'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (49) том 4
  4. Научная статья № 9

Просмотры  143 просмотров

Жданова М.К.

  


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ *

  


Аннотация:
в настоящее время значительный интерес приобретают вопросы формирования правового государства в России, вопросы развития концепции правового государства в отечественной научной литературе и законодательстве. В правовой системе России получила закрепление определенная модель правового государства, однако, реализация данной модели сопряжена со значительными сложностями   

Ключевые слова:
правовое государство, законодательство, формирование, права и свободы, концепция   


УДК 340

Жданова М.К.

магистрант кафедры теории и истории государства и права

Уральский институт управления

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

(г. Екатеринбург, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

 

Аннотация: в настоящее время значительный интерес приобретают вопросы формирования правового государства в России, вопросы развития концепции правового государства в отечественной научной литературе и законодательстве. В правовой системе России получила закрепление определенная модель правового государства, однако, реализация данной модели сопряжена со значительными сложностями.

 

Ключевые слова: правовое государство, законодательство, формирование, права и свободы, концепция.

 

Становление и развитие правового государства в России прошло достаточно длительный путь, от возникновения идеи правового государства до закрепления основ демократического федеративного правового государства в Конституции РФ. В разные периоды развития концепции правового государства существовали различные подходы к его пониманию, выделялись различные признаки.

Формирование концепции правового государство в России осуществлялось в контексте общемировых тенденций развития научной мысли, однако данного процессу в нашей стране присущи некоторые особенности, обусловленные тем, что основы правовой демократической государственности современной России были заложены сравнительного недавно. В рамках советского периода развития страны существовали иные подходы к формированию права и государства, и переход к демократическим преобразованиям в России начался только со второй половины 80-х гг. XX века. В этот временной период получил признание и начал активно развиваться принцип «правового государства», что способствовало началу реформирования системы законодательства и правосудия в стране.

О полноценном существовании в Российской Федерации правового государства можно говорить, начиная с момента принятия в 1993 году Конституции РФ, в которой предусматривается определенная модель правового государства нашей страны. До этого момента концепция правового государства не получала закрепления в законодательстве дореволюционного и советского периодов. В значительной степени закрепляемая в России модель правового государства была обусловлена положениями международно-правовых актов [3, с. 366].

Значимым этапом, способствовавшим становлению правового государства в России, являлось принятие Верховным Советом Российской Федерации Декларация прав и свобод человека и гражданин. Положения данного правового документа закрепляют приоритет прав и свобод человека, необходимость обеспечения государством должной правовой защиты прав и свобод.

К числу важных особенностей правового государства относится необходимость обеспечения независимости судебной власти, которая не подчиняется ни одной другой ветви власти. Стремление к формированию правового государства в России обеспечило необходимость проведения судебной реформы, создания Конституционного Суда РФ, Верховного суда РФ, закрепления демократических начал в рамках судебной системы. Помимо этого, формирование правового государства было связано с необходимостью создания системы гарантий, обеспечивающих равенство граждан перед законом и судом, реализацию иных положений и принципов, закрепленных в основном законе государства.

Тот факт, что концепция правового государства не получала закрепления в советском законодательстве не свидетельствует о том, что советскому государству были чужды гуманистические принципы права, однако в тот временной период развития страны, законодатель не мог принять идеи свободной предпринимательской деятельности и частной собственности, которые занимают определяющее значение в современной концепции.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации не дается легального определения понятия «правовое государство». Отсутствие четкого закрепления данного понятия в законодательстве приводит к возникновению множества доктринальных толкований, которые могут противоречить друг другу.

К числу проблем, затрудняющих формирование правового государства в России можно отнести отсутствие в научной литературе единого, общепризнанного подхода к определению понятия «правовое государство». Существуют различные точки зрения относительно структурных компонентов данного понятия, характеризующих его признаков [3, с. 217]. В результате этого, понимание данного понятия в научной литературе достаточно субъективно и размыто.

Так, М.И. Байтин предлагает рассматривать правовое государство, как государство, в котором деятельность государственных органов полностью регламентируется нормами права, высшей целью функционирования которого выступает признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина [1, с. 402].

В свою очередь, М.В. Огнева предлагает рассматривать правовое государство, как определенный результат существующих взаимосвязей государства и гражданского общества, находящих выражение в достижении определенного уровня систем права, правосудия, управления [2, с. 4] .

В.К. Дмитриев указывает, что правовое государство является правовой моделью функционирования государственной власти, основанной на определенных конституционных принципах [2, с. 8].

Как видно, предлагаемые в научной литературе точки зрения рассматривают понятие «правового государства» с разных позиций, учитывая различные особенности данной дефиниции. В целом, понятие правового государства является собирательным и предусматривает наличие определенных отношений между обществом и государством, построенных на закрепленных в законодательстве принципах.

Обеспечение прав и свобод человека выступает одним из основных направлений развития правового государства, в результате чего предусматривается необходимость четкой организации государственной власти осуществляющей данную деятельность. В целях обеспечения прав и свобод человека должны предусматриваться пределы деятельности системы органов государственной власти.

С правовой точки зрения в современной России в полной мере реализована идея правового государства. Конституция РФ пронизана полностью идеями правового государства, система законодательства дополняет и обеспечивает выполнение закрепленных в основном законе принципов. Судебная система также нацелена на защиту прав и свобод человека, этому же способствует система и принципы функционирования судебных органов.

Таким образом, в рамках формирования правового государства в России было осуществлено значительное реформирование законодательства, формирование принципиально иной, по сравнению с советским периодом развития России, правовой системы. Несмотря на значительные демократические преобразования, закрепление приоритета прав и свобод человека, как важнейшей цели деятельности государственных органов по-прежнему сохраняются определенные проблемы при реализации основных идей правового государства, свидетельствующие об отступлении от реализации определенных прав, проблемах противодействия коррупции и формирования гражданского общества.

Представляется, что в положениях Конституции РФ получает отражение идеальный образ правового государства, при этом становление и развитие правового государства требует дальнейших значительных усилий со стороны органов государственной власти.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Байтин, М.Н. Сущность права / М.Н. Байтин. Изд. 2-е, доп. - М., 2005. – 554 с.

Дмитриев, В.К. Правовое государство как базовый атрибут конституционного строя Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - СПб., 2016. – 34 с.

Жадан, В.Н. Об идее, понятии и конституционных основах правового государства в России / В.Н. Жадан // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - № 1. - С. 365-372.

 

Zhdanova M.K.

Master's student of the Department of Theory and History of State and Law

Ural Institute of Management

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

(Ekaterinburg, Russia)

 

FEATURES OF THE FORMATION

THE RULE OF LAW IN RUSSIA

 

Abstract: currently, the issues of the formation of the rule of law in Russia, the development of the concept of the rule of law in the domestic scientific literature and legislation are of considerable interest. A certain model of the rule of law has been consolidated in the legal system of Russia, however, the implementation of this model is fraught with significant difficulties.

 

Keywords: legal state, legislation, formation, rights and freedoms, concept.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (49) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Жданова М.К. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ // Вестник науки №4 (49) том 4. С. 62 - 66. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5521 (дата обращения: 18.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5521



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.