'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (50) том 1
  4. Научная статья № 7

Просмотры  138 просмотров

Кривченко Е.А.

  


УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ПОСТУПИВШИХ В РОССИЙСКИЙ ВУЗ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются возможные способы повышения мотивации и адаптации арабских студентов, приехавших для получения образования в России   

Ключевые слова:
адаптация, мотивация, внутренняя мотивация, учебная деятельность, внеаудиторная деятельность   


УДК 378

Кривченко Е.А.

преподаватель центра иностранных языков

и профессиональной коммуникации

Института общественного здоровья

ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России

(Россия, г. Волгоград)

 

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ПОСТУПИВШИХ В РОССИЙСКИЙ ВУЗ

 

Аннотация: в статье рассматриваются возможные способы повышения мотивации и адаптации арабских студентов, приехавших для получения образования в России

 

Ключевые слова: адаптация, мотивация, внутренняя мотивация, учебная деятельность, внеаудиторная деятельность.

 

Существует неоптимистичная статистика, которая заключается в отрицательную динамику уровня учебной деятельности среди студентов первых лет обучения. Низкий уровень и пассивность учебной деятельности студентов имеет ряд причин. Одна из которых — отсутствие мотивации. Она влияет на многие стороны жизни человека, в том числе и на учебную. Эта же проблема затрагивает формирование и сохранение учебной мотивации иностранных студентов. Встретившись с проблемами адаптации в абсолютно другом обществе, культуре, новом и непохожем языке, иностранных арабские студенты резко снижают уровень учебной мотивации, приехав в российские города из родной страны [1].

Часто преподаватели современных вузов отмечают, что студенты-иностранцы учатся в родной стране онлайн с искренним желанием изучать иностранный язык, познавать русскую культуру, однако по приезде мотивация может быть снижена. Безусловно, это связано и с возрастом студентов (18-19 лет), их интересами к окружающему новому миру, ощущением свободы, так как они впервые покидают родной дом и становятся взрослыми, без контроля за ними родителями. Однако многие студенты теряют интерес, не сумев быстро адаптироваться, найти поддержку в лице других студентов или педагогов, кураторов. Студенты резко теряют желание изучать предметы, часто пропускают занятия и вливаются в субкультуру, часто пагубно влияющую на молодых людей. Важно помочь студентам адаптироваться. Также они должны стремиться получить хорошие знания. Особенно важна мотивация тем студентам, которые обучаются на специальностях, связанных с оказанием помощи людям, в общении и коммуникации с людьми.

Очень важно понимать мотивы студентов, причины отсутствия мотивации в учебной деятельности, так как многие выпускники не идут работать по специальности или же имеют низкий уровень знаний в профессиональной деятельности, так как во время обучения не ощущали мотивации к учебной деятельности по специальности, халатно относились к обучению.

Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). С тех пор это понятие прочно вошло в обиход для объяснения причин поведения животных и человека [2].

Согласно Новой философской энциклопедии «Мотивация — это внутреннее побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении. Мотивация поведения тесно связана с такими характеристиками идеальной стороны действия, как намерение, цель, стремление». Понятие «мотивация» активно исследовалось как в зарубежной, так и в отечественной психологии.

Адаптация (от латинского adaptation – «прилаживание», «приспособление») – процесс приспособления строения и и функций организмов, и их органов к условиям среды. По мнению А. М. Прохорова, с точки зрения биологии, адаптация есть изменение чувствительности анализаторов в результате их приспособления к изменению силы действующих раздражителей [4].

Существуют различные способы мотивации обучающихся. Исходя из результатов методик, нами было отмечено, что для студентов важным является сплочённость коллектива, а также отношения педагога к студентам и своему предмету. Поэтому важным в повышении внутренней мотивации студентов старших курсов является мотивация с помощью личного примера педагога. На наш взгляд, уместно проводить семинары, на которых педагогический состав расскажет о сложностях и путях их преодоления на основе собственного опыта работы первых трёх лет. Возможность студентов говорить о волнующих студентов проблемах открыто и в формате круглого стола. Разбор простых и понятных проблем на равных поможет и адаптироваться к языку, практиковаться, а также позволит снять напряжение (педагог-студент). Большую часть дня студенты общаются с педагогами, так как много времени проводят в стенах университета на лекциях и семинарах [3].

Отметим, что сплочённость также может быть достигнута внутри групп студентов. Так, в Волгоградском государственном медицинском университете практикуются экскурсии с иностранными студентами в музеи города, театры и пешие прогулки по городу для общения, адаптации и знакомства с русской культурой. Непринуждённая обстановка располагает студентов, внутри группы формируются дружеские отношения и ощущения комфортности, некой защищённости [5].

Возможны проведения среди групп студентов конкурсы, формируя командный дух студентов и пр. При этом результаты подобных соревновательных мероприятий нужно выносить в виде отдельного награждения команд, отмечая успехи студентов, хваля публично. Это прибавит студентам уверенности в себе и сможет повысить внутреннюю мотивацию. Так, в стенах ВолгГМУ ежегодно проводятся конкурсы «Лучшая группа», «Национальное блюдо», «Весна в городе моими глазами» и пр. Такие конкурсы позволят студентам рассказать о себе, не быть резко оторванным от родной культуры [3].

Педагогам нужно тщательно отбирать задания для семинаров, давая студентам разноуровневые задания, чтобы каждый смог дать себе адекватную оценку, увидеть, какая тема стала наиболее сложной. Также задания могут включать темы, связанные с родными странами студентов, диалоги о странах. Иностранным студентам нравится рассказать о своём городе, стране, народе. Не лишним будет сделать такое занятие, где каждый мог бы высказаться. Возможно, научить других ремеслу своей страны или приготовлению блюда. В стенах ВолгГМУ ежегодно проводятся конкурсы видео «Моя любимая и родная страна», где студенты показывают интересные места, строя при этом монологические высказывания на иностранном языке (русский). Можно привлекать самих студентов к организации занятий, созданию учебных пособий, наглядных материалов для семинара, создание презентаций по выбранным темам, наиболее близким студенту и его интересам. На таких занятиях студенты могут оценивать ответы одногруппников сами, сказать о достоинствах и недостатках выступления, презентации и пр. Такая форма контроля позволит держать внимание аудитории, так как им нужно в конце занятия дать оценку ответу, уловить суть выступления студента. Возможность студентам быть в роли педагога, помогать более слабым, включая перевод на арабский язык, позитивно влияет на атмосферу в группе, развитие навыков говорения в том числе.

Таким образом, мотивация содержанием учебной действительности включает в себя мотивы, отражающие заинтересованное отношение иностранного обучающегося к учебному предмету как таковому, уровень интереса к новым для него знаниям в соответствующей учебному предмету научной отрасли, вовлеченность в открытие каких-то новых, необычных или невероятных фактов из области изучаемого, желание постигнуть сущность явлений и процессов, касающихся изучаемого материала, проникнуть в их когнитивную, ценностную, операционную и другую суть, разгадать механизмы их существования, понять наиболее эффективные или продуктивные способы действия в той или иной ситуации. Всё это составляет внутреннюю мотивацию, которая способна дать серьёзные результаты и успехи в области обучения. Создание комфортной и дружеской обстановки внеаудиторной работы также позитивно сказывается на мотивацию иностранных студентов, а также их адаптацию.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Астафьева Л.С. Педагогика: учебное пособие для студентов-иностранцев / Астафьева Л.С., Астафьев Л.М.— М.: Российский университет дружбы народов, 2019.— 124 c

Бакшаева Н. А. Психология мотивации студентов: учебное пособие для вузов / Н. В. Бакшаева, А. А. Вербицкий. – М.: Юрайт, 2020. — 170 с.

Диянова, З. В. Общая психология. Личность и мотивация. Практикум: учебное пособие для вузов / З. В. Диянова, Т. М. Щеголева. — М.: Юрайт, 2020. — 139 с.

Петрова О. О. Педагогика: учебное пособие / О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина. — М.: Научная книга, 2020.

Петрова О. А. Адаптация детей к условиям образовательного учреждения: учебное пособие для вузов / О. А. Петрова. – М.: Изд-во Юрайт, 2021. – 224 с.

 

Krivchenko E.A.

lecturer at the Center for Foreign Languages and

Professional Communication at the Institute of Public Health of the

VolgGMU of the Ministry of Health of Russia

(Russia, Volgograd)

 

LEARNING MOTIVATION & ADAPTATION

OF FOREIGN STUDENTS ENTERING A RUSSIAN UNIVERSITY

 

Abstract: the article discusses possible ways to increase the motivation and adaptation of Arab students who came to study in Russia

 

Keywords: adaptation, motivation, intrinsic motivation, learning activities.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (50) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Кривченко Е.А. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ПОСТУПИВШИХ В РОССИЙСКИЙ ВУЗ // Вестник науки №5 (50) том 1. С. 34 - 39. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5549 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5549



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.