'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (50) том 1
  4. Научная статья № 3

Просмотры  105 просмотров

Гудзь В.В., Андрусева И.В.

  


ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ *

  


Аннотация:
статья посвящена особенностям логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В ходе изложения статьи обоснована специфика организации индивидуальной коррекционно-логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи и описаны основные методические приемы, используемые в данном процессе   

Ключевые слова:
индивидуальная коррекционно-логопедическая работа, общее недоразвитие речи, методические приемы   


УДК 373.21

Гудзь В.В.

студентка кафедры специального (дефектологического) образования

Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова

 

Научный руководитель:

Андрусева И.В.

кандидат педагогических наук

доцент кафедры специального (дефектологического) образования

Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ,

ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Аннотация: статья посвящена особенностям логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В ходе изложения статьи обоснована специфика организации индивидуальной коррекционно-логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи и описаны основные методические приемы, используемые в данном процессе.

 

Ключевые слова: индивидуальная коррекционно-логопедическая работа, общее недоразвитие речи, методические приемы.

 

В современной логопедии термин «недоразвитие речи» используется для обозначения качественно более низкого уровня сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитием речи, относится формирование у них лексического словаря. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Преодоление общего развития в процессе коррекционно-логопедической работы должно осуществляться систематически и быть нацелена прежде всего на коррекцию звукопроизношения и развитие фонематического восприятия дошкольников. Также коррекционно-логопедическая работа должна непременно предусматривать развитие словаря, связной речи, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоении детьми на данном возрастном этапе.

Очень важно в процессе организации индивидуальной коррекционно-логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи заинтересовать детей занятиями, используя разнообразные игровые моменты, рисование, художественное слово [2].

Успех логопедических занятий во многом зависит от того, насколько тщательно логопед продумал занятия в соотношении с дефектом ребенка, уровню его психических процессов и особенностей поведения.

Воспитателю логопедической группы необходимо активно участвовать в коррекционном процессе, способствуя преодолению речевого дефекта, так же в процессе своей деятельности ему следует руководствоваться общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это-принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Принцип системности и последовательности предлагает адаптацию содержания, методов и приемов деятельности воспитателя к требованиям, представленным задачами коррекционного этапа логопедического воздействия.

Принцип индивидуального подхода предлагает учет индивидуальных речевых особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и тяжести речевых нарушений у детей и неодновременностью их преодоления на логопедических занятиях [4].

Логопедическая работа по преодолению ОНР осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи с учетом закономерностей его развития в норме. Главная задача состоит не только в том, чтобы научить детей пользоваться определенными словами и изречениями, но главным образом в том, чтобы вооружить их средствами, которые позволят самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Необходимым условием проведения занятий является плотный контакт с ребенком на фоне позитивного эмоционального настроения, его желания говорить и подражать логопеду. Занятия должны включать различные методические и игровые приемы, разумное чередование видов работы с многократным повторением одного и того же речевого материала, быть насыщенными (особенно в начале) невербальными заданиями. Продолжительность индивидуальных занятий 10 - 15 минут [5].

Если ребенок хорошо успевает по отдельным видам занятий, то воспитатель может взять его на индивидуальное логопедическое занятие. Также он может брать детей с прогулки без ущерба для здоровья ребенка на 15-20 минут для индивидуальной работы.

Целесообразно для работы воспитателя логопедической группы работать во второй половине дня согласно сетки занятий с закреплением навыков произношения и развития речи.

Преодоление общего развития в процессе коррекционно-логопедической работы должно осуществляться систематически и быть нацелено прежде всего на коррекцию звукопроизношения и развитие фонематического восприятия дошкольников.

В процессе индивидуальной работы логопеды зачастую используют разнообразные традиционные и нетрадиционные технологии, такие как артикуляционная гимнастика; логопедическая ритмика; логопедическая кукла; сказкотерапия; логоанимация; скороговорки; радио; логопедические компьютерные программы [5].

Таким образом, вся система индивидуальной коррекционно-логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи опирается на принцип коммуникативной направленности обучения. Это предполагает формирование общения в процессе активной речевой деятельности, образование у детей мотивированной потребности к речи путем стимуляции их речевой активности и моделирования ситуаций, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волковой. – М.: Владос, 2018. – 680 с.

Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев – СПб.: Речь, 2016. – 380 с.

Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2018. – 224 с

Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения / М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 2019. – 239 с.

Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи / С.Н. Шаховская. // Психолингвистика и современная логопедия. – М.: Наука, 2017. – 225 с.

 

Gudz V.V.

student of the Department of Special (defectological) education

Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov

 

Andruseva I.V.

Candidate of Pedagogical Sciences

Associate Professor of the Department of Special (Defectological) Education

Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov

 

ORGANIZATION OF INDIVIDUAL

CORRECTIONAL AND SPEECH THERAPY

WORKING WITH PRESCHOOLERS,

HAVING A GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

 

Abstract: the article is devoted to the peculiarities of speech therapy work with preschoolers who have a general underdevelopment of speech. In the course of the presentation of the article, the specifics of the organization of individual correctional speech therapy work with preschoolers with general speech underdevelopment are substantiated and the main methodological techniques used in this process are described.

 

Keywords: individual correctional speech therapy work, general underdevelopment of speech, methodological techniques.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (50) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Гудзь В.В., Андрусева И.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ // Вестник науки №5 (50) том 1. С. 13 - 17. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5545 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5545



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.