'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (49) том 3
  4. Научная статья № 7

Просмотры  118 просмотров

Шафигуллина Л.Ш., Буляккулова Д.Э.

  


ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются гуманистические педагогические технологии обучения иностранному языку за рубежом. При составлении статьи нами было выявлено основные гуманистические педагогические технологии для обучения иностранных языков. На примере этих технологий обучения мы попытались наглядно передать, каким образом видоизменяется методика обучения в нашем мире изо дня в день   

Ключевые слова:
гуманизм, педагогические технологии, обучение за рубежом, иностранный язык   


УДК 37

Шафигуллина Л.Ш.

ФГАУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

(г. Казань, Россия)

 

Буляккулова Д.Э.

ФГАУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

(г. Казань, Россия)

 

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются гуманистические педагогические технологии обучения иностранному языку за рубежом. При составлении статьи нами было выявлено основные гуманистические педагогические технологии для обучения иностранных языков. На примере этих технологий обучения мы попытались наглядно передать, каким образом видоизменяется методика обучения в нашем мире изо дня в день.

 

Ключевые слова: гуманизм, педагогические технологии, обучение за рубежом, иностранный язык.

 

Резюме. В данной статье раскрывается тема гуманистических педагогических технологий обучения иностранному языку, а именно за рубежом.

Для цитирования: Л. Ш. Шафигуллина, Д.Э. Буляккулова. Гуманистические педагогические технологии обучения иностранному языку за рубежом. Педагогические исследования.

Многие научные деятели, преподаватели ни раз обращались к теме методов преподавания. В каждой стране они носят индивидуальный характер, поэтому так важно соприкасаться с народами других стран и внедрять педагогические технологии, которые действительно работают в той или иной стране.

На сегодняшний день существует большое количество методов технологий обучения иностранным языкам, но наиболее эффективными, на мой взгляд – это гуманистические педагогические технологии.

В современном мире все больше ученых, преподавателей, которые находят все больше эффективных методик для преподавания, направленные на качественную передачу знаний. У них возникает повышенный интерес к исследованию ценностных приоритетов в сфере образования нравственного и психолого-педагогического воспитания.

Педагогическая функция заключается в качественной, результативной работе с учеником, основываясь на его индивидуальном восприятии информации. Ведь все мы индивидуальны и к каждому из нас нужен определенный подход. Педагогическая профессия является сложным видом человеческой деятельности, которая ответственна перед конкретным человеком за результат своей деятельности. Соответственно, возникает важность переосмысления ее роли в обществе, целенаправленная ориентация на гуманистические ценности педагогической профессии. Личностный подход является личностно-ориентированных педагогических технологий, которые обеспечивают комфортные условия реализации образовательной системы.

Обучение иностранным языкам является важной психолого-педагогической и методической проблемой. Изучение языков должно включать в себя не только обучение грамматическим правилам, но и практику. Важность упражнений высока, поскольку одной теории недостаточно для грамотного применения языка. Гуманистические подходы к обучению с каждым годом набирают все больше оборотов и многие приобщаются к данной методологии.

Гуманистический подход основан на гуманистическом направлении в пси­хологии; опирается на мысли, чувства и эмоции учащихся в процессе учения, воспитания и развития, а также на когнитивные процессы, которые обеспе­чивают познание мира и самопознание и способствуют учению. Данный под­ход подчеркивает необходимость воспитания чувства ответственности и от­рицает любое ограничение свободы мысли и творчества учащихся.

Основными принципами гуманистического подхода являются следующие:

1)Учебный процесс должен развивать в учащихся гуманное отношение и сочувствие к окружающим, сопереживание с ними.

2)Обучение должно носить личностно ориентированный характер, способствовать развитию и реализации чувства самосознания личности, позна­ния себя и других, что предполагает учет индивидуальных потребностей учащихся в условиях использования кол­лективных форм работы.

3)Учитель должен способствовать развитию и актуализации личности уча­щихся: помогать, направлять и поощрять их самостоятельность в реше­нии вопросов.

4)Учителя должны относиться к учащимся с чувством уважения, сочув­ствия, сопереживания и эмпатии, ценить в них личность, ста­раться понять их видение мира, а не навязывать им свое мнение и пути решения проблем.

Основная идея гуманистического подхода – это привить интерес к изучаемому языку без давления, насилия, тяжелого подхода. Задача заключается в том, чтобы ученик с удовольствием ходил на занятия, выполнял самостоятельные задания, был полностью вовлечен в учебный процесс.

Гуманистический подход означает не только «свободный» характер обучения, но и необходимость воспитания в учащихся чувства ответственности, самоконтролю, предполагает формирование умений организовать свою работу и процесс учения в це­лом.

Преподаватель иностранного языка, работающий в современных условиях, сталкивается со многими вопросами и проблемами, которые ему приходится решать в процессе ежедневной работы: как сделать преподавание языка наиболее эффективным;

Как сохранить устойчивый интерес, повысить мотивацию к изучению иностранного языка, помочь обучающимся выразить себя на иностранном языке. Поскольку иностранный язык имеет непосредственное применение в современной жизни, то задача преподавателя состоит в том, чтобы не только дать обучающимся языковую подготовку, но и сориентировать их на его практическое применение в технике (технические переводы), в бизнесе (деловые бумаги на иностранном языке), науке (статьи), и т.д.

Таким образом, изучение иностранного языка для его использования в повседневной жизни и работе становится главным мотивом деятельности обучающегося.

Наиболее полно этим задачам соответствует гуманистическая концепция обучения и воспитания, так как она создаёт оптимальные условия для раскрытия, коррекции и развития личности обучающегося. Как показала практика, задействовать естественную потребность обучающегося в самовыражении, реализовать стремление человека к общению с окружающим миром позволяет коммуникативно-деятельностный подход, занимающий основное место в европейской и американской методических школах.

Воспитательный компонент – один из важнейших в обучении иностранному языку, что он неотделим от самого процесса обучения и составляет с ним единое целое. Иностранный язык предоставляет нам множество средств, с помощью которых можно не только сформировать образованного человека, но и воспитать личность, обладающую системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичными представлениями о современном мире.

Обучение иностранному языку осуществляется в процессе взаимодействия. Формами взаимодействия являются сотрудничество и общение. Как отмечает большинство исследователей, современное обучение иностранному языку обязательно должно быть связано с обучением иноязычному общению, а значит, обучением в процессе общения, например, общения учащихся друг с другом, с учителем, носителем языка и т.д. Условием и следствием продуктивного взаимодействия является контакт. Учебное взаимодействие характеризуется психологическим контактом, следствием которого является естественное общение, необходимое для продуктивного сотрудничества его субъектов. Именно поэтому среди разнообразных технологий обучения наиболее адекватно отвечают задачам гуманизации обучения.

В психологических и педагогических исследованиях проблему учебного сотрудничества отождествляют с проблемами форм учебной работы – коллективными, кооперативными, групповыми.

Организационные формы сотрудничества включают в себя парную работу, работу в группах, деловые и ролевые игры, участие класса в тренинге и т.д.:

«учитель – ученик», «учитель - класс», «ученик – ученик в парах», «ученик – два ученика, «групповое взаимодействие всего класса в целом», «учитель – учительский коллектив». Также, принято различать и сотрудничество ученика «с самим собой».

Как показывает практика школы, сотрудничество в системе «ученик – ученик» с точки зрения организационной формы обучения наилучшим образом способствует повышению эффективности не только процесса обучения, но и развития ученика. Совместная деятельность позволяет увеличить объем усваиваемого материала и глубину понимания; уменьшить время на формирование знаний и умений, улучшать отношения между учениками

В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы является отличительной особенностью урока иностранного языка.

Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему:

учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;

каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;

участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания.

Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. Это означает, что учение, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке.

Обучение иностранным языкам должно реализовывать принцип непрерывного языкового школьного образования в области изучения иностранных языков, что соответствует современным потребностям личности и общества.

Цели, поставленные перед предметом «иностранный язык», должен решать грамотный учитель, владеющий современными технологиями обучения иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся.

Для достижения грамотного и интересного изучения иностранного языка цели необходимо:

Создание атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, заинтересованности каждого ученика в результате своей деятельности.

Коллективное взаимодействие (индивидуальная, парная, групповая работа).

Личностно-ориентированное общение (учет интересов учащихся, личностных свойств, психологических особенностей).

Объем усваиваемого материала (соответственно возрасту).

Сознательное усвоение языка при обучении общению.

Количество и вариативность приемов (коммуникативные, творческие игры, конкурсы, дискуссии, песни, постановки, фильмы, презентации, наглядность, проекты, использование информационных технологий, раздаточный материал).

Плотность общения (четкое планирование уроков, высокий темп уроков).

Коммуникативная обстановка на уроке (психологический комфорт, установка на общение, доступность предмета речи и интереса к нему).

Важное значение имеет диалог культур, невозможный без иностранного языка, который является средством коммуникации в рамках глобализации. Обучение иностранному языку должно строиться на гуманистических принципах и в рамках гуманистических подходов. Помимо овладения иноязычными знаниями, умениями и навыками, учащийся должен развивать собственную способность к терпимому и уважительному восприятию феноменов других культур, стремиться содействовать решению вопросов национального и межнационального характера.

Изучение иностранного языка воспитывает чувство солидарности, дружбы, взаимопонимания между народами, и главное – формирует обучающегося как нравственно здоровую личность. Иностранный язык вносит свою лепту в воспитание социально активной личности, поскольку способствует выработке гуманистических взглядов обучающегося на место человека в природе и в обществе, на характер отношений к окружающим и к самому себе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Акименко Г.В., Михайлова Т.М. Гуманизация высшего образования как ресурсный фактор инновационных процессов. Инновационные подходы в решении проблем современного общества: монография / Г.В. Акименко, Т.М. Михайлова / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева.

Амонашвили Ш. А. Основания педагогики сотрудничества / Ш.А. Амонашвили // Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1989.

Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого развития.

Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика.

Вятютнев, М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах/ М.Н. Вятютнев // Русский язык за рубежом. - 1977.

Гез, Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований /Н.И. Гез// Иностранные языки в школе. - 1985.

Гурвич П.Б. К вопросу о специфике методики преподавания иностранных языков как науки / П.Б. Гурвич // Иностранные языки в школе. -2013. Электронный ресурс: https://pandia.ru/text/78/127/72918.php

 

Shafigullina L.Sh.

Kazan Federal University

(Kazan, Russia)

 

Bulyakkulova D.E.

Kazan Federal University

(Kazan, Russia)

 

HUMANISTIC APPROACHES

TO LEARN A FOREIGN LANGUAGE

 

Abstract: this article discusses humanistic pedagogical technologies of teaching a foreign language abroad. When compiling the article, we identified the main humanistic pedagogical technologies for teaching foreign languages. Using the example of these learning technologies, we tried to visually convey how the teaching methodology is changing in our world from day to day.

 

Keywords: humanism, pedagogical technologies, study abroad, foreign language.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (49) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Шафигуллина Л.Ш., Буляккулова Д.Э. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Вестник науки №4 (49) том 3. С. 34 - 42. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5504 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5504



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.