'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (49) том 4
  4. Научная статья № 15

Просмотры  135 просмотров

Шурыгин А.А., Катаев Д.О.

  


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОЗЕРА БАЙКАЛ *

  


Аннотация:
статья посвящена одной из актуальных проблем экологического права- правовое регулирование экологической безопасности озера Байкал. В работе проанализированы законодательные проблемы обеспечения экологической безопасности озера Байкал. Кроме того, были затронуты мнение ученных, которые высказывались по данной тематике. В результате были представлены варианты усовершенствования законодательства в сфере безопасности природного ресурса   

Ключевые слова:
экологическая охрана, природный объект, нормативно-правовое регулирование   


УДК 349.415

Шурыгин А.А.

студент

Саратовская государственная юридическая академия

(Россия, г. Саратов)

 

Катаев Д.О.

студент

Саратовская государственная юридическая академия

(Россия, г. Саратов)

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОЗЕРА БАЙКАЛ

 

Аннотация: статья посвящена одной из актуальных проблем экологического права- правовое регулирование экологической безопасности озера Байкал. В работе проанализированы законодательные проблемы обеспечения экологической безопасности озера Байкал. Кроме того, были затронуты мнение ученных, которые высказывались по данной тематике. В результате были представлены варианты усовершенствования законодательства в сфере безопасности природного ресурса.

 

Ключевые слова: экологическая охрана, природный объект, нормативно-правовое регулирование.

 

Озеро Байкал представляет собой уникальный объект водного мира, который несет в себе одновременно множество уникальных свойств. Являясь самым глубоким озером на планете, Байкал является одним из крупнейших источников пресной воды. Данный факт придает, вышеуказанному водному объекту, особое стратегическое значение, поскольку запасы пресной воды на планете не столь велики.

Особенность озера Байкал так же заключается в особом статусе, вернее в сочетании нескольких статусов. Это единственный в Российской федерации объект природного мира, одновременно включенный ЮНЕСКО в Список объектов Всемирного природного наследия и подпадающий под федеральный закон о региональном объекте [1].

С юридической точки зрения, озеро Байкал – это природный объект, в отношении которого особая правовая охрана нормативно-правовыми актами различных уровней, начиная международным регулированием и заканчивая уровнем субъекта федерации. Экологическая охрана озера Байкал базируется на положениях природоохранного законодательства, в частности водного законодательства[2].

Главным источником правого регулирования в сфере охраны озера Байкал является принятый в 1999 году Федеральным законом «Об охране озера Байкал» [3]. В соответствии с данным федеральным законом на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, а утверждение перечня запрещённых видов деятельности делегировано Правительству Российской Федерации. Данный метод регулирования охранительных отношений позволяет отнести данный федеральный закон к актам «рамочного» типа. С чем выражают свое несогласие многие ученые.  Более того, пути решения основных экологических проблем Байкальской природной территории намечено в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.»[4]. Указанные нормативно-правовые акты содержат в себе ряд ограничений связанных с эксплуатаций природных ресурсов на территории данного природного объекта. Например, N 94-ФЗ в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности на Байкальской природной территории.

Анализируя проблемы правового регулирования охраны озера Байкал, можно сделать следующие выводы:

Нельзя не согласиться с И.В. Хамнаевым, который в целях обеспечения эффективного рационального использования и охраны озера Байкал предлагает разграничить предметы ведения Российской Федерации и субъектов Федерации по вопросам правовой охраны Байкальской природой зоны[5, с. 22].

Особое место среди проблемных аспектов правовой охраны является международные отношения. Проблематика данного вопроса обуславливается тем, что основным притоком озера Байкал является река Селенга, расположенная на территории Монголии. Таким образом, любое воздействие на реку Селенга неминуемо отразиться на состоянии экосистемы озера Байкал. Следовательно, встает вопрос о необходимости заключения особого российско-монгольского соглашения, объектом регулирования которого являлись бы отношения в сфере экологической охраны бассейна реки Селенга.

Иная группа проблем, связанных с правовой охраной озера Байкал носит чисто-юридический характер. Федеральный закон "Об охране озера Байкал" носит слишком общий характер. Для столь узкого правового отношения данная проблема является существенной. В указанном законе отсутствует специальная терминология, что вызывает вопросы относительно его практического применения.

Таким образом, на основании вышеизложенных проблемных аспектов можно сделать вывод, что на данный момент встает острая необходимость не в простом реформировании, а в обновлении законодательной базы в сфере регулирования общественных отношений. Предлагается издание нового федерального закона, который бы пришел на замену уже устаревшего Федеральный закон "Об охране озера Байкал", в котором был бы разработан новый понятийный аппарат.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (г. Париж, 16 ноября 1972 г.).

Ширабон Б. Б. Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности озера Байкал // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-obespecheniya-ekologicheskoy-bezopasnosti-ozera-baykal (дата обращения: 14.04.2022).

Федеральный закон "Об охране озера Байкал" от 01.05.1999 N 94-ФЗ (последняя редакция) // СПС «КонстультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22964  (дата обращения 14.04.2022).

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (утв. Президентом РФ 30.04.2012) // СПС «КонстультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117/ (дата обращения 14.04.2022).

Хамнаев И.В. Организационно-правовой механизм охраны экосистемы озера Байкал: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008 С. 22

 

Shurygin A.A.

Student

Saratov State Law Academy

(Russia, Saratov)

 

Kataev D.O.

Student

Saratov State Law Academy

(Russia, Saratov)

 

LEGAL REGULATION OF ENVIRONMENTAL

SAFETY OF LAKE BAIKAL

 

Abstract: the article is devoted to one of the urgent problems of environmental law - the legal regulation of ecological safety of Lake Baikal. The paper analyzes the legislative problems of ensuring the ecological safety of Lake Baikal. In addition, the opinions of scientists who spoke on this topic were touched upon. As a result, options for improving legislation in the field of natural resource security were presented.

 

Keywords: environmental protection, natural object, legal regulation.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (49) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Шурыгин А.А., Катаев Д.О. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОЗЕРА БАЙКАЛ // Вестник науки №4 (49) том 4. С. 93 - 97. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5527 (дата обращения: 16.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5527



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.