'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (49) том 4
  4. Научная статья № 14

Просмотры  215 просмотров

Уханова Д.Д., Дубровина А.А.

  


ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИСКУССТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрена одна из актуальных проблем земельного права – определение правового статуса искусственных земельных участков. В работе проанализировано законодательство, касающееся данного вопроса. В результате были предложены изменения в Федеральный закон № 246 «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для предотвращения противоречий в правоприменительной практике   

Ключевые слова:
ИЗУ, категория, земля, законодательство, регулирование   


УДК 349.417

Уханова Д.Д.

студент

Саратовская государственная юридическая академия

(Россия, г. Саратов)

 

Дубровина А.А.

студент

Саратовская государственная юридическая академия

(Россия, г. Саратов)

 

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИСКУССТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

 

Аннотация: в данной статье рассмотрена одна из актуальных проблем земельного права – определение правового статуса искусственных земельных участков. В работе проанализировано законодательство, касающееся данного вопроса. В результате были предложены изменения в Федеральный закон № 246 «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для предотвращения противоречий в правоприменительной практике.

 

Ключевые слова: ИЗУ, категория, земля, законодательство, регулирование.

 

Развитие технологических процессов способствует эффективному созданию искусственных земельных участков (далее по тексту - ИЗУ). Однако в настоящее время создание ИЗУ вызывает ряд проблем в области правового регулирования. Следует напомнить, что в 2011 году был принят Федеральный закон от 19.07.2011 г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ № 246). ИЗУ имеют ряд неоспоримых преимуществ в использовании, таких как: экономичность, многозадачность, долговечность и рациональность.

Понятие ИЗУ, содержится в п.1 ст. 3 ФЗ № 246. Фактически ИЗУ - это созданный на федеральном водном объекте с помощью определенных методов остров или полуостров. Анализируя данное законодателем определение можно сделать вывод о его дуалистическом характере [1, С. 240]. Данный вывод так же находит свое отражение и в научной литературе. С одной стороны, ИЗУ, исходя из самого термина – это земельный участок, т.е. часть земной поверхности, имеющая индивидуализирующие характеристики (ст. 6 ЗК РФ). С другой стороны ИЗУ – это сооружение, под которым можно понимать; «…результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов» (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Налимов Д.О. отмечает, что земля — это исключительно природный ресурс, ввиду чего, он не может быть создан с помощью человеческих усилий. В связи с чем, существует позиция, согласно которой было бы правильно использовать термин «объект капитального строительства» [2, С. 386].

Однако согласно сложившейся судебной практике ИЗУ все же приравнивается к земельному участку. При этом существуют некоторые особенности.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 № 1515-О, ч. 1 ст. 3 ФЗ № 246, свидетельствует о том, что ИЗУ после ввода в эксплуатацию также является земельным участком: «в той мере, в какой в силу своей неопределенности она предполагает возможность отнесения к категории ИЗУ, создаваемых на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, иных сооружений, создаваемых в акватории водного объекта на основании разрешений, выдаваемых в соответствии со ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации» [1]. Так в Решении Арбитражного суда Приморского края от 02.04.2013 по делу № А51-32093/2012 указано: «только со дня выдачи разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию он признается земельным участком…. До этого момента такое сооружение как объект права не существует и не может порождать какие-либо права у заинтересованных лиц» [4]. Вместе с тем, в Апелляционном определении Кемеровского областного суда от 16.01.2020 г. по делу № 33-13955/2019 (2-1437/2019), указано, что в соответствии с п. 5 ст. 4 ГрК РФ к отношениям, связанным с созданием искусственных земельных участков и строительством объектов капитального строительства на таких земельных участках, применяется законодательство о градостроительной деятельности с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 19.07.2011 г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на данный момент, на этапе создания ИЗУ и до его ввода в эксплуатацию, правовое регулирование осуществляется градостроительным законодательством, однако после ввода его в эксплуатацию он приобретает статус земельного участка и тогда можно говорить о применении положений земельного законодательства. Однако граница, отделяющая способы правого регулирования носит преимущественно формальный характер. Поскольку для ввода в эксплуатацию ИЗУ необходимо получить соответствующее разрешение (ст. 12 ФЗ № 246), т.е. если ИЗУ фактически создан, но разрешение на ввод в эксплуатацию еще не получено, то он не приобретает статус земельного участка. Данная ситуация создает правовую неопределённость, которая выливается в отсутствие единого понимания правового положения ИЗУ.   

Таким образом, хотелось бы предложить внести изменения в ФЗ № 246. Так, предлагается исключить их определения ИЗУ, приведенного в ст. 3 ФЗ № 246 термин «сооружение», что позволит разграничить понятия «искусственный земельный участок» и «объект капитального строительства», приведенного в ст. 1 ФЗ № 246, что позволит предотвратить коллизии, возникающие в правоприменительной практике.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Демина И.А. Искусственный земельный участок как объект земельных правоотношений / И. А. Демина // World science: problems and innovations: сборник статей XXV Международной научно-практической конференции, Пенза, 30 октября 2018 года. Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.). 2018. С. 239-241.

Налимов Д.О. Проблемы действующего правового режима искусственных земельных участков в России // Вопросы российской юстиции. 2020. №8. С. 385-394.

Определение Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 N 1515-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы дачного некоммерческого товарищества «ФМК» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 3 Федерального закона «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсултантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=545323#VOvTMqSo21GRPN7F (дата обращения: 12.03.2022 г.).

Решение Арбитражного суда Приморского края от 02.04.2013 по делу N А51-32093/2012 // СПС «КонсултантПлюс». URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&ts=FDwUMqS72EIFmZ82&cacheid=98358F9556293F298F8921EDE56D652E&mode=splus&base=ASDV&n=244420&rnd=752F6B72D548D870AB061497D0EE7901#OnxUMqSXRq4BsaD6 (дата обращения: 12.03.2022 г.).

Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 16.01.2020 по делу N 33-13955/2019(2-1437/2019) // СПС «КонсултантПлюс». URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&ts=FDwUMqS72EIFmZ82&cacheid=A1925E8A05B2B1257D036C8F9EE3A639&mode=splus&base=AOSB&n=6788289&rnd=752F6B72D548D870AB061497D0EE7901#yhcVMqSAa0cdLLm91 (дата обращения: 12.03.2022 г.).

 

Ukhanova D.D.

Student, Saratov State Law Academy

(Saratov, Russia)

 

Dubrovina A.A.

Student, Saratov State Law Academy

(Saratov, Russia)

 

THE PROBLEM OF DETERMINING

THE LEGAL STATUS OF ARTIFICIAL LAND PLOTS

 

Abstract: this article discusses one of the urgent problems of land law – the definition of the legal status of artificial land plots. The paper analyzes the legislation concerning this issue. As a result, amendments were proposed to Federal Law No. 246 "On Artificial Land Plots Created on Federally Owned Water Bodies and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" to prevent contradictions in law enforcement practice.

 

Keywords: IZU, category, land, legislation, regulation.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (49) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Уханова Д.Д., Дубровина А.А. ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИСКУССТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ // Вестник науки №4 (49) том 4. С. 88 - 92. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5526 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5526



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.