'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (50) том 1
  4. Научная статья № 12

Просмотры  114 просмотров

Музюкина А.И.

  


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ») *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрены некоторые проблемы правового просвещения студентов на уроках литературы   

Ключевые слова:
Достоевский, литература, Преступление и наказание, убийство   


УДК 37

Музюкина А.И.

магистрант исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

(г. Пермь, Россия)

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА

Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»)

 

Аннотация: в данной статье рассмотрены некоторые проблемы правового просвещения студентов на уроках литературы.

 

Ключевые слова: Достоевский, литература, Преступление и наказание, убийство.

 

Современные гуманитарные науки уделяют большое внимание изучению проблем права и правопонимания. Философия и социология рассматривают социальный механизм действия права, юриспруденция - проблемы механизма правового регулирования и сущности права, литература же являет собой широкое поле материала для моральной и нравственной оценки в области применения права. В рамках занятий литературой мы получаем возможность привить подрастающему поколению очень важное умение – умение осознавать право, понимать его, относить его к себе, погружаясь в реалии наших дней.

Тема публикации – педагогические проблемы правового просвещения при обучении литературе (на примере романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Исследование актуально, так как в наше время подростки чаще воспринимают право не как возможность жить по правилам общества и пользоваться благами данного общества, а как возможность отстаивать свою позицию в негативном ключе. В рамках образовательной программы студенты, получающие среднее профессиональное образование, изучают школьный курс литературы, в который входят главные произведения русских писателей. На классических примерах обучающийся может сформировать свое восприятие и ощущение нормы, права и ценности. Но, всё же, говорить о высоком уровне правовой культуры молодежи можно лишь в том случае, когда подрастающее поколение не только знает и уважает законы государства, в котором живет, но еще и понимает сущность действующего законодательства. Педагогический процесс должен быть направлен и на правовое просвещение подростков, и на формирование правопонимания. На уроках истории и обществознания принято рассматривать право с точки зрения зарождения, установления, рамок действия и полномочий право имеющего. На уроке литературы право необходимо изучать на конкретных примерах правопонимания того или иного персонажа произведения. Как герой относится к нарушению права? Осознает ли он свою причастность к обществу? Готов ли он следовать правам и правилам или же считает себя выше всяких ограничений? Анализируя правопонимание действующего лица, мы имеем возможность последовательно выделять типы правопонимания, формируем положительное и уважительное отношение у обучающихся к соблюдению права.

Правопонимание дает возможность осознать смысл нравственно-правовых требований и правил. Психологические особенности подросткового возраста влияют и на отношение к ограничениям. В этом возрасте кажется, что всё то, что придумали взрослые – слишком глупо и категорично. Именно поэтому очень важно объяснить смысл функционирования того или иного права, а не просто дать возможность им обладать.

Изучением вопроса правопонимания занимались многие ученые – Рабинович П. М., Нерсесянец В. С., Козюбра Н. И., Байтин М. И., Алексеев С.С. Стоит отметить, что многие аспекты правопонимания практически не исследованы, малоизученным остается вопрос о влиянии правопонимания на социальные формы поведения. Также нельзя сказать, что в должной мере изучены и разработаны аспекты, связанные с формированием правопонимания у социальных субъектов.

В данной статье рассматривается вопрос влияния художественной литературы на формирование той или иной концепции правопонимания у студентов.

Объект исследования – правовое просвещение на уроках литературы.

Предмет исследования – концепция правопонимания в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Гипотеза исследования - при изучении романа «Преступление и наказание» возможно запустить процесс правопонимания.

Методы – анализ, синтез.

Правовые идеи, которые отражены во всемирно известных и наиболее читаемых литературных произведениях, те типы правопонимания, которыми наделяли своих героев писатели, все то, что авторы обосновывали, критиковали, развивали и пытались донести до читателей – вот поле материала, которое необходимо изучать на уроках литературы в рамках правового просвещения обучающихся.

Творчество Ф.М. Достоевского – это ярчайший пример для анализа социально-политических и государственно-правовых явлений. Наиболее полно идеи и взгляды писателя воплотились в романе «Преступление и наказание». Изучением романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» занимались известные ученые И. Л. Волгин, В. Н. Захаров, А. А. Кабаков, Т. А. Касаткина, Б. Н. Тихомиров. Они рассматривали роман с разных точек зрения: роман-идеологию, библейский роман, социально-бытовой роман. Все исследования направлены на разрешение одного вопроса: «Правомерно ли допускать мысль о возможности совершения преступления?» В данной статье мы будем ссылаться в основном на работы А.Ф. Кони, который интерпретировал художественное творчество Ф.М. Достоевского в плоскости юриспруденции.

 Знакомство с художественными произведениями и главными героями, а также анализ прочитанного позволяют студентам не только дать оценку проблемам, которые поднимает тот или иной автор, но и сформировать у студентов оценочное отношение действиям героев. Понять социальные явления, факты и события изучаемого периода литературы.

В основу романа Ф.М. Достоевского легло убийство, совершенное главным героем - Родионом Романовичем Раскольниковым. Раскольников – «молодой человек, исключенный из студентов университета» и «живущий в крайней бедности».

В романе отражена полная картина внутреннего развития преступления, сложного по замыслу, страшного по исполнению. Автор прослеживает путь от зарождения мысли об убийстве до совершения страшного в своей жестокости преступления.

Безусловно, мысль Раскольникова не дошла бы до воплощения, если бы жизнь не расставляла кругом ловушки, лишающие героя сомнений в правомерности своих идей. Можно проследить, как начинает замирать и ослабевать мысль о преступлении и как, получив новый толчок, новое питание в житейской обстановке, она возрождается с еще большею силою и стремительностью.

  Задавленный бедностью, оскорбленный и раздраженный неудачами, студент Раскольников осознает, что крайняя нужда и нищета – это замкнутый круг. Тогда в голове чуткого, нежного и впечатлительного студента возникает неизбежный вопрос о праве богатых жить для себя, не помогая другим.

За полгода до совершения преступления Раскольников написал статью, в которой высказал свой принцип разделения людей. Он был убежден в том, что «люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)… и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». По сути своей теорией Раскольников пытался решить вопрос, кто из людей должен жить, а кто умереть.

Замышляя убийство старухи-процентщицы Раскольников стремится проверить к какому разряду людей относится он сам: «Тварь я дрожащая или право имею», кроме того, он оправдывал себя тем, что на деньги Алены Ивановны он мог бы начать новую жизнь, спасти от нищеты свою мать и сестру и совершить еще много добрых дел. Поборов в себе все сомнения и переступив через себя, Раскольников совершил убийство, но никакие «добрые дела», совершенные им впоследствии, не смогли оправдать его поступка и не принесли ему ожидаемого счастья.

Не прекращается его внутренняя борьба с самим собой – в сознании, в подсознании, во сне и наяву. Это проявилось прежде всего в его поступках, которые совершил Раскольников после убийства: он оставил деньги у Мармеладовых, правда потом жалеет об этом, на бульваре он пытается спасти девочку, но потом отрекается от нее.

В сложный жизненный момент судьба свела Раскольникова с Соней Мармеладовой. На день их встречи он уже был убийцей, а она – девушкой, живущей по «желтому билету». Каждый из них по-своему переживает свое падение и размышляет к какому исходу это падение может привести их в будущем. В то время их души еще не очерствели, они готовы понять и принять чужую боль. Раскольников сразу понял, что судьба не случайно свела его с Соней, именно она сможет помочь ему пройти его тяжелый путь.

Раскольников признался Соне в совершенном убийстве, говоря: «Я не человека убил, я вошь убил». Он был уверен в том, что Соня его поймет, примет и поддержит. Но Соня из тех, кто жил по христианским заповедям, она смогла опровергнуть теорию Раскольникова простой логикой жизни. Герой нашел в себе силы признаться в совершенном преступлении, за что был осужден и отправлен на каторгу сроком на 8 лет. Неоправданно малый срок за убийство.

Благодаря Соне в жизни Раскольникова пришел момент, когда его душа «воскресла». Он понял, что искупить все страдания можно только любовью.

За свою теорию Раскольников заплатил дорогую цену. Свою теорию он проверил собой. Фактически он убил трех человек: старуху-процентщицу и ее беременную сестру Лизавету Ивановну, но духовно Раскольников убил себя. Благодаря любви и прощению, воплощенных в образе Сони Мармеладовой, он убедился в ложности своего пути, в ложности своей теории. Любовь Сони спасла Раскольникова, он смог начать новую жизнь.

Внимательный читатель переживает все душевные терзания Раскольникова. Возможность физического наказания – это момент подъема героя. Тревоги, надежды, отвращение к себе – всё это закончено. Он уже очищен внутренним страданием, и тот затаенный суд, который бог вложил в душу человека, уже совершил свое дело и открыл скорбному и разбитому сердцу новые, более широкие горизонты.

«Позиция Достоевского Ф. в отношении правопонимания Раскольникова, фактически определяющая поведение последнего, скорее всего, выражена устами Разумихина (и поддержана Порфирием Петровичем): «…это разрешение крови по совести, это… это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение проливать кровь, законное…». Таким образом, Достоевский Ф. отрицает всякую возможность существования «права на преступление» в какой бы то ни было форме».

Соответственно, изучая данное произведение на уроках литературы необходимо последовательно вести студентов именно к такой формулировке. Право на преступление не может существовать в цивилизованном обществе.

Не менее важным для формирования правопонимания на уроках литературы является еще один роман из пятикнижия Достоевского – «Идиот». Устами князя Мышкина Достоевский поднимает вечный вопрос права - вопрос смертной казни. Смертная казнь по Достоевскому – это еще более страшный грех, чем преступление. Достоевский описал ощущения и мысли человека, приговоренного к высшей мере, стоящего на эшафоте, проживающего ту «четверть секунды», когда «склизнет над головою нож...». Это описание, чрезвычайно сильное в своей краткости, эта защита «надежды» в человеке - не могут не укреплять противника, не могут не заставить еще раз строго проверить свои взгляды серьезного защитника смертной казни. И в этом новая заслуга мыслителя-художника.

Федор Михайлович Достоевский – писатель, известный всему миру. По мнению исследователя А.Ф. Кони, роман «Преступление и наказание», рассказывающий историю о нищем студенте, зарубившем старуху-процентщицу из-за своих идеологических взглядов, а также о наказании моральном и физическом, последовавшем за преступлением; оказал огромное влияние на формирование социально-политических и государственно-правовых взглядов не одного поколения читателей в разных странах.

В романе четко прослеживается взаимосвязь между правопониманием Раскольникова и его социальным поведением. И мы понимаем, что нигилистические взгляды на право – несостоятельны. Право не может разделяться на уровни ответственности по социологическому принципу. Перед правом все равны. Через идеи Раскольникова Достоевский показывает возможные последствия негативного отношения к закону, признание возможности отступления от него.

Анализ правопонимания героев произведений Достоевского Ф.М., в том числе героев романа «Преступление и наказание», создает дополнительные возможности для понимания оснований, фундаментальных начал механизма поведения носителя того или иного типа правопонимания, и оценить последствия, к которым может привести то или иное правопонимание в ходе исторического развития общественных отношений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

Критика Ф. Достоевским нигилистских взглядов на право (на примере образа Раскольникова в романе «Преступление и наказание»), официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kritika-f-dostoevskim-nigilisticheskih-vzglyadov-na-pravo-na-primere-obraza-raskolnikova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/viewer (дата обращения 21.04.2022).

Кони А. Ф. Воспоминания о писателях. Сост., вступ. ст. и комм. Г. М. Миронова и Л. Г. Миронова Москва, издательство "Правда", 1989. официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru/k/koni_a_f/text_0220.shtml (дата обращения 20.04.2022)

 

Muzyukina A.I.

Master's student of the Faculty of History

Perm State Humanitarian Pedagogical University

(Perm, Russia)

 

PEDAGOGICAL PROBLEMS OF LEGAL EDUCATION

IN TEACHING LITERATURE (ON THE EXAMPLE OF

F.M. DOSTOEVSKY'S NOVEL "CRIME AND PUNISHMENT")

 

Abstract: this article discusses some problems of legal education of students in literature lessons.

 

Keywords: Dostoevsky, literature, Crime & Punishment, murder.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (50) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Музюкина А.И. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ») // Вестник науки №5 (50) том 1. С. 56 - 63. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5554 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5554



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.