'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (49) том 4
  4. Научная статья № 1

Просмотры  96 просмотров

Гайнанова С.Р.

  


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА: ЧТО ТАКОЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается тактика проведения урока русского языка, на котором школьников 6 класса знакомят с понятием «деепричастие»   

Ключевые слова:
деепричастие, урок языка, русский язык   


УДК 81'367.7

Гайнанова С.Р.

учитель русского языка и литературы

МОБУ Ургушевская СОШ МР Караидельский район РБ

(с. Ургуш, Россия)

 

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА:

ЧТО ТАКОЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕ

 

Аннотация: в статье рассматривается тактика проведения урока русского языка, на котором школьников 6 класса знакомят с понятием «деепричастие».

 

Ключевые слова: деепричастие, урок языка, русский язык.

 

Цели урока:

  1. Дать представление о лексическом и грамматическом значении деепричастия.
  2. Сформировать навыки разграничения основного и добавочного действия.
  3. Уметь отличать деепричастия от глагола и наречия.
  4. Уметь находить деепричастие в тексте.

Оборудование: использование ИКТ (см. презентацию https://cloud.mail.ru/public/hkMv/YSDFeHHSt), текст К.Г. Паустовского «Старый повар» (на каждой парте)

Развитие. Работа по развитию речи.

а) Работа над разными видами речевой деятельности:

- слушание (слушание друг друга и учителя: работа по тексту, объяснение темы)

- говорение (работа по тексту, ответы на вопросы)

- чтение (литературный текст, теория в учебнике, задания к упражнениям)

- письмо (упражнения)

б) Речеразвивающий потенциал дидактического материала

- авторский текст К.Г. Паустовского «Старый повар»

в) Коммуникативные умения

- составление простого распространенного предложения

Стилистический аспект осуществляется через текст, словарную работу

  1. Развивающиезадачи:

- развивать умение самостоятельно подходить к пониманию заданной проблемы;

- развивать логическое и образное мышление, внимание, память.

  1. Воспитательные задачи:

- формирование у школьников представлений о нравственных, эстетических ценностях на основе комплексного анализа текста;

- воспитание чуткого отношения к окружающим.

Тип урока. Изучение нового материала.

Методы обучения: беседа, работа с учебником

Оборудование: орфографические словари, учебник по русскому языку для 6 класса под ред. М.М. Разумовской, карточки (текст К.Г. Паустовского) презентация.

Наглядность: Таблица «Признаки глагола и наречия у деепричастий», схема опознавательных суффиксов деепричастий

 

Структура урока

 

  1. I. Организационный момент.
  2. II. Повторение

- Работа с текстом

III. Объяснение новой темы

- Работа по новой теме «Деепричастие»

  1. IV. Закрепление
  2. V. Рефлексия. Подведение итогов
  3. VI. Домашнее задание.
  4. I. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Рада всех видеть на уроке русского языка. Настраиваемся на работу. Желаю всем удачи!

  1. II. Повторение

 

  1. Работа по тексту

 

Чтение учителем «Старый повар» (https://cloud.mail.ru/public/Auka/G3Wiqpk3Z)

Ребята, этот замечательный текст написал Константи́н Гео́ргиевич Паусто́вский. Вам знакомо это имя? (русский советский писатель) Известны его рассказы: «Теплый хлеб», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы».

- Ребята, давайте повторим стили речи? Какие стили речи вам известны?

- А к какому стилю относится этот текст? Правильно, ведь художественный стиль – это способ самовыражения писателей. В нём сочетаются образность, выразительность, эмоциональность. В текстах художественного стиля исп-тся различные срЕдства художественной изобразительности (тропы и фигуры речи). Какие срЕдствахудожественной изобразительности вам известны? (сравнение, эпитет, фразеологизмы, метафора, олицетворение и др.)

Давайте попробуем найти срЕдства художественной изобразительности (работаем по тексту) В данном тексте есть сравнение (зачтено вам как подвиг любви; Незнакомец перестал играть, как будто заколдованный собственной музыкой), эпитетгениальныйкомпозитор; фразеологизмы (очистить свою совесть, сниму тяжесть с вашей души).

- Хорошо, ребята, молодцы!

  • А сейчас давайтеопределим к какому типу речи относится текст? Но для этого давайте сначала вспомним какиетипы речи вам известны. Их три: повествование; описание; рассуждение. Итак, какой это тип? (повествование – т.к. рассказывается о событии; передаёт действие в развитии во временной последовательности).
  • Композиция присуща этому типу 1) завязку (начало событий); 2) развитие действия; 3) кульминацию; 4) развязку (итог событий))
  • Молодцы! А что же хотел сказать автор, какова основная мысль? (проявлять милосердие по отношению к ближнему)

III. Объяснение нового материала.Ну, а сейчас непосредственно обратимся к изучению новой темы. Для этого обратимся к предложениям, которые вы видите на экране.

 

Смотреть слайд

  1. Сравните два предложения (попросить прочитать):

Незнакомец подошел к клавесину и сел на табурет.

 

Подойдя к клавесину, незнакомец сел на табурет.

 

 

-Ребята, назовите глаголы, которые встречаются в первом предложении? (подошел, сел)

-А что обозначают эти слова? (Действия, одинаковые по важности)

-Давайте посмотрите на второе предложение, а здесь какой глагол (глагол сел)

-Ребята, обратите внимание на слово подойдя. Это глагол? (Нет!)

-А на какой вопрос отвечает словоподойдя? (что сделав?)

-Как вы думаете, от слов какой части речи оно образовано (от глагола)?

-И что оно обозначает? (добавочное действие или второстепенное значение.)

-Вспомните, как изменяются глаголы? (по лицам (1 лицо - я, мы; 2-е лицо – ты, вы; 3-е лицо – он, она, оно, они); числам (ед., мн.), временам(наст., прошед., будущ);)

-Попробуйте изменить словоподойдя. (Оно не изменяется)

-Вспомните, ребята, какая часть речи не изменяется? (Наречие)

Таким образом, перед нами слова, которые совмещают в себе признаки двух частей речи – глагола и наречия.

Ребята, вы, наверное, поняли, что мы познакомимся с ещё одной неизменяемой формой глагола! А с какой, поможет вам понять ребус. Кто уже разгадал ребус? (Помочь детям разобраться в ребусе)

 

 

Смотреть слайд 5. Такие слова называются деепричастиями. Глагол обозначает основное действие, а деепричастие – добавочное действие.

Итак, тема сегодняшнего урока Что такое деепричастие (открываем рабочие тетради, записываем число, тему урока).

Попробуйте сформулировать цель урока. (Ребята, раз тема урока для вас ещё не знакома, значит необходимо с ней… 1. Познакомиться с деепричастием.2. Уметь отличать деепричастие от глагола и наречия. 3. Уметь находить деепричастие в тексте).

 

  1. 3. Объяснение нового материала (Слайд 5)

 

На доске записаны предложения (заранее записать на доске!):

1) Космонавт рассказывает о полёте и улыбается.

2) Космонавт рассказывает о полете, улыбаясь.

(Учащиеся записывают эти предложения в тетрадь.)

– Словами какой части речи являются выделенные слова в 1-м предложении? (Глаголы!)

– Назовите грамматическую основу 2-го предложения. (Называют космонавт – подлеж., рассказывает - сказуемое).

– Какой вопрос мы задаем к слову «улыбаясь»? (что делая? Как?)

- Таким образом, глагол, являющийся сказуемым, обозначает основное, главное действие, а слово «улыбаясь» – добавочное, второстепенное значение.Это деепричастие).

– Сегодня на уроке мы, кроме всего прочего, попытаемся определить лексическое (смысл слова, что оно значит) и грамматическое (возвратность, вид, время) значение слова деепричастие.(Для этого вспомним, что такое лексическое значение слова?И что такое грамматическое значение слова?)

 Рассмотрим термин. (Слайд 6) Какая часть слова уже знакома? (Причастие)

– Словообразование «дее» обозначает действие. Сравните: дееспособный) Таким образом, деепричастие - это «причастие, способное к действию».

– От какой части речи образовано деепричастие? (От глагола)

– Давайте, определим, какие морфологические признаки глагола имеет деепричастиеулыбаясь.

Улыбаясь (что делая?) – это деепричастие несов. вида, возвратное.

Таким образом, деепричастие невозможно изменить, так же как и наречие, не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам).

(Слайд 7) У деепричастия есть свои суффиксы, посмотрите на экран (кто-то из учащихся читает вслух): -а(-я), -в, -вши, -ши, -учи, -ючи.

 

  1. Работа с учебником.

 

- А сейчас ознакомимся с теоретическими сведениями параграфа 43, с.204. прочтите самостоятельно (2-3 минутки).

– Итак, что же такое деепричастие? (Слайд 8)

(Учащиеся формулируют правило, затем правило проверяется – Слайд 9)

Теперь выполняем упр.500, с.205. Альбина, прочитай, что нужно сделать? Спасибо. Кто желает выйти к доске? Ребята, внимательно смотрим на слова и задаём к ним вопросы (у доски и в тетрадях).

(1). Танцуя, подорожав, скрепив. У деепричастия нет окончания, поскольку оно является неизменяемой формой глагола. 2). Деепричастие опознано по следующим признакам: отвечает на вопрос как? Что сделав? Что делая?, образованы от глаголов с помощью суффиксов –а (-я), -в, - вши, -ши, -учи, -ючи, не изменяются, не имеют окончания).

Молодцы, ребята! Устали? Давайте немного сейчас отдохнём.

Физкультминутка

Отдохнули? А теперь поработаем у доски.

Запишите словосочетания, заменяя один из глаголов деепричастием:

Первое предложение сделать вместе с детьми!

  1. Читала книгу и выписывала цитаты – (читала книгу, выписывая цитаты; читая книгу, выписывала цитаты. Обратите внимание на то, что вопросы к деепричастию разные: в первом случае как?, во втором – когда?)
  2. Он задумался и ответил на вопрос – (Задумавшись, он ответил на вопрос).
  3. Маша выполнила домашнее задание и пошла гулять – (Выполнив домашнее задание, Маша пошла гулять).

Ребята, мы с вами убедились, что деепричастие образовано от глагола с помощью суффиксов.

А теперь поработаем в парах. Сейчас я вам раздам карточки, в которых даны глаголы; вам необходимо образовать от данных глаголов деепричастия, у кого-то совершенного, а у кого-то несовершенного вида. И заполним пустые клеточки нашего кроссворда. Внимание, в первой клеточке, где стоят цифры, буква не входит. (Слайд 10)

 

1.

Оглядываться (деепричастие несов. в.)

7.

Распечатать (деепричастие сов.в.)

2.

Сверкать (деепричастие несов. в.)

8.

Оторваться (деепричастие сов.в.)

3.

Спешить (деепричастие несов. в.)

9.

Остановить (деепричастие сов.в.)

4.

Купить (деепричастие сов.в.)

10.

Стучать (деепричастие несов. в.)

5.

Прыгать (деепричастие несов. в.)

11.

Играть (деепричастие несов. в.)

6.

Увидеть (деепричастие сов.в.)

12.

Шествовать (деепричастие несов в.)

 

  1. 7. Подведение итогов.

Итак, в заключение урока скажите:

– О чем вы сегодня узнали? (Что такое деепричастие, как оно образовано, признаки каких частей речи совмещает, каким членом предложения является.)

– Что было сложным для вас?

- Урок вам понравился?

8.Домашнее задание: Параграф 43, упр. 501, 502

Ребята, на сколько вы сегодня себя оцените? Кто на «5»? Кто на «4»? Кто на «3»? А на «2» есть такие? Ну вот и замечательно!

Дополнительно (если хватит времени!)

10.- Я хочу познакомить вас со стихотворением Роберта Саути «Лодорский водопад» (чтение стихотворения).

- Ребята, вам понравилось стихотворение? Скажите чем необычно это стихотворение? Какую роль выполняют деепричастия в стихотворении (стремительность действия, мощь водопада.)

- Ребята, спасибо вам большое за сотрудничество и что сегодня вы были моими учениками.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Жуков, В. П. Словарь русских пословиц и поговорок / В.П. Жуков. - М.: Русский язык-Медиа, 2014. - 656 c.

Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Оникс, Мир и Образование, Харвест, 2009. - 602 c.

Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Советская Энциклопедия, 2002. - 900 c.

Розенталь, Д. Э. Словарь трудностей русского языка / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 832 c.

Словарь русских народных говоров. Выпуск 24. Осець-Отчураться. - М.: Наука, 2003. - 368 c.

 

Gainanova S.R.

teacher of Russian language and literature

Urgushevskaya School of district Karaidelsky

(village of Urgush, Russia)

 

RUSSIAN LANGUAGE LESSON:

WHAT IS AN ADVERBIAL PARTICIPLE

 

Abstract: the article discusses the tactics of conducting a Russian language lesson, in which 6th grade students are introduced to the concept of "adverbial participle".

 

Keywords: adverbial participle, language lesson, Russian language.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (49) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Гайнанова С.Р. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА: ЧТО ТАКОЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕ // Вестник науки №4 (49) том 4. С. 6 - 15. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5513 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5513



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.