'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (50) том 1
  4. Научная статья № 13

Просмотры  160 просмотров

Петросян Л.А., Сухонина Н.С.

  


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ *

  


Аннотация:
статья посвящена особенностям развития темпо-ритмических способностей у дошкольников с дизартрией. В ходе изложения статьи обоснованы особенности развития темпо-ритмических способностей у старших дошкольников с дизартрией   

Ключевые слова:
особенности развития, темпо-ритмические способности, дошкольники, дизартрия   


УДК 37

Петросян Л.А.

студентка кафедры специального (дефектологического) образования

Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова

 

Сухонина Н.С.

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры специального (дефектологического) образования

Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

 

Аннотация: статья посвящена особенностям развития темпо-ритмических способностей у дошкольников с дизартрией. В ходе изложения статьи обоснованы особенности развития темпо-ритмических способностей у старших дошкольников с дизартрией.

 

Ключевые слова: особенности развития, темпо-ритмические способности, дошкольники, дизартрия.

 

Для развития темпо-ритмических способностей очень важен доречевой период развития ребенка, поскольку именно тогда происходит координация речедвигательных и слуховых образов, отрабатываются интонационные рисунки родного языка. В это время ребенок ориентируется не на смысл сказанного, а на эмоциональный окрас речи, поэтому он очень восприимчив к просодической стороне языка.

Ребенок, усваивая русский язык, должен овладеть просодическими средствами, научиться по ним, как и по звукам, распознавать разные по значению высказывания других, а также овладеть умением применять их с теми же целями, то есть использовать их как фонологические средства языка [5].

В начальный период формирования речи у детей, имеющих речевые дефекты развития основных компонентов речевого слуха, идет неравномерно. Так, на первых этапах речевого развития особая роль отводится слуховому вниманию, хотя основную смысловую нагрузку несет звуковысотный слух. Дети умеют узнавать изменения голоса:

– по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи (плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на доброжелательный и ласковый);

– по тембру (отличают по голосу мать и других близких);

– по ритмическому рисунку слова, то есть правильно воспринимают его акцентно-слоговую структуру (особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и места ударного слога) в единстве с темпом речи [3].

В дальнейшем в возрасте 5-6 лет в развитии речи большую роль играет формирование фонематического слуха – способности четко отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.

У детей дошкольного возраста 5-6 лет наблюдаются разнообразные ошибки в постановке ударения. Но степень развития слухового сосредоточения у старших дошкольников достаточна, чтобы привить им чуткость к слоговой структуре слова, сформировать навыки в правильной постановке ударения в слове [2].

Темпо-ритмические способности детей с нарушениями речи характеризуется тем, что темп речи ускорен. У некоторых детей на фоне грудного регистра появляется фальцет, вдох с придыханием, с поднятием плеч; отмечается верхнегрудное дыхание, ослаблен речевой выдох. Дети говорят на вдохе – в этом случае речь становится захлебывающейся. Наблюдается нечеткая дикция, речь невыразительная. При рассказывании стихотворная речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает [4].

Темп речи у детей с преобладанием процесса торможения замедленный, с преобладанием процесса возбуждения ускоренный. Нарушения темпа речи могут быть обусловлены не только нарушениями равновесия между основными нервными процессами, но и нарушением нормативной длительности звуков, прежде всего гласных. При увеличении нормативной длительности гласных темп речи замедляется, а при уменьшении – ускоряется, с проглатыванием целых слогов. У детей с преобладающим процессом возбуждения, просодическая сторона речи характеризуется: нарушенным ритмом речи, высоким тембром, громким голосом, крикливым, темп речи, ускоренный [5].

Характеризуя такую речевую патологию, как дизартрия Л.С. Волкова отмечала: «Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленной недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наблюдается несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты» [1].

Таким образом, становление речи неразрывно связано с развитием темпо-ритмических способностей. В дошкольном возрасте вследствие слабого регулирования подкорковых процессов, речь детей с нарушениями очень эмоциональна. Эмоциональность выражается разнообразными изменениями в голосе. В онтогенезе темпо-ритмические способности развиваются автоматически, по правилам предписательного неосознанного характера к 5-6 годам. В то же время как у детей с нарушением речи данный процесс существенно оттянут во временном диапазоне. В данном исследовании мы остановились на речевом нарушении «дизартрия». Подводя итоги данного параграфа, следует отметить, что дети с данной речевой патологией слабо владеют темпо-ритмическими компонентами речи. Большинство детей недостаточно правильно воспринимают и воспроизводят ритм и темп, а так же не владеют способностью соблюдать паузы в процессе речевого высказывания.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Волкова, Л.С. Логопедия: учебное пособие / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е. М. Мастюкова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 703 с.

Ларина, Е.А. К вопросу о периодизации развития интонационной системы языка у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Ларина. // Коррекционная педагогика. – 2009. – №1 (31). – С. 5–14.

Ляксо, Е.Е. Акустический аспект формирования речи ребенка на третьем году жизни / Е.Е. Ляксо, А.Д. Громова, О.Е. Фролова, О.Д. Романова. // Физиол. журн. – 2004. – Т. 90. № 1. – C. 83–96.

Печора, К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи / К.Л. Печора. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2016. – 96 с.

Правдина, О.В. Логопедия: Учеб. пособие для дефектол. фак. пед. ин-тов. – М.: Наука, 2017. – 272 с.

Южакова, М.Э. Коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи дошкольников / М.Э. Южакова. // Молодой ученый. – 2016. – № 7 (111). – С. 347–349.

 

Petrosyan L.A.

student of the Department of Special (defectological) education

Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov

 

Sukhonina N.S.

Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor of the Department of Special (Defectological) Education

Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov

 

FEATURES OF DEVELOPMENT

TEMPO-RHYTHMIC ABILITIES

OLDER PRESCHOOLERS WITH DYSARTHRIA

 

Abstract: the article is devoted to the peculiarities of the development of tempo-rhythmic abilities in preschoolers with dysarthria. In the course of the presentation of the article, the features of the development of tempo-rhythmic abilities in older preschoolers with dysarthria are substantiated.

 

Keywords: features of development, tempo-rhythmic abilities, preschoolers, dysarthria.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (50) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Петросян Л.А., Сухонина Н.С. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ // Вестник науки №5 (50) том 1. С. 64 - 68. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5555 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5555



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.