'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (49) том 4
  4. Научная статья № 27

Просмотры  75 просмотров

Шамсиева Ф.С.

  


ФОРМИРОВАНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ *

  


Аннотация:
в статье исследуются особенности формирования Я-концепции как условия развития самосознания личности. Представлен теоретический анализ подходов к пониманию Я-концепции и её структурных частей. Автором определяется, что итогом процессов самосознания становится Я-концепция, а образ Я в Я-концепции представлена как установка человека на самого себя. Понимание о своем физическом виде является одной из составных элементов Я-концепции   

Ключевые слова:
Я-концепция, самосознание   


УДК 159.9

Шамсиева Ф.С.

студентка кафедры общей и педагогической психологии

Башкирский государственный педагогический университет

им. М.Акмуллы

(г. Уфа, Россия)

 

ФОРМИРОВАНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ КАК УСЛОВИЕ

РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Аннотация: в статье исследуются особенности формирования Я-концепции как условия развития самосознания личности. Представлен теоретический анализ подходов к пониманию Я-концепции и её структурных частей. Автором определяется, что итогом процессов самосознания становится Я-концепция, а образ Я в Я-концепции представлена как установка человека на самого себя. Понимание о своем физическом виде является одной из составных элементов Я-концепции.

 

Ключевые слова: «Я», Я-концепция, самосознание.

 

Общетеоретическое исследование научно-методической и психолого-педагогической литературы в вопросах анализа «Я» в теории личности свидетельствует о малой разработанности проблемы развития и формировании Я-концепции как центральной части человеческой личности.

«Я» рассматривается как результат отделения себя из окружающей среды, позволяющий ощущать и почувствовать себя субъектом психологических и физических свойств и состояний. Она основывается в деятельности и расценивается субъектом в Я-концепции, основывая ядро человеческой личности.

Доктор психологических наук, профессор и психолог В. В. Столин [2, с.416] выделяет три уровня в Я концепции:

–     физический Я-образ (определяется необходимостью в физическом благополучии организма);

–     социальная идентичность (относится к потребности человека в принадлежности и высоком стремлении состоять в общности);

–     дифференцирующий образ Я (характеризуется наличием знании о себе и придающий индивиду чувство собственной исключительности).

В самосознании, изучение которого содержит Я-физическое в теоретической схеме, и которая основана в форме теорий, имеются два вида отношений между Я-концепцией и Я-физическим [3]. Первый вид отношений свойственен для «функциональных схем» и подразумевает наличие множества аспектов самосознания, в ряду которых присутствует также и Я-физическое. Понимая Я-концепцию как систему установок, направленную на себя, английский психолог Р. Бернс отделяет в них две интегративные сферы: самооценка либо принятие себя, сопряженное с Я-осознающим и образом Я, связанное с Я-объектом.

Кандидат психологических наук, психолог С. А. Баклушинский полагает, что Я-концепция не может считаться устойчивой. Она меняется со временем и значимую роль в этом представляют обратные связи от лиц, принадлежащих к ближайшему социальному окружению индивида. Я-концепция выражается посредством частных или рабочих Я-концепции, которые находятся в зависимости от определенного социального контекста, в коем они реализуются.

Существуют много разных подходов в понимании определения «Я-физическое», но среди исследователей отсутствует единое мнение. В литературе можно увидеть различные термины, которые каким-либо образом связаны с психическим отражением разных сторон своей телесности.

Зарубежные ученые начали все чаще использовать термин «образ тела». Устанавливая место образа тела в структуре Я-концепции, авторы подвергают рассмотрению тело как своего рода хранилище «Я», обладающего большими или меньшими установленными субъективными границами [3].

Тело рассматривается как объект, отражающийся в самосознании со стороны его ценности для человека, довольства его внешними чертами и характеристиками. Например, А. Адлер и З. Фрейд зафиксировали, что определенный вид поведения человека представляется как возможность истинной и воображаемой ущербности тела. В целом, в трудах данных авторов внимание акцентировалось и находится в центре близкой связи телесного с Я-концепцией и в значимости эмоционально-ценностного отношения человека к собственной телесной внешности в создании образа Я. Во многих работах авторов, которые интерпретировали Я-концепцию, изучалась достоверность восприятия и принятия человеком своего тела [5, c. 35]. Образ тела признавалось как итог активной работы определенных нейронных систем. Она дает обеспечение на регулировку расположения частей тела, контроль и коррекцию двигательного акта с учетом внешних условий.

Восприятие тела как объекта в окружающем пространстве можно представить основным уровнем телесных переживаний. Большинство авторов, как отечественных, так и зарубежных сходятся в суждениях, что схема тела -  это прижизненно образующаяся структура, что дает возможность субъекту исполнять в любой момент времени состояние либо положение разных частей своего тела и почувствовать их принадлежность к целому. Схематическая модель тела имеет стабильную структуру и может нарушиться только лишь при сильных воздействиях.

Обобщая все вышесказанное можно прийти к выводу, что результатом процессов самосознания является Я-концепция. У каждого человека представления о физическом облике считаются одним из главных составляющих факторов, а также в Я-концепции образом Я выступает установка человека на себя самого, которая содержит в себе три модальности, которые признаны многими авторами.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Агапов В.С. «Возрастная репрезентация Я-концепции личности» [http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/iconcept.htm]

Бернс Р. «Я-концепция и воспитание», М.: 1986 г. – С.388- 420

Бернс Р. «Что такое Я-концепция» [http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/burns1.htm#1p2]

«Большой психологический словарь» под ред. Б.Г. Мещерякова, З.П. Зинченко, СПб: Москва 2008 г. - 811 с.

Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Шугаев А.Г. Педагогический контроль в системе управления качеством образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63-4. – С. 34-37.

Шильштейн «Особенности презентации Я в подростковом возрасте»//Вопросы психологии - 2000 г. №2

 

Shamsieva F.S.

student of the Department of General and Pedagogical Psychology

Bashkir State Pedagogical University

named after M.Akmulla

(Ufa, Russia)

 

FORMATION OF THE SELF-CONCEPT AS CONDITION

DEVELOPMENT OF SELF-AWARENESS OF INDIVIDUAL

 

Abstract: the article examines the features of the formation of the Self-concept as a condition for the development of self-consciousness of the individual. A theoretical analysis of approaches to understanding the Self-concept and its structural parts is presented. The author determines that the Self-concept becomes the result of the processes of self-consciousness, and the image of the Self in the Self-concept is presented as a person's attitude to himself. Understanding about one's physical appearance is one of the constituent elements of the Self-concept.

 

Keywords: I am a concept, self-awareness.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (49) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Шамсиева Ф.С. ФОРМИРОВАНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ // Вестник науки №4 (49) том 4. С. 167 - 170. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5539 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5539



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.