'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (49) том 4
  4. Научная статья № 22

Просмотры  186 просмотров

Рахматуллина А.А.

  


АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: ВИДЫ И МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, описываются результаты проведенного исследования, которое было направлено на оценку видов агрессивного поведения современных подростков   

Ключевые слова:
агрессивность, агрессивное поведение, виды агрессивного поведения, подростковый возраст, методы преодоления   


УДК 159.9

Рахматуллина А.А.

студентка 5 курса

кафедра педагогика и психология девиантного поведения

БГПУ им. М. Акмуллы

(Россия, г. Уфа)

 

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ:

ВИДЫ И МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, описываются результаты проведенного исследования, которое было направлено на оценку видов агрессивного поведения современных подростков.

 

Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, виды агрессивного поведения, подростковый возраст, методы преодоления.

 

 Проблема исследования агрессивного поведения подростков сейчас очень актуальна, поскольку в современном мире растет число агрессивных проявлений подростков и это способствует беспокойству родителей и психологов. Нередко можно наблюдать озлобленность, необоснованную жестокость при общении друг с другом, в школе, на улице и в общественных местах. Агрессивные тенденции в подростковом возрасте обусловлены двумя наиболее яркими факторами — это новообразования возраста и влияние социума. На подростка оказывает влияние его семья, школа и сверстники, а также деятельность различных СМИ, которые на фоне болезненного подросткового кризиса оставляют тяжелый след на психологическом здоровье подростка, что влечет за собой проявление агрессивного поведения.

Различными авторами предложено множество определений агрессивного поведения, но наиболее общее дают Р. Бэрон и Д. Ричардсон [2], определяя агрессивность как свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу.

Из видов агрессивных реакций у подростков, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

Физическая агрессия — подросток использует физическую силу против другого лица.

Косвенная агрессия — совершение таких действий агрессивного характера, которые направлены на кого-либо окольными путями (топанье, крик, сплетни, злобные шутки и т. д.).

Вербальная агрессия — использование подростком в качестве выражения своих негативных эмоций словесных форм (угроза, визг, ругань и т. д.). Раздражительность — подросток по малейшему поводу проявляет резкость, вспыльчивость, грубость.

Скрытая агрессия — систематическое давление на кого-либо, однако без открытого проявления враждебности. Исходя из вышесказанного, а также опираясь на основные положения, касающиеся вопроса агрессивного поведения, его основных видов и свойств, развития их у подростков было решено исследовать особенности агрессивного поведения у подростков. В данном исследовании принимали участие 31 школьник, из которых 12 мальчиков и 19 девочек в возрасте 13–14 лет. Эмпирическое исследование проводилось в форме группового тестирования в ноябре 2015 года. В исследовании использовалась методика, предложенная в Практикуме по возрастной психологии, под редакцией Л. А. Головея и Е. Ф. Рыбалко [3] — методика исследования агрессивности Басса-Дарки. Данный опросник предназначен для исследования уровня агрессивности человека. Разработан А. Бассом и А. Дарки. В процессе конструирования опросника ими были выделены следующие виды агрессии: физическая, косвенная, вербальная, скрытная. А также выделяется индекс агрессивности и индекс враждебности. В ходе проведения исследования подросток прочитывает 75 утверждений и примеряет их на себе, насколько они соответствуют его стилю поведения, и отвечает одним из возможных ответов: «да» и «нет». Анализируя полученные данные в ходе исследования, выяснилось, что: из всех детей, принимавших участие в исследовании 4 из 31 подростка, то есть 13 %, показали высокий индекс агрессивности, 10 детей, то есть 32 %, — средний индекс, и 17 детей, то есть 55 %, — низкий (рис.1). Преобладающие показатели (средний и низкий индекс агрессивности) свойственны подросткам, которые в обычных условиях не проявляют агрессивность, но в особо значимых эмоциональных ситуациях могут проявить различные виды агрессии. Что касаемо индекса враждебности, то здесь среди подростков никто не показал низкий уровень. Средний уровень имеют 19 из 31 детей, то есть 61 %, а высокий 12 детей, то есть 39 % (рис.1). Этот результат может быть обусловлен тем, что подростки подозрительны, не готовы воспринимать критику и чужое мнение, отличное от их, а также они имеют нестабильную самооценку, вследствие чего, они часто проявляют реакцию, которая развивает негативное отношение к людям и событиям.

 

 

Уровень общей агрессивности и враждебности (в %) Также исследование показало, что наиболее часто среди респондентов встречаются: вербальная агрессия, которая свойственна 35 % (11 из 31) респондентам, чувство вины — 29 % (9 из 31), раздражительность — 10 % (3 из 31). Эти данные говорят о том, что данные подростки чувствительны к негативу и чаще выражают негативные чувства через крик или угрозы, а также о том, что проявления агрессии могут выражаться по отношению к ним самими. Также необходимо упомянуть о половом соотношении проявления агрессии, где выяснилось, что мальчикам присущи такие виды агрессии, как чувство вины (50 %) и вербальная агрессия (33 %), у девочек же в большей мере проявляются вербальная агрессия (41 %), чувство вины (18 %) и раздражение (18 %).

 Можно сделать вывод о том, что подросткам свойственны такие формы агрессии, как вербальная агрессия, чувство вины и раздражительность. При этом существуют половые различия в проявлении агрессивных реакций. Но нужно понимать, что агрессия в нашей жизни может проявляться не только в отрицательном значении (например, драки, угрозы, порча имущества), но также и в положительном (например, проявление агрессии может способствовать адаптации, защите от внешней угрозы, или может помочь отстоять свои интересы). И опираясь на это, родителям, педагогам и психологам необходимо понимать, что для агрессивного подростка является важным понятие контроля своим поведением и обучить их этому — процесс достаточно длительный и сложный, но необходимый для полноценного психического развития и комфортной социальной жизни.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. — М.: Флинта, 2001;

Авдулова Т. П. Агрессивный подросток: книга для родителей/ Т. П. Авдулова. — М.: Академия, 2008. — 128 с.;

Бэрон Р. Агрессия/ Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб.: Питер, 2001. — 352 с. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии [Текст]: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2008. — 688 с.

 

Rakhmatullina A.A.

5th year student,

Department of Pedagogy and Psychology of Deviant Behavior

BSPU named after M. Akmulla

(Russia, Ufa)

 

AGGRESSIVE BEHAVIOR OF MODERN TEENAGERS:

TYPES & METHODS OF OVERCOMING

 

Abstract: this article examines the features of aggressive behavior in adolescence, describes the results of a study that was aimed at assessing the types of aggressive behavior of modern adolescents.

 

Keywords: aggressiveness, aggressive behavior, types of aggressive behavior, adolescence, coping methods.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (49) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Рахматуллина А.А. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: ВИДЫ И МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ // Вестник науки №4 (49) том 4. С. 141 - 145. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5534 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5534



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.