'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (50) том 1
  4. Научная статья № 4

Просмотры  72 просмотров

Домашенко Ю.В., Болдырева В.Э.

  


ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ *

  


Аннотация:
в данной статье на основе анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы обоснованы особенности коррекционной работы по преодолению нарушения лексико-грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи   

Ключевые слова:
общее недоразвитие речи, лексико-грамматический строй, коррекционная работа, логопед, методические приемы работы   


УДК 373.21

Домашенко Ю.В.

студентка кафедры специального (дефектологического) образования

Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова

 

Болдырева В.Э.

старший преподаватель

кафедры специального (дефектологического) образования

Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова

 

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ

НАРУШЕНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

Аннотация: в данной статье на основе анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы обоснованы особенности коррекционной работы по преодолению нарушения лексико-грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи.

 

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, лексико-грамматический строй, коррекционная работа, логопед, методические приемы работы.

 

Постановка проблемы. Речевая функция является одной из важнейших функций, которая характерна только для человека, и обладание способностью речевого общения создает условия для человеческих отношений. Нарушение речи негативно влияет на развитие личности, отражается на ее деятельности, поведении. Речевые нарушения существуют так давно, как и человеческая речь.

Важность овладения детьми с общим недоразвитием речи родным языком объясняется тем, что он представляет собой средство общения, интеллектуального развития и способ изучения всех других учебных предметов. В настоящее время в отечественной специальной педагогике сложился такой подход к обучению детей с нарушением речи, который ориентирует педагога на формирование совокупности знаний, умений и навыков детей с учетом их возможностей, типологических и индивидуальных особенностей.

Необходимым условием формирования социально активной и духовно богатой личности является овладение речью как средством общения. При общем недоразвитии речи обогащение опыта протекает замедленно и искаженно. Аномально развитые практическая и познавательная деятельности не могут способствовать быстрому накоплению представлений и не стимулируют появление новых интересов и потребностей. Ребенок не чувствует необходимости в речевом общении с окружающими.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения речи и малую мотивацию к овладению речью и в частности ее лексико-грамматическим строем речи. Следует отметить, что в результате специально организованного обучения можно оптимизировать навыки овладения лексико-грамматическим строем речи у детей с общим недоразвитием речи.

В исследованиях Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др. отмечается, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности усвоения лексическо-грамматических закономерностей родного языка.

В работах Р.Е. Левиной, Е.Ф. Соботович, Н.С. Жуковой, Л.Ф. Спировой,                                      Т.П. Бессоновой, Т.Б. Филичевой, Р.И. Лалаевой , Н.В. Серебряковой, Т.А. Ткаченко и др. представлен анализ развития лексико-грамматической стороны развития речи при ОНР, где они подробно описывают нарушения лексики у детей с ОНР.

Разработка коррекционной работы по преодолению нарушения лексико-грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи освещена в научных трудах и публикациях В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, Е.Ф. Соботович, и др.

Следует отметить, что в логопедии разработана и широко применяется методическая система коррекционной работы с детьми с ОНР. Однако, специфические приемы, направленные на формирование лексико-грамматического строя представлены недостаточно.

Целью статьи является теоретическое обоснование особенностей коррекционной работы по преодолению нарушения лексико-грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи.

Изложение основного материала исследования. Под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Лексическая и грамматическая системы русского языка сложны для понимания ребенка с общим недоразвитием речи. Нехватка полноценной и своевременной помощи детям приводит к нарушению коммуникативных процессов, следовательно, речевой негативизм, трудности адаптации в детском коллективе, к задержке познавательной деятельности, специфичности эмоционально-волевой сферы и трудности в овладении в дальнейшем школьной программой [1].

В современной логопедии термин «недоразвитие речи» используется для обозначения качественно более низкого уровня сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

Недоразвитие речи, как отмечает А.Н. Корнев, не является самостоятельной нозологической единицей в медицинском смысле этого понятия, целостным однородным расстройством с единым патогенезом и механизмами. Обычно это совокупность нескольких синдромов, которые отличаются по механизмам [2, c. 21].

Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне речи [1].

Понятие общего недоразвития речи базируется на прогрессивной мысли о возможности единого педагогического подхода к разнородным по своей этиологии выявлениям недоразвитости речи у детей, исходя из конкретного состояния языкового развития ребенка.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии – в тех случаях, когда выявляется одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и фонетико-фонематического развития.

У детей, имеющих нарушение интеллекта, слуха, зрения, недоразвитие речи имеет вторичный характер, или выступает как второй самостоятельный дефект (например, у детей с интеллектуальной недостаточностью и алалией) [3].

Недоразвитие речи имеет различное происхождение и соответственно различную структуру аномальных проявлений. Но у всех детей с ОНР есть типичные отклонения, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Они обусловлены несформированностью или расстройством на ранних этапах онтогенеза собственно речевых психологических и физиологических механизмов при первично сохраненном интеллекте. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи, при котором первые слова появляются в 3-4 года, а иногда и после 5-ти лет. Речь таких детей мало понятна, наблюдается недостаточная речевая активность, которая без специального обучения постепенно значительно снижается [4].

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи – одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания для осуществления полноценной деятельности общения со взрослыми и сверстниками.

Для закрепления усвоенных лексико-грамматических и синтаксических закономерностей можно предложить следующие задания:

– составление предложений с заданным словом;

– восстановление правильного порядка слов в предложении;

– ответы на вопросы с их постепенным усложнением;

– образование новых слов с помощью суффиксов;

– подбор предлогов;

– составление словосочетаний;

– отработка синтаксических структур [5].

Содержание коррекционного обучения включает расширение и уточнение пассивного и активного словаря, развитие импрессивной и экспрессивной речи в процессе восприятия, дифференцировки и правильного использования грамматических форм словоизменения и словообразования, различных типов синтаксических конструкций, формирование связной речи, коррекция фонетико-фонематической стороны речи. Усвоенные системы должны быть включены в непосредственное общение в новых ситуациях и в различных видах деятельности.

Формирование грамматической правильности речи происходит на основе ранее усвоенного материала с лексики и фонетики. В этом процессе используют упражнения на различение и сопоставление форм слов. Учат различать окончания существительных, глаголов, единственного и множественного числа, падежные изменения одного и того же слова. Учат правильного использования существительных, образованных с помощью непродуктивных суффиксов, уменьшено-ласкательных прилагательных при помощи суффикса (еньк/ий), относительных прилагательных от основ существительных при помощи суффикса (ов) (медовый, ореховый), суффиксе (яч/ч) с чередованием согласного.

Особое внимание обращают на усвоение родственных понятий (лес, лесник). Образуют сравнительные степени прилагательных и наречий (высокий, выше, самый высокий), учат созиданию сложных слов (длинноухий, черноглазый).

Для развития лексико-грамматической стороны речи детей с общим недоразвитием речи необходимо систематизировать речевой материал по лексическим темам. Для каждой темы необходимо подобрать игры, упражнения, задания по следующим направлениям: развитие словаря; формирования грамматических представлений: упражнения на словообразования; упражнения на словоизменение; употребление предлогов; составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Для развития лексико-грамматического строя необходимо применять как можно больше наглядных пособий и картинок. В ходе занятий необходимо делать акцент на речевом материале и обязательно давать задания на дом.

Систематическая планомерная работа по формированию речи детей ведет к устранению общего недоразвития речи, что необходимо при поступлении детей в школу и для дальнейшего обучения.

Выводы. Таким образом, лексико-грамматическая сторона речи – это организация лексических единиц речи в грамматических конструкциях: в предложении и тексте. Основные направления формирования лексической системы речи должны включать в себя: формирование обобщающей функции слова; формирование, уточнение и дифференциация различных типов лексических значений, и отработку в связи с этим норм их лексической сочетаемости; формирование понятия о слове как единице языка; формирование системы морфологического словообразования; формирование лексической системности. Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волковой. – М.: Владос, 2013. – 680 с.

Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев – СПб.: Речь, 2016. – 380 с.

Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 2016. – 290 с.

Тихеева, Е. И. Развитие речи детей: пособие для воспитателей детского сада /                 Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2017. – С. 345–348

Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 224 с.

 

Domashenko Yu.V.

student of the Department of Special (defectological) education

Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov

 

Boldyreva V.E.

senior lecturer

departments of special (defectological) education

Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov

 

FEATURES OF CORRECTIONAL WORK

HOW TO OVERCOME THE VIOLATION

LEXICO-GRAMMATICAL STRUCTURE OF SPEECH

IN CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

 

Abstract: in this article, based on the analysis of general and special psychological and pedagogical literature, the features of correctional work to overcome the violation of the lexical and grammatical structure of speech of children with general speech underdevelopment are substantiated.

 

Keywords: general underdevelopment of speech, grammatical structure, correctional work, speech therapist, methodological methods of work.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (50) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Домашенко Ю.В., Болдырева В.Э. ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Вестник науки №5 (50) том 1. С. 18 - 24. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5546 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5546



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.