'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (49) том 2
  4. Научная статья № 18

Просмотры  95 просмотров

Шаронова М.А.

  


ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в работе представлен анализ психолого-педагогической литературы по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. рассмотрены труды психологов и педагогов по данной теме. Представлены особенности развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста   

Ключевые слова:
дети дошкольного возраста, эмоциональный интеллект, особенности развития   


УДК 159.9

Шаронова М.А.

студентка 5 курса

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Елабужский институт (филиал)

(г. Елабуга, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация: в работе представлен анализ психолого-педагогической литературы по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. рассмотрены труды психологов и педагогов по данной теме. Представлены особенности развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

 

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, эмоциональный интеллект, особенности развития.

 

Проблема эмоционального интеллекта обширна, актуальна и разнообразна. Концепция эмоционального интеллекта деятельно развивается в рамках зарубежной и отечественной психологии. Анализ концептуальных подходов к проблеме развития эмоционального интеллекта представляет, что особую значительность она приобретает в период дошкольного детства. Это связано с тем, что именно в дошкольном детстве эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы правления под влиянием социальных условий жизни и воспитания [4].

В психологической литературе имеется несколько подходов к пониманию содержания определения эмоционального интеллекта, а также к вопросу о потенциале и необходимости его развития в течении всей жизни. Всё же несмотря на отличия есть обусловленные положения, которые связывают разнообразные концепции.

Эмоциональный интеллект является способностью назначать, понимать, использовать и распоряжаться собственными эмоциями социально приемлемым образом, дозволяющим результативно общаться, решать проблемы, а также выражать эмпатию по отношению к другим людям.

Ребенок с выработанным эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не на действия. Это помогает ребенку верно воспринимать критику, понимать других и отвечать им адекватной реакцией. Навык распознавания своих переживаний и других людей обнаруживается многоплановым и сложным, который складывается постепенно. Начиная с рождения, дети погружаются в социальную реальность. Взаимодействия ребенка с близкими людьми совершается через мимику и жесты. Психологи обнаружили, что эмоции – культурный феномен, проявление и вырабатывание которого зависит от обучения. В зависимости от социальной среды ребенок учится быть более или менее экспрессивным, в том числе, сила формулирования эмоций очень зависит от конституции нервной системы [2].

 В советской психологической науке эмоциональный интеллект было впервые употреблено Г.Г. Гарсковой. Автор эмоциональный интеллект описывала как способность постигать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и распоряжаться ими на основе интеллектуального анализа.

В психолого-педагогической литературе эмоциональный интеллект условно делят на 4 компонента: стимулирование мышления, понимание, управление и восприятие. Данные компоненты с трехлетнего возраста начинают регулярно выражаться у детей. Таким образом, эмоциональный интеллект выражает прямое воздействие на вырабатывание таких личностных характеристиках как чуткость в понимании межличностных взаимоотношений, самоконтроль и самосознание [3].

На каждом возрастном этапе накапливается эмоциональный опыт. В период дошкольного детства приключается существенное расширение круга людей, с которыми контактирует ребенок. Такое многообразие контактов обогащает эмоциональную сферу ребенка.

Детям дошкольного возраста еще крайне сложно уяснить какое чувство они испытывают в определенный момент. Однако некоторые эмоции детьми уже идентифицируются. Научить ребенка распознавать эмоции является основной целью формирования эмоциональной сферы. Далее придет черед обучению контролировать формы проявления чувств. Это существенные шаги в развитии эмоционального интеллекта [1].

Таким образом, проблема эмоционального интеллекта находится в центре внимания зарубежных и отечественных исследователей. В основе эмоционального интеллекта лежит понимание эмоций и управление ими. Характерной особенностью эмоционального интеллекта выступает его направленность на анализ значимой для человека информации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Андреева, И. Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. – 2017.  № 2.  С. 104-109.

Гоулман Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.  272 с.

Микляева Н.В. Развитие эмоционального и социального интеллекта у дошкольников: Метод. пособие. — М.: АРКТИ, 2019.  160 с.

Тавстуха, О. Г. Педагогическое сопровождение формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста // Вестник Марийского государственного университета. – 2018.  № 2 (30).  С. 78-83.

 

Sharonova M.A.

5th year student

Kazan Federal University

Elabuga Institute (branch)

(Elabuga, Russia)

 

FEATURES OF EMOTIONAL

INTELLIGENCE IN PRESCHOOL CHILDREN

 

Abstract: the paper presents an analysis of psychological and pedagogical literature on the development of emotional intelligence in preschool children. the works of psychologists and teachers on this topic are considered. The features of the development of emotional intelligence in preschool children are presented.

 

Keywords: preschool children, emotional intelligence, features of development.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (49) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Шаронова М.А. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №4 (49) том 2. С. 125 - 128. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5496 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5496



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.