людей искать поддержки не в социальных структурах и институтах гражданского общества, которые были и остаются слабыми в России, а во властных структурах. А поскольку уровень доверия ко всем ветвям центральной власти в 1990-е годы постоянно падал, поиск поддержки был перенесен на другой, региональный уровень. Измерения общественного мнения в течение следующего десятилетия демонстрируют обратно пропорциональную зависимость оценок центральной и региональной власти жителями Астраханской области. В результате меняется и основа идентичности. В 2014 году российская идентичность не только занимает первое место, но и намного опережает другие (исследование 2014 года проходило на фоне событий на Украине) в рейтинге социокультурных идентичностей разных национальностей (54,4%). Но региональная идентичность по-прежнему занимает второе место (20,1%).

Территориальный принцип, а не этнический в его узком смысле, пока остается фактором, объясняющим социальные процессы и объединяющим отдельные группы и индивидов в российском обществе. Это также может стать и становится принципом дифференциации на “своих” и “чужих".

Для жителей Астраханской области ”свой“ - это ”астраханец“, традиционно проживающий, ”чужой“ - это не астраханец, "приезжий". Как фиксируют результаты массовых опросов россиян, образ “чужака” сегодня воплощается фигурой “иммигранта” и во многом наделен чертами “аутсайдера”. В результате активной миграции возникла разделительная линия, отделяющая жителей Центральной России и особенно крупных российских городов от жителей Северного Кавказа, которую В. Федоров назвал главной проблемой современной российской идентичности [3, с. 375].

Поскольку существование “чужого” несет в себе определенную социальную напряженность, неудивительно, что люди стремятся так или иначе его нейтрализовать. Отношение к “чужаку" проявляется в двух формах. К людям, чье существование неприятно, но не угрожает функционированию жизненно важных узлов этого обитаемого пространства, отношение беспокойное, но вполне терпимое. Но к людям, воплощающим комплекс явлений, неприемлемость которых для данной картины мира оказывается доказанной и интерпретированной, она становится негативной.

Люди из многонационального Дагестана иногда воспринимаются как выходцы из другого государства.

Сами они все чаще видят себя стабильным этническим и культурно‑цивилизационным меньшинством, четко осознающим свою специфику, свои интересы и способность отстаивать их с помощью политических и правовых средств, установленных в районе их нового пребывания. А высокая степень этнической солидарности, как правило, оказывается связанной с самоопределением через “чужака”. Этнические границы, установленные принимающим сообществом по отношению к этим этническим группам, дополняются границами, построенными ими вокруг самих себя. Это позволяет говорить о представителях народов Кавказа как о мигрантах в социологическом смысле: как о социальной группе, члены которой осознают себя целостным субъектом поведения на новом месте жительства и обладают чувством групповой солидарности.

Таким образом, как и десять лет назад, существует риск трансформации мигрантофобии в этнофобию с негативным восприятием (этностереотипами) представителей определенных этнических групп, что в свою очередь влечет за собой эскалацию напряженности, а иногда и эксцессы негативного характера.

Большое значение здесь имеет влияние и широкое распространение ислама, иногда принимающего довольно агрессивную форму. Важно отметить, что новообращенные мусульмане часто более ревностно защищают свою веру, и это иногда создает угрозу распространения мусульманского экстремизма. Например, 24,4% населения Дагестана не считают ваххабизм экстремистским течением. Мощным источником воспроизводства исламского фундаментализма и, как следствие, конфликтной социализации является популярное исламское образование, в том числе полученное за рубежом. На этом фоне негативные настроения дагестанской молодежи, как подчеркивают эксперты, приобретают религиозный оттенок. Эти настроения внедряются в принимающее сообщество, что представляет серьезную угрозу региональной безопасности и стабильности.

В результате отношение к религии принимающей общины и мигрантов сильно различается.

Таким образом, можно выявить основные тенденции в региональной этноструктуре Астраханской области и наметить некоторые перспективы. Иммиграционные потоки в Астраханскую область в начале и середине 1990‑х годов из соседних стран и республик Северного Кавказа характеризовались значительной численной представленностью этнической и национальной группы русских, но этот фактор не был всеобъемлющим. Более того, она нивелировалась влиянием этнодемографических процессов – в целом численность этнической и национальной группы русских в 1989-2010 гг. сократилось почти на 100 тысяч человек. Его доля в структуре населения региона (61,2%) была самой низкой среди всех регионов и территорий Российской Федерации, не являющихся этнотерриториальными образованиями.

Доступными источниками внутренней миграции являются республики Северного Кавказа. Власти вскоре столкнутся с серьезной дилеммой: либо улучшать демографические показатели за счет миграции, либо стремиться поддерживать этнокультурный (и конфессиональный) баланс. В то же время не следует упускать из виду: чем интенсивнее проводится политика, направленная на улучшение демографической ситуации региона, тем быстрее и сложнее будут протекать процессы изменения региональной этноструктуры, тем более непредсказуемой будет трансформация основ регионализации и региональной идентичности.

Таким образом, обобщая полученные данные, можно сказать, что за последние пять лет можно отметить положительную динамику в оценках межнациональных отношений населением Астраханской области. Анализируя мотивацию этого суждения, прежде всего стоит отметить, что, по мнению респондентов, основная причина конфликтогенности межэтнических отношений в регионе - незнание и неуважение приезжими местных социальных норм - теряет свою актуальность. Информанты сообщают, что происходит смена поколений, начинают подрастать дети приезжих, которые социализировались в местной социокультурной среде и, соответственно, более адаптированы к местным реалиям. Исходя из этого, в качестве одной из наиболее продуктивных мер по поддержанию позитивного развития ситуации в межнациональном общении населения Астраханской области респонденты рассматривают увеличение количества подобных общительных мероприятий, организуемых в первую очередь для молодежи. В то же время нельзя полностью игнорировать выявленные в ходе исследования проблемы в межэтническом взаимодействии народов региона. С этой целью представляется целесообразным провести дальнейший мониторинг межэтнической ситуации в Астраханской области.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Абдукадырова Т.Т., Казаева М.Х. Проявление конфликта "своего" и "чужого" как фактор самоидентификации этнического сознания в межкультурной коммуникации // Известия Чеченского государственного университета. 2020. № 1 (17). С. 68-72.

Григорьев А.В. Динамика межэтнических отношений в Астраханской области // В сборнике: Социально-экономические и экологические аспекты развития Прикаспийского региона. Материалы Международной научно-практической конференции. 2019. С. 659-662.

Имашева М.М. Влияние северокавказской миграции на развитие мусульманской общины астраханской области в конце ХХ - начале ХХI вв. // В сборнике: Ислам и исламоведение в современной России. Сборник докладов Всероссийского исламоведческого форума. 2019. С. 369-379.

Куграшева Э.В. История армян в Астрахани. – М.: РГБ, 2007.

Первушкина А.И. Формирование армянской общины в Астрахани // В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. Сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 67-69.

Писемский А.Ф. Астраханские армяне и отношение к ним местных парценев. – М: РГБ, 1895.

Чолахян В.А. Армяне в этническом пространстве Нижнего Поволжья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2018. Т. 18. № 2. С. 254-263.

 

Rashidova A.Sh.

student

Astrakhan State University

(Astrakhan, Russia)

 

THE PEOPLES OF CAUCASUS IN ASTRAKHAN REGION.

HISTORY & MODERNITY

 

Abstract: Astrakhan region has always been a region with a significant Muslim population. For many centuries, the Lower Volga region was a place where many migrants from the North Caucasus (primarily from Dagestan and Chechnya) rushed to. Migration has led to an increase in the number of Muslims in the region, as well as an increase in the level of religiosity among local Muslims. In addition, migration from the republics of the North Caucasus has become one of the reasons for the radicalization of Islam in the Astrakhan region.

 

Keywords: interethnic relations, Astrakhan region, interethnic relations of Astrakhan region, dynamics of interethnic relations.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (49) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Рашидова А.Ш. НАРОДЫ КАВКАЗА В АСТРАХАНСКОМ КРАЕ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ // Вестник науки №4 (49) том 2. С. 5 - 17. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5479 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5479



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.