'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (49) том 4
  4. Научная статья № 26

Просмотры  133 просмотров

Шамсиева Ф.С.

  


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ (ПРОБЛЕМЫ) СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ *

  


Аннотация:
в статье представлен анализ психолого-педагогического аспекта стрессоустойчивости обучающихся. Его значимость определяется неспособностью детей преодолевать непредвиденные ситуации, невозможностью владеть различными способами борьбы со стрессом, завершением чего выступает отрицательное влияние, как на физическую, так и на психологическую составляющую. Предполагается, что анализ понятий «стресс» и «стрессоустойчивость» позволит обозначить тенденции в работе по развитию формирования устойчивости к стрессу   

Ключевые слова:
стрессоустойчивость, стресс, стадии стресса   


УДК 159.9

Шамсиева Ф.С.

студентка кафедры общей и педагогической психологии

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

(г. Уфа, Россия)

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

(ПРОБЛЕМЫ) СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Аннотация: в статье представлен анализ психолого-педагогического аспекта стрессоустойчивости обучающихся. Его значимость определяется неспособностью детей преодолевать непредвиденные ситуации, невозможностью владеть различными способами борьбы со стрессом, завершением чего выступает отрицательное влияние, как на физическую, так и на психологическую составляющую. Предполагается, что анализ понятий «стресс» и «стрессоустойчивость» позволит обозначить тенденции в работе по развитию формирования устойчивости к стрессу.

 

Ключевые слова: стрессоустойчивость, стресс, стадии стресса.

 

В современном образовательном процессе контрольные тесты, экзамены, а также прочие разновидности контроля умений, познаний, а также способностей обучающихся занимают значительную часть учебного времени. Это приводит к тому, что эмоциональное здоровье индивида подвергается интеллектуальной нагрузке. Вдобавок, нагрузка дополняется психологическими факторами еще и в эмоциональном плане по причине необходимости осуществлять контроль над собственными эмоциями, а также чувствами, что требует особых усилий особенно в подростковом возрасте.

Обучающиеся, ровно так же, как и старшие, страдают из-за излишней перегрузки, психологического давления, испытывают стресс по социальным, экономическим, медицинским, физиологическим и иным причинам. Подростки зачастую сталкиваются с неспособностью преодолевать сложные стрессовые ситуации. Следовательно, в современной науке считается важным актуальность рассмотрения психолого-педагогических аспектов проблемы стрессоустойчивости.

Термин «стресс» введен в научный оборот и использовался в 1936 г. биологом и эндокринологом Г. Селье, который в свою очередь исследовал воздействие инфекции на совокупность физиологических, биологических, биохимических и поведенческих реакции организма. Селье отметил, что негативное влияние в большинстве своем стимулирует все силы в организме, и приводит к действию стрессогенные факторы. Он именовал данное состояние стрессом и в дальнейшем расширил и конкретизировал свою научную теорию [1, с. 12].

Представление о стрессе в современной науке многозначительно. Но, несмотря на это, под стрессом подразумевают некое психическое напряжение, представляющее результат деятельности человека в особо сложных, требующих умственную деятельность, условиях [2, с. 483].

Анализ данных определений позволяет сделать вывод, что стресс является состоянием повышенного напряжения организма, в котором происходит реакция на различные неблагоприятные факторы (стрессоры), воздействующие на него. Он состоит из фаз, его порождающих, и изменений, им спровоцированных.

Исследуя происхождение стресса, Г. Селье рассматривал его не только в отрицательном виде, но и выделил в своих изучениях положительный, отрицательный(дистресс), благоприятный(эу-стресс) и вредные формы. Положительный стресс биологически значим, так как активизирует значительно высокую функциональность, удерживает требуемые биохимические процессы, закаляет организм, способствует формированию и развитию творческих способностей, обучает оставаться в строю в чрезвычайных обстоятельствах, формирует положительный опыт[1, с. 37].

Отрицательный стресс может привести к неблагоприятным последствиям и нанести вред человеку. Стресс такого рода возникает в случае продолжительного отрицательного воздействия на обучающегося. К примеру, посещение секции, однократное участие в соревновании или олимпиаде приносит ученику нужный навык и полезные умения, а постоянная подготовка и готовность подростка участвовать в разных мероприятиях, при котором умственная работа выполняет важную роль, способно стать фактором истощения или же приводит к разрушению организма.

Стресс, своим воздействием на человека подразделяется на три последовательных стадии изменения физического и психоэмоционального самочувствия:

–     стадия мобилизации (возникновение беспокойства и тревожности как реакции на опасность либо угрозу, а также эмоциональное возбуждение);

–     стадия резистентности (адаптированность к тяжелым жизненным обстоятельствам, приспосабливание к напряженным условиям);

–     стадия истощения (беспокойство и возникновение тревоги, вследствие чего происходит снижение работоспособности, нарушения психологического и физиологического здоровья) [1, c. 43-44].

Таким образом, становится очевидным, что стресс, в зависимости от фактора может проявляться как в положительном, благоприятном, так и в отрицательном, неблагоприятном воздействии на работоспособность обучающихся. Поэтому, правильно организованный ход образовательного процесса предполагает конкретный набор стратегий, предопределяющих причины возникновения стресса. Это актуализирует надобность изучения адаптации обучающихся и студентов к сложным условиям, и, кроме того, определение их возможного поведения в похожих ситуациях, то есть формирование стрессоустойчивости в образовательной деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Селье Г. Стресс без дистресса. М., 2012. 66 с.

Большой психологический словарь под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 4-е изд., доп. и испр. М., 2008. 868 с.

Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб., 2009. 336 с.

Варданян Б. Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 2003. С. 542–543.

Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб., 2006. 256 с.

 

Shamsieva F.S.

student of the Department of General and Pedagogical Psychology

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

(Ufa, Russia)

 

PSYCHOLOGICAL & PEDAGOGICAL ASPECTS (PROBLEMS)

OF STRESS TOLERANCE IN STUDENTS

 

Abstract: the article presents an analysis of the psychological and pedagogical aspect of stress tolerance of students. Its significance is determined by the inability of children to overcome unforeseen situations, the inability to master various ways of dealing with stress, which culminates in a negative impact on both the physical and psychological component. It is assumed that the analysis of the concepts of "stress" and "stress tolerance" will allow us to identify trends in the development of the formation of resistance to stress.

 

Keywords: stress resistance, stress, stress stages.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (49) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Шамсиева Ф.С. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ (ПРОБЛЕМЫ) СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ // Вестник науки №4 (49) том 4. С. 163 - 166. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5538 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5538



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.