'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (49) том 4
  4. Научная статья № 11

Просмотры  189 просмотров

Логин П.А.

  


СТАДИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ *

  


Аннотация:
в статье автор рассматривает стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях, подробно останавливаясь на такой стадии, как стадия возбуждения дела об административном правонарушении. В статье дана характеристика данной стадии, рассмотрены основания для начала данной ступени административного процесса   

Ключевые слова:
возбуждение дела об административном правонарушении, исполнительное производство, КоАП   


УДК 34

Логин П.А.

магистрант магистерской программы

«Юридическая деятельность

в органах государственной и муниципальной власти»

Российский государственный университет правосудия

(г. Москва, Россия)

 

СТАДИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЛА

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

 

Аннотация: в статье автор рассматривает стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях, подробно останавливаясь на такой стадии, как стадия возбуждения дела об административном правонарушении. В статье дана характеристика данной стадии, рассмотрены основания для начала данной ступени административного процесса.

 

Ключевые слова: возбуждение дела об административном правонарушении, исполнительное производство, КоАП.

 

С момента производства по административному делу до его окончательного завершения не обойтись без выполнения цепочки необходимых процессуальных действий. Само производство административных дел является ярким примером правоотношений, осуществляемых в рамках их публичного рассмотрения и принятия по ним конкретных решений, вплоть до применения методов денежного взыскания или ареста. В первую очередь следует детально разобраться в базисных терминах административно-процессуального права. Во избежание двусмысленной трактовки уточнения требуют фундаментальные понятия. Административное правонарушение определено как любое противозаконное действие или бездействие, за совершение которого для виновного лица законодательством предусмотрена административно-правовая ответственность. Нарушителем в контексте административного законодательства может быть как физическое, так и юридическое лицо, государственный орган, общественное объединение и т. д.

Отличить противоправное деяние административного характера от проступка, за совершение которого не предусмотрена юридическая ответственность, помогут основные признаки административного правонарушения. К таковым относят:

Антиобщественность – действие или бездействие виновного лица причиняет вред интересам общества, отдельных граждан или государства.

Противоправность – при совершении административного деликта автоматически нарушаются нормы тех или иных юридических отраслей, охраняемых мерами административно-правовой ответственности.

Виновность – на законодательном уровне проступок рассматривается при наличии вины лица (имеет место умысел или неосторожность), совершившего административное правонарушение.

Наказуемость – неотъемлемый признак правового деликта, признать который административным проступком можно только при наличии предусмотренной меры ответственности за его совершение.

Для определения степени вины нарушителя и назначения ему соответствующей меры ответственности производство административного дела должно пройти ряд обязательных, сменяющихся друг другом процедур. Первым этапом на пути к правосудию и установлению неправомерных действий считается возбуждение дела. Данная стадия урегулирована разделом Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), ее началом считается момент выявления деликта, а завершением – передача документов по делу уполномоченному для прохождения дальнейших процессуальных шагов должностному лицу.

Административный процесс, который включает разные виды производств, имеет свойство разворачиваться во времени посредством определенной процедуры, наделенной своим началом, продолжением и, конечно же, завершением.

Характеризующие административный процесс понятие, принципы и стадии предполагают, что складывается он из определенных операций со стороны непосредственных участников процесса, реализуемых при условии соблюдения логической последовательности и предусмотренных действующим законодательством.

Исходя из приведенных сведений в общей теории права, куда относится и административная его отрасль, в названной процедуре различают конкретные стадии, в рамках которых участники процесса административной направленности правомочны или обязаны осуществлять некоторые действия, предусмотренные законом, для безоговорочного достижения результата как промежуточного, так и конечного уровня. Важно дополнить, что в пределах одной стадии в настоящее время выделяется то или иное количество этапов.

Сегодня под стадией необходимо понимать часть общего процесса. Так, в ее пределах лица, принимающие участие в конкретном производстве административного значения, реализуют действия обязательного или возможного характера, которые предусматриваются именно для данной стадии и оформляются посредством соответствующей юридической документации. Необходимо знать, что осуществление действий в пределах предыдущей стадии административного процесса – не что иное как необходимое и обязательное условие для выполнения последующих ступеней конкретного производства.

Итак, административное производство состоит из нескольких стадий, которые последовательным образом сменяют друг друга. Так, стадиями административного процесса являются следующие пункты:

Возбуждение процесса в соответствии с конкретным делом административной природы.

Рассмотрения и анализ в отношении определенного административного дела.

Принятие того или иного решения по поводу административного дела.

Безукоризненное исполнение принятого решения.

Пересмотр актуального решения, связанного с административным делом.

На этапе возбуждения дела, относящегося к административной правовой отрасли, огромное значение придается его причинам. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются процедуры, совершение которых осуществляется с целью установить картину событий, создать доказательную базу, зафиксировать проступок и определить его квалификацию. Перечень поводов, позволяющих возбуждать дело административной юрисдикции, весьма внушителен. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ, следующие правовые действия служат основанием для открытия административного производства:

обнаружение должностным лицом, владеющим достаточной компетенцией для оформления протокола о нарушении, данных и обстоятельств, подтверждающих совершение проступка;

поступление из любых органов (в т. ч. государственных, местных структур, общественных объединений) материалов и данных, указывающих на осуществление административного проступка, а также заявлений от организаций и граждан, освещение публичных сообщений из СМИ;

видео- или фото-запись, полученная во время дорожного движения при фиксации административного правонарушения, а также письменное подтверждение собственника о владении и пользовании ТС иным лицом на момент административного проступка.

Поводом для назначения лицу мер административной ответственности нередко становится заявление собственника, арбитражного управляющего предприятием, главы комитета кредиторов о наличии обстоятельств, предусмотренных отдельными статьями Кодекса (например, ст. 14.12, 14.13, 14.23). Веской причиной для открытия производства может также считаться приобретение юридической значимости решения комиссии антимонопольной структуры, содействующей в установлении факта административного правонарушения, упоминаемого в статьях 14.31-14.33 Кодекса РФ.

На этапе возбуждения административного производства принципиальное значение принадлежит действиям правоохранительных органов, направленным на выяснение времени и места случившегося, детализации картины правонарушения, установления личности лица его совершившего. Для процессуальной стадии открытия дела характерными является осуществление мер, уточняющих степень виновности нарушителя и сопутствующие проступку обстоятельства. При этом определение мотивов и условий правонарушения имеет значение для привлечения виновного лица к юридической ответственности.

На законодательном уровне достаточно подробно описан момент, с которого производство административного правонарушения может считаться открытым.

Кодекс об административных правонарушениях РФ считает дело открытым, если произошли следующие события:

Написан документ осмотра места, где произошло нарушение.

Составлен первый акт об использовании мер по делу о правонарушении.

Составлен акт о нарушении или прокуратурой вынесено постановление об открытии дела по данному факту.

Вынесено определение об открытии дела о нарушении при необходимости проведения расследования, согласно условий законодательства.

Вынесено постановление по факту рассматриваемого дела о назначении наказания без написания протокола.

Если в открытии дела о правонарушении при предоставлении всех необходимых материалов было отказано, то должностное лицо, которое рассматривает все предоставленные факты и материалы, должно вынести мотивированное определение об отказе в открытии дела.

Возбуждение дела происходит с момента составления акта по делу об административном правонарушении, которым чаще всего становится протокол осмотра места происшествия, протокол об использовании мер обеспечения административного производства и др. Открытым производство считается также с даты оформления определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Данная процедура считается обязательной при необходимости проведения дополнительного расследования с целью точного выяснения обстоятельств случившегося или осуществления экспертизы, прочих процессуальных мер.

В КоАП РФ с комментариями (статья 28.7) присутствуют пояснения к ст. 28.7, регулирующей процесс принятия решения о проведении незамедлительного расследования по административному правонарушению. Данный вопрос входит в круг полномочий того же должностного лица, составившего определение о возбуждении дела. Аналогичные процессуальные действия относятся также к прокурорским полномочиям. Прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и распоряжается о проведении дополнительного расследования. Кстати, в этой же статье Кодекса указано, при нарушении правоотношений в каких сферах может возникнуть надобность проведения расследования. Ими могут быть проступки, связанные с несоблюдением законодательства в следующих отраслях:

антимонопольной;

разрешительно-лицензионной, патентной;

рекламы и пиар-маркетинга;

проведения выборов, референдумов;

регулирования и легализации предпринимательской прибыли;

оборота наркотиков, прекурсоров и психотропных веществ;

оборота табачной и спиртосодержащей продукции;

валютного контроля;

защиты потребительских, смежных, авторских прав;

госрегулирования ценообразования, стоимости тарифов на товары и услуги;

природоохранной деятельности;

таможни и экспертного контроля; пожаробезопасности;

правил эксплуатации транспортных средств и движения на дороге;

оказания услуг для нужд федерального и муниципального значения.

Определение о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное уполномоченным лицом, сопровождается разъяснением участникам производства их процессуальных прав и обязанностей, согласно КоАП РФ.

Расследование проводится в сроки, установленные законом, на основании акта по делу об административном правонарушении. Стоит отметить, что местом для его проведения должна быть территория свершения или выявления юридического деликта. Расследование осуществляет уполномоченное лицо, в иных случаях, предусмотренных законом – его заместителем или иным должностным лицом, обладающим для этого достаточной компетенцией.

Сроки проведения проверки не могут превышать 30 дней с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Установленный период может быть увеличен на 1 или 6 месяцев по письменному заявлению от лица, занимающегося производством данного дела.

Решение о продлении сроков, оформляемое в виде определения, принимает руководитель органа или его заместитель, его копия вручается под роспись лично потерпевшей и обвиняемой сторонам. Как только административное расследование подходит к концу, составляется протокол. Если же в его результатах отсутствуют основания для дальнейшего производства, уполномоченным лицом издается постановление о прекращении производства. При этом правонарушителю, как и потерпевшему, дается возможность ознакомиться с составленным протоколом, дать пояснения, уточнить содержание и указать на неточности в самом протоколе или приложенных к нему документов о возбуждении дела об административном правонарушении.

Таким образом, стадия возбуждения дела берет свое начало с момента оформления соответствующего документа, свидетельствующего о совершении лицом административного правонарушения – протокола. Эта стадия может считаться не только процессуальным действием – она является и юридическим фактом, который свидетельствует о зарождении административно-процессуальных отношения между субъектами. Что касается лица, которое способствует возникновению этой стадии, то им может быть, как специально уполномоченное, так и обычное гражданское. На первой стадии может быть проведено административное расследование.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.06.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1

Зуева Л.Ю. Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях. М.: Юрлитинформ, 2016. С. 87.

Панкова О.В. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях. М.: Статут, 2015. С. 78.

Шилехин К.Е. Проблемы возбуждения дел об административных правонарушениях в области налогов и сборов // Грамота. 2014. N 5 (43). Ч. II. С. 202 - 206.

Якимов А.Ю. Решения, принимаемые в рамках производства по делам об административных правонарушениях, которые могут быть обжалованы и опротестованы // Административное право и процесс. 2015. N 6. С. 2 - 7.

Якимов А.Ю. Формы, содержание и статус решений по существу дела, принимаемых в рамках производства по делам об административных правонарушениях (по материалам Верховного Суда Российской Федерации) // Государство и право. 2014. N 5. С. 17 - 26.

 

Login P.A.

Master's student of the Master's program

Legal activity in state and municipal authorities

Russian State University of Justice

(Moscow, Russia)

 

THE STAGE OF INITIATION OF CASE

ABOUT AN ADMINISTRATIVE OFFENSE

 

Abstract: in the article, the author examines the stages of consideration of cases of administrative offenses, dwelling in detail on such a stage as the stage of initiation of an administrative offense case. The article describes this stage, considers the grounds for the beginning of this stage of the administrative process.

 

Keywords: initiation of administrative offense case, enforcement proceedings, Administrative Code.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (49) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Логин П.А. СТАДИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ // Вестник науки №4 (49) том 4. С. 72 - 80. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5523 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5523



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.