'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (9) том 2
  4. Научная статья № 18

Просмотры  149 просмотров

Богданов С.В., Мамин А.С., Сибирякова А.И.

  


ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются объективные и субъективные условия возникновения конфликтных ситуаций в деятельности правоохранительных органов   

Ключевые слова:
конфликт, причины конфликтов, конструктивные конфликты, деструктивные конфликты, правоохранительная деятельность, правоохранительная служба   


Какой бы конфликт ни возникал в правоохранительной системе, он не должен оставаться без внимания – его протеканием необходимо управлять. По справедливому замечанию В.П. Шейнова, «управление конфликтами начинается с их предвидения. А чтобы предвидеть, необходимо знать причины, наиболее часто приводящие к конфликтным ситуациям»1 . Если говорить о природе конфликта в самом общем понимании, то конфликт представляется в виде негативного явления, которое характеризуется противодействием сторон в условиях, когда назрела проблема, затрагивающая общие интересы. Противодействие переходит в конфронтацию и по мере эскалации конфликта обрастает множеством обстоятельств, препятствующих решению основной проблемы, потому что вокруг этой проблемы развернулся клубок иных. Если попытаться выделить смысловые составляющие термина «конфликт», то просматривается присутствие элемента, указывающего на деструкцию нормативного состояния внутригрупповых отношений. Инцидент в виде столкновения интересов задает большинство конфликтов. Однако он является не единственной причиной конфликтов. Деструкция отношений сторон может произойти под влиянием изменения социально-экономических условий. Причем важно именно изменение, поскольку провокация конфликта создается не только негативным событием (например, реорганизацией организации), но и позитивными обстоятельствами (например, повышение заработной платы отдельным категория сотрудников). И далее конфликт может возникнуть, как реакция на ошибочный поступок представителей сторон. В основе любого конфликта в коллективе сотрудников правоохранительных органов всегда лежит конфликтная ситуация, включающая либо противоречивые позиции сотрудников по какому-либо поводу, противоположные цели и средства их достижения, либо несовпадение интересов. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у сотрудников противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними. В коллективе сотрудников правоохранительных органов могут встречаться конфликты как с положительными последствиями (помогают сотрудникам подразделения сплотиться, побуждают к развитию благоприятного психологического климата в подразделении, поиску новых путей решения проблем), так и с отрицательными последствиями (выражается в форме разногласий, подрывают деятельность коллектива, тяжело сказываются на нервнопсихическом состоянии сотрудников, выполнении ими служебных обязанностей). Поскольку конфликты в деятельности сотрудников правоохранительных органов относятся к категории профессиональных конфликтов, то считаем необходимым, в первую очередь остановится на причинах конфликтов, которые кроются в организации производства и управления. Обычно эти недостатки порождаются самим производственным процессом, и, если исходить из позиции разделения конфликтов по значению для организации на конструктивные и деструктивные, то и причины также можно разделить на: приводящие к конструктивным конфликтам и порождающие конфликты деструктивные. В.П. Шейнов, например, выделяет следующие причины, приводящие к конструктивным конфликтам: «недовольство оплатой труда; неблагоприятные условия труда; недостатки в организации труда; неритмичность работы; неудобный график работы; упущения в технологии (особенно те, от которых страдает заработок работника); необеспеченность заданий ресурсами; несоответствие прав и обязанностей; отсутствие четкости в их распределении, в частности неэффективные, слишком расплывчатые или устаревшие должностные инструкции; низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины; конфликтогенные (то есть способствующие возникновению конфликтов) организационные структуры» [6, с. 158]. Поскольку все перечисленные причины носят объективный характер и отражают несовершенство организации производства и управления, то, по мнению В.П. Шейнова, «руководитель не должен уходить от этих конфликтов, а постоянно работать над их разрешением, заниматься устранением причин, приводящих к таким конфликтам» [6, с. 159]. Конструктивно разрешать конфликты означает искать решение проблемы, не затрагивая личность противника. Все участники конфликта совместно берут на себя ответственность за проблему и бок о бок ищут решение. Процесс конструктивного разрешения конфликта приводит к удовлетворению обеих сторон и улучшает их отношения друг с другом. Поиск интересов и проблем, лежащих в основе, может конечно, привести также к пониманию того, что очевидный конфликт вовсе не является определяющим, а всего лишь «был последней каплей». Тогда удовлетворительное решение очевидного конфликта возможно лишь тогда, когда происходит также обращение к скрытым конфликтам. Основой последних могут быть, например, нарушения на личностном уровне или на уровне отношений.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (9) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Богданов С.В., Мамин А.С., Сибирякова А.И. ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №9 (9) том 2. С. 59 - 62. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/551 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/551



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.