'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (49) том 4
  4. Научная статья № 3

Просмотры  103 просмотров

Счастливая А.Э.

  


КОРРЕКЦИЯ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ *

  


Аннотация:
ранняя диагностика и своевременно оказанная коррекционно-логопедическая помощь детям младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития повышает шанс преодоления трудностей в овладении процессами чтения и письма, что способствует к дальнейшему успеху в школьном обучении   

Ключевые слова:
дети младшего школьного возраста, дети с ОНР, общее недоразвитие речи, дислексия, коррекция   


УДК 376

Счастливая А.Э.

магистрант 2 года обучения ФГБОУ ВО «ТГУ им. Г.Р. Державина»

(г. Тамбов, Россия)

 

КОРРЕКЦИЯ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

 

Аннотация: ранняя диагностика и своевременно оказанная коррекционно-логопедическая помощь детям младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития повышает шанс преодоления трудностей в овладении процессами чтения и письма, что способствует к дальнейшему успеху в школьном обучении.

 

Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, дети с ОНР, общее недоразвитие речи, дислексия, коррекция.

 

В последнее время отмечается рост количества детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, в частности III уровня речевого развития и дислексией, которая развилась на фоне вышеупомянутого недуга.

О дислексии заговорили впервые в XIX-м веке благодаря офтальмологу Рудольфу Берлину, который и ввёл данный термин в обиход. Под данным термином подразумевается избирательная патология навыка освоения чтения и письма. При этом у таких людей и детей остаётся сохранная общая способность к учёбе. Зачастую дифференцируются три конфигурации дислексии: акустическая, оптическая и моторная[5].

При данном недуге у младших школьников выделяются следующие ошибки в процессе чтения: многочисленные замены или смешения звуков, побуквенное чтение, искажения звукослоговой структуры слов, дефекты осознания прочитанных текстов, а также появление аграмматизмов в процессе чтения.

Об общем недоразвитии речи (ОНР) стало известно чуть позднее, в XX-м веке. В употребление его ввела основоположница дошкольной логопедии в СССР Р.Е. Левина. Под данным термином подразумевается дефект развития всех речевых сторон, включая звуковую, лексико-грамматическую и семантическую, на фоне развития разнообразных тяжелых речевых патологий у детей с нормальными интеллектом и полноценным слухом [2].

Обычно выделяется четыре уровня речевого развития, которые демонстрируют типичное состояние языковых элементов у дошкольников и школьников с общим недоразвитием речи. В этой работе мы подробно остановимся на III уровне речевого развития. Ему присущи присутствие фразовой речи с компонентами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, а также сложности со свободными коммуникациями. Дети в основной массе идут на контакт только в присутствии родителей и знакомых людей, которые вносят прояснения в их речь.

В своё время данной проблематикой занимались такие специалисты, как: Т.В. Ахутина, Г.Г. Мисаренко, О.Б. Иншакова, Р.Е. Левина и Р.И. Лалаева.

Стоит остановиться на ошибках чтения более подробно, поскольку они имеют весьма специфичную сущность. Сам процесс освоения чтения при этом слишком заторможен. У школьников с данным недугом могут отмечаться сложности при ориентировке в пространстве, а также определении направления с учётом сторон (право, лево, вверх или вниз). Кроме того, такие дети зачатую не в состоянии точно выявить форму и величину [1].

Коррекционная работа будет зависеть от формы патологии, но вся она в целом ориентирована на развитие всех нарушенных сторон устной речи и неречевых процессов. Сперва она начинается с коррекции несовершенного умения читать, затем вектор внимания смещается на упрочнение звукобуквенных связей. Далее следует работа над развитием понимания прочитанного текста и автоматизацией слогослияния [4].

Для примера приведём следующие упражнения по коррекции дислексии у младших школьников с ОНР:

  1. Упражнения на совершенствование речевых предпосылок чтения и формирование устойчивых графических образов букв такие как: обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв, тактильное понимание «наждачных» букв.
  2. Комбинация стилизованных букв.
  3. Автоматическое чтение слогов с уже известными буквами.
  4. Маркировка слогов, как, например, в игре «Задорные цвета», где каждый слог нужно выделить отдельным цветом. Например, «Наступила зима. Валя и Саша лепят снеговика».
  5. Упражнение на отхлопывание слоговой структуры слов.
  6. Упражнение «Телеграф», в котором учитель отстукивает слоговую структуру слова, а младшие школьники должны угадать заданное слово.
  7. Игра «Магнитофон», в которой педагог медленно с паузами проговаривает слоги, из которых дети должны сложить полноценное слово [3].

Таким образом, навык чтения, а также письма и в целом речи у детей с ОНР очень сильно страдает. Для того, чтобы скорректировать дислексию необходима своевременная диагностика нарушений речи и начало ранней коррекции. В коррекционной работе учителям-дефектологам могут помочь различные упражнения, направленные на коррекцию несовершенного умения читать, упрочнение звукобуквенных связей, развитие понимания прочитанного текста и автоматизацию слогослияния. Кроме того, неотъемлемой частью является комплексная работа всех специалистов дошкольного образовательного учреждения в оказании помощи детям с ОНР. Особенно значимо взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в формировании связной речи у дошкольников.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Заярная, Л.И. Игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у детей с ОНР / Л.И. Заярная // Педагогический опыт: от теории к практике. – Чебоксары: ООО «Интерактив Плюс», 2019. – С. 244 – 246.

Кауменова, Л.С. Коррекционная работа логопеда с младшими школьниками по преодолению дислексии / Л.С. Кауменова // Вопросы педагогики – 2020 – №4-2 – С. 170 – 177.

Кисенко, Т.Н. Использование игр и упражнений для профилактики дисграфии и дислексии в работе с детьми с ОНР / Т.Н. Кисенко // Образование и педагогика: перспективы развития. – Чебоксары: ООО «Среда», 2020. – С. 254 – 257.

Оганов, С.Р. Психотерапевтические аспекты работы с детьми, страдающими дислексией / С.Р. Оганов // Детская медицина северо-запада – 2020 – №1 – С. 256.

Польшина, М.А. Наглядность как средство формирования навыков чтения у младших школьников с оптической дислексией / М.А. Польшина // Проблемы современного педагогического образования – 2021 – №71-2 – С. 294 – 299.

 

Schastlivaya A.E.

TSU named after Derzhavin

(Tambov, Russia)

 

CORRECTION OF DYSLEXIA IN CHILDREN

OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH GENERAL SPEECH

 UNDERDEVELOPMENT OF THE III LEVEL

OF SPEECH DEVELOPMENT

 

Abstract: early diagnosis and timely corrective and speech therapy assistance provided to children of primary school age with general speech underdevelopment of the III level of speech development increases the chance of overcoming difficulties in mastering the processes of reading and writing, which contributes to further success in schooling.

 

Keywords: children of primary school age, general underdevelopment of speech, dyslexia, correction.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (49) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Счастливая А.Э. КОРРЕКЦИЯ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ // Вестник науки №4 (49) том 4. С. 26 - 29. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5515 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5515



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.