'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (50) том 1
  4. Научная статья № 18

Просмотры  128 просмотров

Матюшкин Д.А.

  


АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены теоретические основы государственного долга, проанализировано состояние государственного долга Российской Федерации в разрезе внутреннего и внешнего, а также выявлены основные проблемы использования данного метода финансирования экономики   

Ключевые слова:
государственный долг, государственный кредит, внешний долг, внутренний долг   


УДК 33

Матюшкин Д.А.
студент 2 курса магистратуры

Московский инновационный институт

(г. Москва, Россия)

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация: в статье рассмотрены теоретические основы государственного долга, проанализировано состояние государственного долга Российской Федерации в разрезе внутреннего и внешнего, а также выявлены основные проблемы использования данного метода финансирования экономики.

 

Ключевые слова: государственный долг, государственный кредит, внешний долг, внутренний долг.

 

Финансовый климат государства, его перспективы определяются, прежде всего, состоянием государственного бюджета, величиной его дефицита, а также величиной государственного долга. Актуальность темы обусловлена наличием государственного долга у всех стран мира и тенденцией наращивания его объёмов, что может привести к долговому кризису.

Использование государственного кредита объясняется необходимостью устранить несоответствие между неуклонно возрастающими потребностями государства в финансовых ресурсах и ограниченными возможностями получения доходов, формирующих государственный бюджет. Поэтому государство вынуждено заимствовать денежные средства как у собственного населения и различных организаций, так и у иностранных государств и субъектов международного права.

Для последующего анализа государственного долга и его влияния на экономику страны необходимо сформулировать сущность государственного долга. В связи с этим, приведены точки зрения ученых-экономистов, которые изучали данный вопрос. Данные представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Понятия «государственный долг»

Ученый

Понятие

В. М. Федосов,

С. Я. Сутормина,

В. М. Огородник

«государственный долг – сумма задолженности по непогашенным внутренним государственным займам, а также сумма финансовых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату»

Б. Г. Болдырев

«под государственным долгом понимается вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены к определенной дате или за определенный срок»

К. Р. Макконнелла,

С. Л. Брю

«государственный долг – это общая сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране»

А Э. Дж. Долан,

К. Д. Кэмпбелл,

Р. Дж. Кэмпбелл

«государственный долг – это аккумулированная сумма бюджетных дефицитов прошлых лет»

Н. Ф. Самсонов,

Н Л. Баранников,

Н. И. Строковая

«государственный долг – это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты»

Ю. В. Вавилов

«государственный долг выражает собой результат взаимосвязей исполнительных органов государственной власти РФ с физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), исполнительными органами других государств и международными финансовыми организациями в части формирования фонда заимствования средств для удовлетворения государственных потребностей Российской Федерации»

 

В российском законодательстве также сформулировано понятие государственного долга. В ст. 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного кодекса.

Государственный долг представляет собой результат денежно-кредитных отношений, которые возникают, в свою очередь, с перемещением временно свободных финансовых ресурсов из национального частного сектора или из-за рубежа, в государственный бюджет на основе принципов заимствования.

Таким образом, государственный долг – это результат денежно-кредитных отношений, в которых государство выступает заемщиком, а весь объем заемного капитала представляет собой величину государственного долга.

Использование механизма государственных заимствований несет в себе как положительные, так и отрицательные последствия.

Положительными аспектами влияния государственного долга на национальную экономику страны могут быть:

возможность привлечения в бюджет страны дополнительные финансовые ресурсы;

размер сальдо бюджета и объем реального ВВП являются важнейшими факторами, определяющими динамику государственного долга. Дефицит бюджета ведет к увеличению объема государственного долга, а профицит дает возможность погашать долг. При постоянном экономическом росте от эффективного вложения заемных средств пополняется доходная часть бюджета, способствующая уплате процентов по государственному долгу;

при выпуске долгосрочных долговых обязательств, которые покупаются физическими и юридическими лицами, происходит процесс организации сбережений населения и инвестирования хозяйствующими субъектами временно свободных финансовых ресурсов в национальную экономику.

С другой стороны, нельзя не учитывать ряд возможных отрицательных последствий государственного долга:

внутренний государственный долг:

при погашении задолженности за счет бюджетных средств, происходит отток доходов финансовых ресурсов, которые могли быть направлены на развитие экономики. Так же происходит отток ресурсов к владельцам ценных бумаг, а значит, к состоятельным слоям общества, что ведет к усилению дифференциации доходов;

необходимость обслуживать долг может вызвать увеличение налогов и как следствие – снижение деловой активности в экономике;

при большом внутреннем долге может проявиться и усилиться эффект вытеснения частных инвестиций. Выход государства на ссудный рынок ведет к усилению на нем конкуренции, вследствие чего повышается процентная ставка, что сокращает число прибыльных инвестиционных проектов, снижает инвестиционную активность в экономике, а значит, и темпы ее экономического роста [8];

внешний государственный долг:

обслуживание внешнего государственного долга предполагает утечку ресурсов из страны-должника, что сужает возможности потребления и инвестирования в национальной экономике;

большая внешняя задолженность может привести национальную экономику к серьезному экономическому кризису. Страна вынуждена больше экспортировать, чем импортировать, для того чтобы выплачивать проценты и основную часть долга. Однако в реальных условиях достижение данного соотношения невозможно;

рост внешнего долга ставит страну в неблагоприятное зависимое положение от кредиторов, снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства [9].

Проанализируем состояние государственного долга Российской Федерации. Бюджетный Кодекс Российской Федерации предусматривает деление государственного долга на внутренний и внешний. Объем государственного долга РФ представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика внутреннего и внешнего долга

Российской Федерации за период 2011 – 2015 гг. [10]

 

Можно сделать вывод об снижении внешних заимствований в пользу привлечения средств на внутреннем рынке, что снижает зависимость от РФ от внешних кредиторов, которые могут негативно влиять на развитие отечественной экономики в собственных интересах.

Для привлечения дополнительных средств на внутреннем рынке, которые пойдут на покрытие дефицита бюджета, государство выпускает следующие виды ценных бумаг, которые и составляют структуру внутреннего дога (рис. 2).

 

Рисунок 2 – Структура государственного внутреннего долга

по видам государственных ценных бумаг, % [10]

Структура внешнего долга Российской Федерации имеет следующую структуру, представленную на рисунке 3.

Рисунок 3 – Структура государственного внешнего долга, % [10]

 

Если внутренние займы Российской Федерации основываются на кредитах, получаемых государством в результате выпуска и размещения ценных бумаг, то внешние государственные займы привлекаются у иностранных юридических лиц, государств, субъектов международного права и международных организаций.

Состояние государственного долга и его регулирование осуществляется путем установление пороговых значений для показателей отношения государственного долга к ВВП страны и доли расходов на обслуживание долга в структуре расходов бюджета страны. Данные представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Показатели долговой нагрузки на российскую экономику [10]

Показатель

2012

2013

2014

2015

Пороговое значение

Отношение государственного долга к ВВП,%

11,8

13,1

13,7

13,4

25

Доля расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в общем объеме расходов федерального бюджета

2,6

3,2

3,4

3,3

10

 

Согласно данным, представленным в таблице 2, можно сделать вывод об увеличении показателей с 2012 по 2014 гг., что обусловлено наращиванием государственного долга. Положительным моментом является уровень показателей, который значительно меньше пороговых значений, что свидетельствует об отсутствии угрозы негативных последствий государственных заимствований. В 2015 году наблюдается тенденция к снижению показателей, что вызвано политической напряженностью, закрытием международных финансовых рынков для России и проведением государством политики ограничения внешней зависимости.

Так же для оценки уровня государственного долга Российской Федерации необходимо провести анализ с другими странами. Ведущие индустриальные страны, входящие в G-7, с одной стороны, являются крупнейшими кредиторами мировой экономики, а с другой стороны, имеют достаточно большой размер собственного государственного долга. Данные по показателям государственного долга стран представлены в таблице 3 [11].

 

Таблица 3 – Государственный долг стран мира в 2015 году

Страна

трлн. дол. США

% к ВВП

США

17,61

107,3

Япония

9,87

242,3

Германия

2,60

74,7

Италия

2,33

133,1

Франция

2,11

95,3

Великобритания

2,06

95,6

Испания

1,23

99,1

Канада

1,2

92,6

Согласно данным, представленным в таблице 3, можно сделать вывод о том, что уровень государственного долга в большинстве развитых стран значительно превосходит значение отечественных показателей.

Самый большой государственный долг в США –17,61 трлн. долларов США. На втором месте по размеру госдолга находится Япония с 9,87 трлн. долларов США. На третьем месте по размеру госдолга находится Германия со своими обязательствами на 2,6 трлн. долл. США.

У Японии самое высокое соотношение размера госдолга к ВВП – 242 %. То есть, государственные обязательства Японии в 2,4 раза больше собственного ВВП. На состояние долга Японии очень сильно повлияло цунами в 2011 году, которое спровоцировало аварию на станции Фукусима. Япония вынуждена была увеличить свой госдолг за счет внутренних заимствований в национальной валюте, для борьбы с последствиями катастрофы.

Государственный долг Италии по отношению к ВВП составляет 133 %. Однако, государственные долги Италии в виде государственных облигаций, в большинстве своем, принадлежать внутренним инвесторам, поэтому риск долгового кризиса меньше.

Примером негативного воздействия долговой нагрузки на экономику страны является кризис в Греции (2010 год).

Одной из составляющих доходной части бюджета Греции являются доходы от оказания туристических услуг, которые снизились после мирового кризиса 2008 – 2009 гг. Снижение данных доходов привело к увеличению дефицита бюджета, который скрывался правительством Греции. Официальные данные показывали дефицит бюджета на допустимом уровне для стран ЕС – 3 %, хотя в реальности значение было гораздо выше. Для поддержания экономики греческое правительство использовало механизм международных заимствований, что лишь усугубляло ситуацию и накапливало задолженность перед иностранными кредиторами, так как полученные кредиты были направлены не в доходные операции (производство), а на покрытие дефицита. После раскрытия информации о недостоверности данных, инвесторы наглядно увидели, что экономика страны существенным образом падает, а государственный долг Греции неумолимо растет. Этот факт повлиял на кредитоспособность государства и привел к кризису доверия со стороны инвесторов. Страховые риски были значительно увеличены, и Греция не имела возможность получить заемные средства на международном рынке по низкой ставке. Для получения необходимых дополнительных ресурсов и поддержания экономики, Греция должна была выполнить ряд жестких требований по сокращению социального обеспечения (политика жесткой экономии), которые были крайне негативно восприняты населением.

С ростом внешнеэкономического долга, в стране начались массовые протесты людей. Они выступали, прежде всего, против взятия еще одного долга, для покрытия других обязательств. Вслед за восстаниями на улицах греческий парламент ощутил сильное давление со стороны левых радикальных сил, яро выступающих против каких-либо экономических мер, которые требовал Евросоюз. Чтобы расплатиться с частью своего долга, Греция выставила на продажу контрольный пакет акций самого большого государственного порта Пирей.

На данный момент Греция окончательно не справилась с последствиями долгового кризиса и находится в сложной экономической ситуации [12].

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, о хорошем состоянии показателя внешнего долга Российской Федерации по сравнению с большинством развитых стран мира, что может говорить об эффективной долговой политики страны, которая позволяет контролировать риски долгового кризиса и зависимости от внешних кредиторов.

Так по результатам данных, представленных в статье, можно сделать вывод о высоком уровне государственного долга в развитых странах мира. Увеличение показателя может иметь негативные последствия. Одним из таких последствий государственного долга можно считать необходимость выплаты процентов, которая осуществляется за счет средств, привлекаемых из бюджета страны, то есть на обслуживание долга отвлекаются средства из производственного сектора экономики, что снижает эффективность экономики страны и тормозит экономический рост. Кроме того, государственный долг в большинстве случаев сокращает уровень национальных сбережений. Однако эта нежелательная сторона государственных заимствований может быть нивелирована, если государство будет вкладывать привлеченные денежные средства в эффективные объекты, приносящие доходы, за счет которых будут выплачиваться проценты и основная сумма долга.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Государственные финансы / под ред. В. М. Федосова. Киев : Лыбидь, 1991. С. 226.

Финансы капитализма : учеб. для студентов вузов по спец. «Финансы и кредит» / под ред. Б. Г. Болдырева. М. : Финансы и статистика, 1990. С. 128.

Макконнелл, К. Р. Экономикс: Принципы, пробл. и политика : В 2 т. Т. 1 / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. М. : Республика, 1992. С. 365.

Долан, Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э. Дж. Долан, К. Д. Кэмпбелл, Р. Дж. Кэмпбелл ; пер. с англ. В. В. Лукашевич и др. СПб. : Санкт-Петербург оркестр, 1994. С. 402.

Самсонов, Н. Ф. Финансы на макроуровне :учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон.специальностям / Н. Ф. Самсонов,Н. П. Баранникова, Н. И. Строкова. М. : Высш.шк., 1998. С. 117

Вавилов, В. Я. Государственный долг / В. Я. Вавилов. М.: Финансовая акад., 1998. С. 8

Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/

Гриценко А. Н. Государственный внешний долг и макроэкономическая динамика [Электронный ресурс]. А. Н. Гриценко. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-vneshniy-dolg-i-makroekonomicheskaya-dinamika

Сипягина А. Государственный внешний долг и макроэкономическая динамика [Электронный ресурс]. А. Сипягина. – Режим доступа: http://novainfo.ru/article/1651

Единый портал бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://budget.gov.ru/epbs/faces/p /Бюджет/Расходы?_afrLoop=6646508489567248&_afrWindowMode=0&_afrWindowId=zp2k9am1_59#!%40%40%3F_afrWindowId%3Dzp2k9am1_59%26_afrLoop%3D6646508489567248%26_afrWindowMode%3D0%26_adf.ctrl-state%3Dzp2k9am1_87

Госдолг стран мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru-trade.info/gosdolg-stran-mira/

Формирования внешнего долга Греции [Электронный ресурс]. А. Сипягина. – Режим доступа: http://economyz.ru/dolg-gretsii/

 

Matyushkin D.A.

2nd year master's student

Moscow Innovation Institute

(Moscow, Russia)

 

ANALYSIS OF THE STATE OF THE STATE DEBT

OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

Abstract: the article examines the theoretical foundations of public debt, analyzes the state of the public debt of the Russian Federation in the context of internal and external, as well as identifies the main problems of using this method of financing the economy.

 

Keywords: public debt, public credit, external debt, internal debt.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (50) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Матюшкин Д.А. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №5 (50) том 1. С. 99 - 110. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5560 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5560



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.