'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (50) том 1
  4. Научная статья № 24

Просмотры  136 просмотров

Копейкин С.В.

  


ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ *

  


Аннотация:
в статье предложена периодизация и рассмотрены основные этапы становления государственной политики Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений   

Ключевые слова:
профилактика, правонарушение, государственная политика, преступность, история, правопорядок, охрана   


УДК 343.01

Копейкин С.В.

студент,

Рязанский государственный радиотехнический университет имени В.Ф. Уткина

(Россия, г. Рязань)

 

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

 

Аннотация: в статье предложена периодизация и рассмотрены основные этапы становления государственной политики Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений.

 

Ключевые слова: профилактика, правонарушение, государственная политика, преступность, история, правопорядок, охрана.

 

На различных этапах развития российской государственности система профилактики правонарушений имела разные приоритеты, направления и формы. Это объясняется особенностями социально-политического условий,
в которых она развивалась.

Развитие системы профилактики правонарушений, как особого направления деятельности государственных органов, тесно связано
с развитием института полиции, основные этапы развития которой могут быть представлены следующими периодами: первый (1718–1761 гг.) – с момента основания регулярной полиции в России указом Петра I; второй (1762–1801 гг.) связан с образованием регулярной полиции в уездах; третий (1802–1861 гг.) охватил промежуток времени от образования МВД до масштабных реформ общей полиции, вызванных отменой крепостного права; четвёртый (1861–1917) – до краха Российской империи. Представляется, что необходимо обозначить также два следующих этапа развития института полиции: пятый – с 1917 по 2011, включающий следующие подэтапы – советский (1917–1991) с выделением периода Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) и постсоветский – до принятия Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»; шестой – современный – с 2011 г., в котором принято значительное число важных нормативных правовых актов, направленных на профилактику преступности в России, в т. ч. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

Рассмотрим подробнее исторические этапы развития и становления системы профилактики правонарушений.

В древнерусских источниках права встречается большое количество охранительных норм, направленных на защиту личности, собственности, нравственности и христианской морали. Так, в политическом трактате «Слово о Законе и Благодати» (XI в.) отмечено, что правосудие необходимо совершать по закону и вместе с тем милостиво: «мало казни, много милуй. Необходимо воздействовать на человека милосердием, нежели суровым наказанием, которое противно самой природе людей» .

В XV веке в законодательстве русского государства появляются нормы, направленные на предупреждение правонарушений. Грамотой Великого князя всея Руси 1478 года, с целью предупреждения правонарушений, были введены ограничения на выезды из сел, особенно в праздники. Предписывалось « кто к людям на пир или в братчину или в праздник придет пить незваным, и случится от этого смерть и телесное повреждение, велю принять решение без суда и без опросов к тому, кто к тем людям на пир или в братчину или в праздник прийти ослушается…быть ему наказанным».

Следует отметить, что в вышеуказанный период исторического развития России наряду с деятельностью государственных органов широко использовалась система круговой поруки крестьянских и посадских общин.
В период образования Московского государства, функции охраны общественного правопорядка возлагались и на посадские или городские общины. В число правоохранительных функций входили контроль за изготовлением и продажей без разрешения вина, пресечение нищенства и бродяжничества и пр. В целях предупреждения краж в XVII веке губным старостам предписывалось задерживать всех приезжих подозрительных людей - необычных и неизвестных, которые « станут называться неимянно и непутно».

В 1649 году царь Алексей Михайлович утвердил «Наказ о градском благочинии», в котором упорядочил службу охраны порядка. В Наказе Алексей Михайлович предписывал дьяку Ивану Андреевичу Новикову и подьячему Викуле Панову создать в стольном городе регулярную службу, осуществляющую охрану порядка, которая должна была оберегать город не только от огня, но и от «всякого воровства». Ей в помощь выделялись десятские, которые обязаны были ходить по улицам день и ночь, чтобы
«в улицах и переулках бою и грабежу, и корчмы и табаку и иного какого воровства не было». Было запрещено иметь и носить оружие, особенно огнестрельное лицам не служилым (Указ 1668 г.).[2, c.110]

При Петре I появляется термин «полиция». В мае 1718 года, в Санкт-Петербурге учреждается должность генерал - полицмейстера, при котором образуется главная канцелярия полицмейстерских дел. Целью создания была поимка беглых крестьян, борьба с бродяжничеством и воровством, организация постоев войск, противопожарные мероприятия. Регулярная полиция должна была стать преемницей ранее существовавших приказов и обеспечить общественную безопасность. [3, с.164]

О профилактике правонарушений как об особом направлении деятельности государственного аппарата стали говорить в период правления императрицы Екатерины II. Идею Монтескье, высказанную в работе «Дух законов», о приоритете предупреждения правонарушений перед карательными методами Екатерина II использовала в собственноручно разработанном Наказе комиссии о составлении проекта нового уложения (1767 г.).[1, с.2378]

Эти положения имели огромное значение, так как если до этого основной и практически единственной целью применения уголовных наказаний являлось устрашение населения, то Наказ определяет другую цель наказания – «охранение общества от преступлений», кроме того, сообщается, что цель наказания – «возвратить заблудшие умы на путь правый».

В начале XIV века создается Министерство внутренних дел, на которое в числе прочих функций была возложена и профилактика правонарушений. Профилактическими мерами являлись: полицейский арест; полицейский надзор; полицейская высылка в связи с воспрещением жить в определенных местах; полицейское ограничение права владения и пользования опасными предметами и вредными веществами.

В период царствования Николая I был издан кодекс, который назывался Уставом о предупреждении и пресечении преступлений (1832). [4, с.12]

После Октябрьской революции 1917 г. в России велась активная разработка учения о предупреждении преступлений. Так, с 1918 г. стали создаваться первые криминологические центры. Особое значение в развитии учения о предупреждении правонарушений имело создание в 1925 г. в Москве при НКВД РСФСР Государственного института по изучению преступника и преступности, деятельность которого координировалась наркомами внутренних дел, здравоохранения и просвещения.

Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. целями наказания определял: «предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к условиям общежития, лишение преступника возможности совершать новые преступления, правовую защиту государства трудящихся от преступлений и общественно опасных элементов путем применения к нарушителям наказания или других мер социальной защиты.

В 30–40-е гг. XX в. исследователи практически ничего не говорили о проблемах преступности в 30-е, 40-е и большей части 50-х гг.

На состояние работы по профилактике правонарушений оказывала влияние и идеологическая установка о том, что преступность – «пережиток» старого мира. При социализме с уничтожением экономического и политического неравенства между людьми должна исчезнуть и сама преступность. Ошибочность этой концепции подтвердилась во второй половине 1960-х гг., когда было объявлено о построении развитого социалистического общества.

В указанный период была взята ориентация на создание системы профилактики правонарушений. Профилактика стала превращаться в важнейшую функцию государственных органов и общественных организаций, призванных вести борьбу с преступностью. Был осуществлен ряд важных организационных мероприятий и в системе органов внутренних дел. В 1974 г. на основе обобщенного опыта было принято решение о создании в МВД СССР специальной службы профилактики. Поскольку подавляющее количество преступлений регистрировалось по линии уголовного розыска, было признано целесообразным в первую очередь усилить профилактическую деятельность именно этой службы.

Подразделения индивидуальной профилактики и руководства участковыми инспекторами милиции составили сердцевину всей службы. На них была возложена задача проводить конкретную профилактическую работу с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни, предупреждать правонарушения с их стороны, а также принимать меры к обеспечению воспитательного профилактического воздействия на таких граждан через общественные организации и коллективы трудящихся по месту работы и жительства.

В указанный период особое внимание уделяется вопросам правового, идейно-пропагандистского, нравственного и ценностно-информационного воспитательного воздействия.

Методическое руководство и координация работы государственных органов и общественных организаций по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства среди населения осуществлялось Министерством юстиции СССР. Такое объединение усилий позволило осуществить комплексный подход, который в соответствии с постановлением ЦК КПСС «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями» являлся основополагающим принципом организация правовоспитательной деятельности.

Уже в 70–80-е годы сложилась организованная и эффективная государственная система предупреждения преступлений. Принятые меры способствовали повышению качества охраны общественного порядка и обеспечения безопасности граждан от преступных посягательств.

В принятом 18 апреля 1991 г. Верховным Советом РСФСР Законе РСФСР «О милиции» в качестве одной из главных задач милиции было определено предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. [5, с. 76]

В существовавшей до 1991 г. системе борьбы с преступностью содержался широкий спектр взаимосвязанных мер. В ней участвовали не только правоохранительные органы, но и органы исполнительной власти различного уровня, предприятия, учреждения и общественные организации. Данная система позволяла эффективно противодействовать криминальным процессам, устранять причины и условия, способствующие совершению преступлений, а также обеспечивать защиту граждан и имущества от противоправных посягательств.

С распадом СССР система профилактики правонарушений была разрушена. Сложившаяся в начале XXI в. криминальная ситуация демонстрировала нарастание общественной опасности преступности, выражающейся в усилении ее тяжести, жестокости, организованности, в росте количества жертв насильственных преступлений, существенном материальном ущербе от экономических преступлений.

Особенности становления системы профилактики правонарушений в современный период обусловлены тем, что она, с одной стороны, должна отвечать требованиям эффективности в условиях усложненной по сравнению с советским периодом структуры социальных и экономических отношений, а с другой стороны, сами меры профилактики должны соответствовать современным правовым ценностям российского общества, закрепленным в Конституции РФ.

На текущий момент в реализации государственной профилактики правонарушений участвуют все органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований, различные организации, включая государственные и муниципальные учреждения, общественные и религиозные объединения, а также родители (иные законные представители), специалисты образовательных и культурно-просветительских учреждений, волонтеры молодежных организаций.

Опыт развития профилактики правонарушений в Российской Федерации показал, что становление предупреждения правонарушений как государственной системы напрямую зависит от политических, экономических, социальных и других процессов, происходящих в обществе в тот или иной исторический период.

Вместе с тем следует отметить, что на всех этапах исторического развития государственная политика в сфере профилактики правонарушений носила комплексный характер и была направлена на обеспечение достойного существования человека в обществе, создание условий для достижения нормальных потребностей (в жилье, материальном достатке, работе, досуге и отдыхе) законными средствами.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Емельянов В. М. История профилактики правонарушений в России в дореволюционный период // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2376–2380.

Клейменов М. П., Кондратьев А. В., Сейбол Е. М. Профилактика правонарушений: исторический очерк // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2020. Т. 17, № 1. С. 108–119.

Черных В. В. Первый генерал-полицмейстер России А.М. Девиер и его полицейская деятельность // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. – 2017. – № 2 (81). – С. 161–171.

Государственная система предупреждения преступлений и иных правонарушений, место в ней органов внутренних дел : курс лекций / [Е. Ю. Титушкина и др.]. – Москва : Академия управления МВД России, 2021. – 180 с.

Яковлева М. А., Марченко Е. М. Исторические предпосылки правового регулирования профилактики преступлений, реализуемой органами внутренних дел России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2020. – № 2 (86). – С. 72–81.

 

Kopeikin S.V.

student,

Ryazan State Radio Engineering University named after V.F. Utkin

(Russia, Ryazan)

 

THE HISTORY OF THE FORMATION & DEVELOPMENT

 OF STATE POLICY OF RUSSIA

IN THE FIELD OF CRIME PREVENTION

 

Abstract: this article proposes periodization and considers the main stages of the formation of the state policy of the Russian Federation in the field of crime prevention.

 

Keywords: prevention, offense, public policy, crime, history, law & order, security.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (50) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Копейкин С.В. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ // Вестник науки №5 (50) том 1. С. 145 - 152. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5566 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5566



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.