'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (49) том 4
  4. Научная статья № 25

Просмотры  144 просмотров

Шамсиева Ф.С.

  


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в статье анализируются ключевые подходы в изучении психологической поддержки в условиях неспособности студентов индивидуально преодолевать психологические барьеры в образовательной деятельности. Указаны основные современные тенденции психологической поддержки   

Ключевые слова:
психологическая поддержка, психологический барьер   


УДК 159.9

Шамсиева Ф.С.

студентка кафедры общей и педагогической психологии

Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы

(г. Уфа, Россия)

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ В ПРЕОДОЛЕНИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аннотация: в статье анализируются ключевые подходы в изучении психологической поддержки в условиях неспособности студентов индивидуально преодолевать психологические барьеры в образовательной деятельности. Указаны основные современные тенденции психологической поддержки.

 

Ключевые слова: психологическая поддержка, психологический барьер.

 

Под понятием «поддержка» обычно имеется в виду обеспечение комфортом, признание, стремление поддержать, одобрение либо помощь человеку (поддерживающая терапия).

Тема психологической поддержки освещается в трудах психологов      О. С. Газмана, А. Г. Асмолова, И.В. Дубровиной и многих других. В настоящее время этап психологической поддержки выступает в роли одних из основных и перспективных направлений, которые реализуют психологическую службу образования.

А. Г. Асмолов считал, что психологической основой поддержки являются такие условия:

 - присутствие в современном образе существования человека источников развития индивидуальности личности;

 - присутствие в социогенезе таких условий и обстоятельств формирования индивидуальности, где человек обладает возможностью к проявлению своих отличительных качеств, а не только нормативного поведения;

 - наличие широких сфер возможности выбора[1, с. 42].

Согласно суждению отечественных авторов, основная суть поддержки выражается в сложных процессах и перестройках, которые непосредственно касаются личности человека. Находящаяся в развитии личность постоянно преодолевает препятствия в виде барьеров, возникающих  на жизненном пути. Для этого ему необходимы особые стратегии воспитания. Процессы формирования психологической поддержки приводят к активному саморазвитию, когда индивид сам в состоянии формировать новые ценности, цели, изучая внешние воздействия и следуя внутренним стимулам [5, с. 202–204].

В работах Н. Н. Загрядской исследуется психологическая поддержка для школьников подросткового возраста при решении ими экзистенциональных проблем. Подчеркивается, что психологическая поддержка является обязательной составляющей социальных педагогов и психологов в школе. Результативность психологической поддержки  соразмерна со степенью изученности учащихся старших классов лично самим психологом.

В своих исследованиях автор делает вывод, что психологическая помощь и поддержка должны осуществляться в направлениях развития таких параметров личности, которые считаются значимыми для решения вопросов и проблем позитивного самоотношения, самостоятельности, инициативности и активности [3, с. 9].

Основополагающей целью психологической поддержки является формирование такого климата, в коем обучающиеся могут в полной степени совершенствоваться как личность, и которые способны оказывать сопротивление неблагоприятным условиям социума, а также индивидуально преодолевать возникающие препятствия на пути развития. С позиции психологических подходов, поддержка не является возложением ответственности на специалиста, а предполагает процесс, которая определяется такими позициями, как саморазвитие личности, адекватное саморегулирование и т. д.

А. В. Петровский в своей концепции отметил, что в процессе изучения стадий профессионального формирования и личностного становления студентов в вузах закладываются предпосылки их персонализации и объединения в социальной системе [4, c. 149-150].

Психологическая поддержка при столкновении с психологическим барьером может реализоваться в нескольких уровнях:

–     мотивационном (рост инициативности человека, актуализация в необходимости обучения, саморазвития, самосовершенствовании);

–     эмоциональном (корректировка нынешнего состояния обучающегося, преобразование негативных эмоции в позитивные, и, кроме того, освоение навыков саморегуляции);

–     когнитивном (перестройка представлений человека о социуме, окружающем мире, самом себе и выработка позитивного мышления);

– поведенческом (формирование и развитие эффективных умений и навыков, способных обеспечить подходящую адаптацию личности к социальному окружению) [2, c. 56].

Таким образом, согласно изучениям психологических барьеров, представление о психологической поддержке студентов в целом понимается как совокупность мер, которые активно и нацелено участвуют в ходе развития здоровой личности студента и обладают целью оптимизации психологического состояния личности обучающегося; преодолевают способы снижения актуальности психологических преград, которые препятствуют профессиональной самореализации студента в ходе обучения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Асмолов А.Г. Содействие ребенку – развитие личности // Забота – поддержка – консультирование. Серия «Новые ценности образования» / под ред. Н.Б. Крыловой. М. : Инноватор, 1996. Вып. 26. С. 39–44.

Болдырева Т.А., Тхоржевская Л.В. Оптимизм в трудной жизненной ситуации: функциональный подход // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12: Психология, социология, педагогика. СПб.: СПбГУ, 2009. Вып. 1, ч. 1. С. 55–60.

Загрядская Н.Н. Психологическая поддержка старшеклассников при решении ими экзистенциальных проблем: автореф. дис. канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1999.

Ким И.О., Минияров В.М., Иванов Д.В. Понятие моральных представлений в отечественной и зарубежной психологии // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. Т. 3, № 4. С. 148–157.

Котова И. Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов н/Д, 1994.

 

Shamsieva F.S.

student of the Department of General and Pedagogical Psychology

Bashkir State Pedagogical University

named after M. Akmulla

(Ufa, Russia)

 

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF STUDENTS IN OVERCOMING

PSYCHOLOGICAL BARRIERS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

 

Abstract: the article analyzes the key approaches in the study of psychological support in the conditions of students' inability to individually overcome psychological barriers in educational activities. The main modern trends of psychological support are indicated.

 

Keywords: psychological support, psychological barrier.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (49) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Шамсиева Ф.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №4 (49) том 4. С. 159 - 162. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5537 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5537



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.