'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (49) том 4
  4. Научная статья № 4

Просмотры  117 просмотров

Лобачева И.С.

  


ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается понятие государства в широком, узком смыслах и международном праве, а также формы государства, формы правления, государственное устройство и политические режимы   

Ключевые слова:
государство, государственное устройство, форма правления, политический режим, право   


УДК 321.01

Лобачева И.С.

студентка кафедры государственного,

муниципального управления и экономики труда

Северо-Кавказский федеральный университет

(Россия, г. Ставрополь)

 

ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА

 

Аннотация: в статье рассматривается понятие государства в широком, узком смыслах и международном праве, а также формы государства, формы правления, государственное устройство и политические режимы.

 

Ключевые слова: государство, государственное устройство, форма правления, политический режим, право.

 

Понятие государство существует в широком и узком смыслах. Разберем каждое понятие отдельно.

Государство в широком смысле – политическая форма организации общества на определённой территории, суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны. [1]

Государство в узком смысле – это система учреждений, обладающая верховной властью на определённой территории.

Государство в международном праве – это страна, которой присущи все признаки суверенного государства. В международной правовой литературе используется понятие, представляющее единство трех элементов – суверенность власти, территории и населения.

Конвенция Монтевидео – международный документ, определяющий признаки правосубъективности государства с точки зрения международного права. Подписана в 1933 году на VII Панамериканской конференции. [2]

В конвенции были закреплены четыре признака государства, как субъекта международного права:

- постоянное население;

- определённая территория;

- собственное правительство;

- способность к вступлению в отношения с другими государствами.

Под формой государства понимается определенная модель внутреннего устройства государства, включающая форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма правления – один из элементов формы государства, который характеризует форму государственной власти, систему высших государственных органов и порядок взаимодействия населения и государственной власти.  Существует две основные формы правления: монархия и республика. Рассмотрим каждую из них. [3]

Монархия – форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу и чаще всего передается по наследству. Монархию разделяют на два вида:

  1. Абсолютная монархия предполагает неограниченную власть монарха, все существующие органы власти подчиненны ему, а воля народа выражается через совещательные органы.
  2. Конституционная монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничена конституцией. Конституционная монархия имеет две формы:

- Дуалистическая монархия – первоначальная форма конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией или конституционными актами, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.

- Парламентская монархия – вид конституционной монархии, в которой монарх обладает только представительной функцией.

Республика – форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами на определенный срок.  Существуют следующие виды республик:

  1. Парламентская республика – разновидность республики, где верховная власть принадлежит парламенту, который формирует и избирает правительство. В парламентской республике главой государства является премьер-министр.
  2. Президентская республика – главой государства является президент, который формирует правительство, влияет на решения парламента и имеет права его роспуска.
  3. Смешанная республика – это такая форма правления, где соблюдается некий баланс между парламентской и президентской республиками.

Форма государственного устройства – территориальная организация государства, его внутреннее строение, деление страны на составные части.

Унитарное государственное устройство. Все административно-территориальные единицы подчиняются единому центральному органу власти. На них действует единый закон, конституция и судебная система.

Федеративное государственное устройство. Союзное государство, разделенное на государственные образования, которые обладают определенной юридической и политической самостоятельностью в рамках общего закона федерации.

Конфедерация – союз суверенных государств, заключивших конфедеративный договор и объединившихся для проведения совместной политики.

Политический режим – система методов и форм осуществления политической власти. Рассмотрим основные виды политических режимов.

Демократический режим. Источником власти является народ, в его интересах и по его воле осуществляется государственная власть. Свободно существует оппозиция. Граждане имеют активное и пассивное избирательное право. Важной чертой демократического режима является равенство всех перед законом.

Авторитарный режим. Власть осуществляется одним лицом (монархом, президентом) или группой лиц (политической партией). Характеризуется подавлением несистемной оппозиции или ее полное отсутствие, но за гражданами сохраняется экономические, личные и духовные свободы.

Тоталитарный режим. Власть стремится к полному контролю над всеми сферами жизни общества. Неограниченные полномочия государственной власти, ликвидация конституционных прав и свобод граждан. Полностью запрещена оппозиция.

Государство является важнейшей управляющей системой современного общества. Оно необходимый субъект в социально-политической сфере в целом. Ни одно общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE

Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960. - С 238, 17.

Комаров, С.А. Общая теория государства и права. М., 1998. - С 53-66.

Черниченко С.В., Государство как личность, субъект международного права и носитель суверенитета. СПб. 1993 - 1995. - С 17.

 

Lobacheva I.S.

Student of the Department of State,

municipal administration and labor economics

North Caucasus Federal University

(Russia, Stavropol)

 

THE STATE AS A GOVERNING SYSTEM

 

Abstract: the article examines the concept of the state in a broad, narrow sense and international law, as well as the forms of the state, forms of government, state structure and political regimes.

 

Keywords: state, state structure, form of government, political regime, law.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (49) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Лобачева И.С. ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА // Вестник науки №4 (49) том 4. С. 30 - 34. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5516 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5516



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.