'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (50) том 1
  4. Научная статья № 25

Просмотры  92 просмотров

Малыгина Л.Н., Савватеев А.И.

  


О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в работе анализируется проблема привлечения иностранных преподавателей в российские организации высшего образования. Особое внимание авторы обращают на вопросы правового регулирования признания иностранного образования, квалификации, ученых степеней и званий, получения справки об отсутствии судимости, как основании для допуска иностранного преподавателя к образовательной деятельности на территории России и некоторые другие вопросы, связанные с обеспечением иностранным гражданам профессиональных прав. По мнению авторов Поставленная еще в 2009 году в послании Президента РФ цель упростить правила признания научных степеней и дипломов о высшем образовании, полученных в ведущих университетах мира, а также правила приема на работу необходимых специалистов из-за рубежа, так и не была достигнута   

Ключевые слова:
иностранное гражданство, институты, иностранный преподаватель, административный регламент, легализация, признание иностранного образования   


УДК 34

Малыгина Л.Н.

студент

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ

(г. Екатеринбург, Россия)

 

Савватеев А.И.

к.ю.н., доцент, должность: доцент

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ

(г. Екатеринбург, Россия)

 

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ

ИНОСТРАННЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: в работе анализируется проблема привлечения иностранных преподавателей в российские организации высшего образования. Особое внимание авторы обращают на вопросы правового регулирования признания иностранного образования, квалификации, ученых степеней и званий, получения справки об отсутствии судимости, как основании для допуска иностранного преподавателя к образовательной деятельности на территории России и некоторые другие вопросы, связанные с обеспечением иностранным гражданам профессиональных прав. По мнению авторов Поставленная еще в 2009 году в послании Президента РФ цель упростить правила признания научных степеней и дипломов о высшем образовании, полученных в ведущих университетах мира, а также правила приема на работу необходимых специалистов из-за рубежа, так и не была достигнута.

 

Ключевые слова: иностранное гражданство, институты, иностранный преподаватель, административный регламент, легализация, признание иностранного образования.

 

На момент принятия решения написать настоящую статью (2021 год) в юридической прессе большое внимание уделялось анализу нового законодательства в связи с распространением COVID 19. Мой интерес к регулированию деятельности иностранных преподавателей в России не был обусловлен этим событием.

Сегодня трудности привлечения таких лиц носят уже не только правовой, но и политический характер. Влияние политики проявляет себя, как правило, в мотивах принятия правовых актов, что оставляет за законодателем и правоприменителем существенную долю автономии для переложения политических, этических и прочих мотивов на формальный язык права. При этом автономность права от политики на протяжении любой исторической длительности может измеряться лишь ее степенью.

Так, иностранному гражданину обычно не важно, почему было принято решение, ограничивающее его право на работу в России: потому, что «распространяется коронавирус», или он представитель «недружественной страны», или потому, что введены «квоты» для защиты отечественного рынка труда. Интерес человека будет заключаться в знании и понимании обязательных для него правил, чтобы принять решение признаваемое свободным, совершить действия или воздержаться от их совершения и нести за них установленную ответственность.

На мой взгляд, мало кто так понимал право, как юрист и социолог Макс Вебер, считавший, что право может трактоваться как специфическая форма мирной борьбы интересов, связанная твердыми и нерушимыми «правилами игры». В основании этих правил должны лежать формальные, предсказуемые действия, рациональная система права и процедуры. Абстрактному формализму правовой логики противостоит выполнение посредством права материальных, утилитарно-прагматических, этических требований [4, с. 159-160].

В современных государствах большое значение придается гражданству, правовые последствия наличия или отсутствия гражданства могут быть различными. Вместе с тем, следует проговорить известное любому юристу, что лицом, которое материально существует, является только человек, в отличии, например, от правовой фикции - юридического лица. Такое качество человека как его гражданство присваивается законом, принудительное исполнение которого обеспечивается на определенной территории.

Варианты установления оснований возникновения и прекращения гражданства могут быть разнообразными: по рождению, по сроку проживания на территории, по происхождению и пр. Государства могут «решением» лишать людей гражданства. При этом, в материальном мире от утраты гражданства не происходит изменений, в отличие, например, от утраты человеком жизни.

Одной из социологических особенностей отношений с иностранными гражданами является известное антропологии деление на «своих» и «чужих». Актуальность такого отношения между людьми не утрачена и в современном обществе. В выдающейся работе Э. Бенвениста «Словарь индоевропейских социальных терминов» автор указывает, что свободному человеку, принадлежащему к данной группе людей по своему рождению, противопоставляется «чужой», т.е. враг, который может стать моим гостем или моим рабом, если я захвачу его в плен на войне. Понятие врага, чужого (и чужестранца) и гостя, в древних индоевропейских языках теснейшим образом связаны. Рожденный вне – заведомо враг, отношения гостеприимства немыслимы внутри общины [1, с. 233-236].

 Макс Вебер признавал важнейшим признаком общности людей, как народа или нации, – чувство национальной общности, источником которой может быть политическая память, вероисповедание, общность языка и даже внешний облик [5, с. 81]. В этом определении особое внимание заслуживает слово «чувство».

Не так просто найти в этом ряду место гражданству, особенно гражданству натурализованных граждан, например, известных спортсменов и артистов иностранного происхождения. Легкость лишения гражданства натурализованных лиц во многих странах также подтверждает указанное утверждение. В то же время лишение гражданства лиц, получивших его по рождению («своих» в описании Э. Бенвениста), встречает сильнейшее общественное порицание и является исключением.

Следовательно, гражданство может считаться скорее основанием для обобществления в веберовской терминологии, «основанном на рационально мотивированном компромиссе интересов или объединении интересов» [6, с. 98]. В случае вступления в гражданство человека по мотивам получения налоговых льгот или безвизового передвижения это объясняет смысл обозначенного компромисса.

Таким образом, проблема отношения к иностранным гражданам носит, в том числе, социальный характер, как отношение между «своими» и «чужими» (врагами). Поэтому общество с пониманием относится к правовым ограничениям, наложенным на иностранных граждан (визовый режим, миграционный учет, разрешение на работу и т.д.) не как к правовому регулированию, установленному законом, а как к «естественному» порядку. При этом, известные события 2020-2021 гг. (COVID 2019) показали, что ограничения свободы передвижения российских граждан и установление «санитарных границ» внутри страны, достаточно быстро формирует новые социальные общности (по границам регионов, муниципальных образований), состоящие из лиц, проживающих на таких территориях и не обязательно связанных между собой гражданством.

Основным «инструментом» для решения задачи формализации любых правоотношений можно назвать норму права, которая есть «правило общеобязательного поведения», без которого «немыслимо и существование самой юридической нормы» [8, с. 156]. Тем более в вопросах регулирования трудовой преподавательской деятельности иностранных граждан значение позитивного права нельзя недооценить.

До последнего времени вопрос привлечения иностранных преподавателей в высшие учебные заведения признавался важным направлением миграционной политики России. После президентского послания Федеральному Собранию России 12 ноября 2009 года был подготовлен пакет изменений в законодательство РФ, упрощающий миграционный учет, получении виз, трудоустройство иностранных граждан. Обеспечение открытости Российской Федерации для научных и педагогических работников признаны основными направлениями миграционной политики в области содействия их свободному перемещению согласно Указу Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы».

Нельзя не согласиться с подходом большинства ученых к вопросу о правовом регулировании отношений иностранной трудовой миграции в сфере образования как к вопросу междисциплинарного характера.

По действующему законодательству, наиболее существенными вопросами, подлежащими регулированию на территории России в отношении иностранных преподавателей и ученых, являются: условия о временном характере их пребывания, о необходимости прохождения миграционного учета, о разрешительном характере осуществления трудовой деятельности, об уровне образования и квалификации, о легализации и признании их образования и квалификации.

При этом указанные отношения, по моему мнению, системно не урегулированы. Каждый нормативно-правовой акт, которым регулируется тот или иной вопрос, связанный с деятельностью иностранных преподавателей в России, производит впечатление целостности. При этом общее нормативно-правовое регулирование правоотношений иностранных работников в сфере образования в их системном единстве создают сложности.

Как отмечал К. Леви-Стросс основное отличие между нашим мышлением и мышлением, так называемых, первобытных народов заключается в нашей потребности дробления на части, а для первобытных народов объяснение имеет ценность только при условии, что оно целостное [9, с. 174]. Стоит признать, что рассматриваемую проблему лучше было бы решить целостным, системным подходом.

Хабриева Т.Я. в монографии 2019 года указала, что одним из законодательных решений должно быть принятие специального федерального закона, имеющего своим предметом исключительно правовое регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы как самостоятельной категории мигрантов [10, с. 104].

29 апреля 2022 года на сайте https://ria.ru/20220429/inostrantsy-1786195756.html появилась информация, что в скором будущем планируется принять новый закон, который будет регулировать все вопросы въезда, выезда и пребывания иностранцев в нашей стране. Информацию предоставил заместитель Совета Безопасности РФ Медведев Д.А.

В настоящей статье хотелось бы привлечь внимание к проблемам привлечения иностранных преподавателей для работы в высшие учебные заведения России, причиной которых, по моему мнению, является отсутствие системного формально-правового, предсказуемого регулирования таких отношений.

Первая проблема связана с признанием в России иностранного образования и квалификации, полученных в иностранном государстве, под которыми понимается официальное подтверждение их значимости (уровня) в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и профессиональной деятельности в России. Последствием признания будет предоставление их обладателю академических, профессиональных, иных прав, что и обладателям соответствующего уровня образования, квалификации, полученных в Российской Федерации.

В России «автоматически» признается иностранные образование, квалификация подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании. Таких договоров – чуть более 80, большинство из них заключены СССР со странами Африки, Азии, странами СНГ, но есть и соглашения с Францией и Италией.

Проблемой признания иностранного образования через заключение международных договоров является сложность вступления их в силу через процедуру ратификации (зависимость принятия решения от исполнительной и законодательной ветвей власти договаривающихся стран). Соглашение, например, между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о взаимном признании документов об образовании, выдаваемых в Российской Федерации и Итальянской Республике было заключено в г. Риме 03.12.2009 года, вступило в силу только с 1 апреля 2016 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru,26.04.2016, N 0001201604260044).

Кроме того, международные договоры носят взаимный характер (о признании образования), следовательно, являются политически мотивированными.

В России признаются также образование, квалификация, ученые степени и звания, полученные в иностранных образовательных организациях, включенных в перечень, который утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2022 № 28-р. Относительная простота принятия и внесения изменений в правительственный акт является его преимуществом.

Признание иностранного образования, квалификации может осуществляться также некоторыми организациями высшего образования в Российской Федерации. Законом об образовании таким правом наделены Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет».

На сегодняшний момент таких организаций в России всего 47, из них в Москве – 18, при этом они не вправе признавать иностранные ученые степени и звания.

Признание образования в указанном порядке действует только для доступа иностранных преподавателей к осуществлению профессиональной деятельности в этих образовательных организациях, что существенно сужает возможности привлечения таких иностранных преподавателей в другие российские образовательные организации, особенно в регионах.

Во всех иных случаях, решение о признании иностранного образования, квалификации принимается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором). Признание иностранных ученых степеней и званий осуществляется Минобрнауки России при взаимодействии с Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации.

Основным недостатком указанного способа признания иностранного образования, ученых званий и степеней является значительные сроки рассмотрения документов (установлены административным регламентом, утвержденным Приказом Рособрнадзора от 18.06.2019 № 837 и административным регламентом Минобрнауки России, утвержденным Приказом от 11.06.2020 года № 721).

Так, срок признания иностранного образования (бакалавриат или магистратура) может быть 45 дней, но может быть продлен еще на 45 дней. Срок признания иностранной ученой степени и иностранного ученого звания (по отдельности) – до 5 месяцев, но может быть продлен по разным основаниям до 2-4 месяцев. Таким условиям в регламентах о сроках не хватает правовой определенности и предсказуемости.

По условиям административного регламента для признания документа об иностранном образовании последующего уровня образования (магистр) необходимо представить документ об образовании предшествующего уровня (бакалавр). Предшествующий уровень образования должен пройти легализацию, перевод на русский язык и быть признанным в установленном порядке. Поэтому срок признания двух уровней образования иностранного преподавателя может составить от 90 до 180 дней.

Для иностранных специалистов в области искусства административным регламентом предусмотрено специальное требование представить документ о высшем образовании, обладателем которого является заявитель и документ, удостоверяющий признание в Российской Федерации образования, полученного в иностранном государстве. Следовательно, такой заявитель должен сначала признать свое образование в Рособрнадзоре, а потом признать ученое звание в Минобрнауки России. Иные специалисты вправе рассчитывать на параллельное признание их образования и степени. Основания для разграничения требований по направлениям образования в регламенте не указаны.

При этом, легализация иностранных документов – самостоятельная процедура, необходимая для использования иностранных документов об образовании на территории России, в том числе для предоставления их в государственные органы для последующего признания. Исключена возможность одновременной легализации и признания. Цель обоих процедур для иностранного преподавателя – получить право на работу в России, требующую профессиональную квалификацию. Никакой связи и синхронизации между двумя процедурами в правовом регулировании нет.

На мой взгляд, наиболее оптимальным способом признания иностранного образования, квалификации, званий, степеней – внесение иностранных образовательных организаций, в которых было получено образование в правительственный перечень. Произвол включения и исключения образовательных организаций Правительством может быть уравновешен за счет отсрочки вступления правового акта в силу.

Регулирование этого вопроса через заключение международного договора или принятие федерального закона является слишком затратным по времени. Необходимо работать над расширением правительственного перечня, чтобы минимизировать практическое применение способа признания образования в Рособрнадзоре и ученых званий и степеней в Минобрнауке, на тех условиях, которые сейчас установлены в административных регламентах.

По вопросу внесения изменения в процедуру признания образования в Рособрнадзоре, считаю разумным предусмотреть возможность одновременного рассмотрения заявления о признании образования по программам обучения бакалавриата и магистратуры.

Кроме того, считаю, возможным предусмотреть, что в случае принятия решения о признании иностранного образования, квалификации, ученого звания или степени Рособрнадзором, Минобрнауки по заявлению конкретного иностранного гражданина, такое учебное заведение может включаться автоматически или после дополнительной проверки Правительством РФ или профильным министерством в правительственный перечень. Это позволит использовать результат экспертной работы Рособрнадзора и Минобрнауки на благо значительного числа как работников из числа иностранных преподавателей, так и работодателей из числа учебных заведений России.

Безусловно, будет правильным решением передать полномочия по признанию иностранного образования, ученых степеней и званий в один орган – Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Это решение позволит внести указанные выше изменения в действующий регламент, в том числе предусмотреть возможность одновременного рассмотрения документов по признанию иностранного образования, а также ученых степеней и званий.

На мой взгляд, также следует расширить право образовательных организаций самостоятельно осуществлять в установленном ими порядке признание иностранного образования не только для доступа к осуществлению в них профессиональной деятельности, но и для осуществления преподавательской деятельности на всей территории России. Думаю, что признание образования иностранного преподавателя, оформленное Московским государственным университетом, может считаться достаточным основанием для привлечения такого человека к образовательной деятельности в других регионах России.

Второй проблемой, которая заслуживает внимание в части трудоустройства иностранных граждан-преподавателей, является проблема получения иностранным гражданином, поступающим на работу в образовательное учреждение справки о наличии (отсутствии) судимости, об уголовном преследовании и т.д., поскольку к педагогической деятельности не допускаются категории лиц, перечисленные в статье 331 Трудового кодекса Российской Федерации. Проблема заключается в том, что в соответствии с административным регламентом от 27.09.2019 № 660, предоставление государственной услуги по выдаче соответствующих справок на территории Российской Федерации осуществляется ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ.

Проблема длительности и непредсказуемости сроков в указанном регламенте также не решена. Срок для рассмотрения заявления может быть 30 дней с возможностью продления еще на 30 дней. Иностранный преподаватель по условиям регламента должен приехать на территорию России, подать заявление и ожидать получения справки об отсутствии судимости до 60 календарных дней, не имея возможности приступить к преподавательской работе.

При этом цель получения такой справки – исключить возможность взаимодействия с обучающимися, лиц, подвергавшихся уголовному преследованию, указанным регулированием не достигается. Иностранный гражданин-преподаватель может иметь судимость на территории страны, из которой он приезжает. Получение им справки из третьих стран действующим законодательством России не предусмотрено. Таким образом, качество правового регулирования данных отношений является неудовлетворительным.

На сайтах управлений МВД по регионам России и сайтах некоторых консульств России недавно появилась информация, что лица находящиеся за пределами Российской Федерации, могут получить необходимые им сведения о наличии (отсутствии) судимости через консульские учреждения или консульские отделы дипломатических представительств России, которые получают данные сведения из федерального казенного учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации». Однако никаких законных оснований принимать соответствующие запросы за пределами России действующим порядком (административным регламентом) не предусмотрено. В результате, консульства выдают такие справки по своему усмотрению, что является недопустимым. Наличие соответствующей нормы в законе решило бы эту проблему.

Как верно утверждал Гегель, государство не рассчитывает на службу, зависящую от произвола и каприза, которая сохраняет за собой право исполнять дела сообразно субъективным взглядам [7, с. 252]. Поэтому деятельность людей, которым государством могут «присваиваться» качества (иностранный гражданин, иностранный работник, налоговый резидент, мигрант, иностранный преподаватель и пр.), имеющие правовые последствия, должна быть формализована надлежащими способами и средствами.

Было бы разумным предусмотреть законом и административным регламентом возможность получения необходимых справок в консульствах или консульских отделах посольств за рубежом посредством направления запроса и получения ответа с использование дистанционных технологий.

Напомним, что в послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года Президентом РФ Д.А. Медведевым было отмечено, что «следует упростить правила признания научных степеней и дипломов о высшем образовании, полученных в ведущих университетах мира, а также правила приема на работу необходимых нам специалистов из-за рубежа.» [11]. Считаем, что указанная цель не была достигнута, но результат может быть получен в будущем только с опорой на правовые институты, которая по мнению П. Бурдье снижает неопределенность, обеспечивает устойчивость и калькулируемость [2, с. 238]. При этом, в ходе своего функционирования институты способны воспроизводить отношения порядка, конституирующие социальный строй [3, с. 110].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов//М.: Прогресс-Универс, 1995. С. 233-236.

Бурдье П. Экономическая антропология. Курс лекций в Коллеж де Франс (1992-1993)// Издательский дом ДЕЛО, Москва 2019. С. 238.

Бурдье П. Социология социального пространства// Санкт-Петербург АЛЕТЕЙЯ. С. 110.

Вебер. М. Хозяйство и общество. Очерки понимающей социологии. Том III Право// Издательский дом Высшей школы экономики. Москва, 2018. С. 159-160.

Вебер. М. Хозяйство и общество. Очерки понимающей социологии. Том II Общности// Издательский дом Высшей школы экономики. Москва, 2017. С. 81.

Вебер. М. Хозяйство и общество. Очерки понимающей социологии. Том I Социология// Издательский дом Высшей школы экономики. Москва, 2016. С. 98.

Гегель Г. Философия права//Москва. Юрайт. С. 252.

Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права// М., 1961. С. 156.

К.Леви-Стросс. Дидье Эрибон. Издалека и вблизи// Издательство Ивана Лимбаха. Санкт-Петербург. 2018. С. 174.

Хабриева Т.Я. Миграционное право: сравнительно-правовое исследование: монография. М.: ИЗиСП, Юриспруденция, 2019. 400 с.// СПС Консультант Плюс. 2022. С. 104.

Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. http://www.kremlin.ru/acts/bank/31381 (дата обращения 30.04.22).

 

Malygina L.N.

student

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

(Ekaterinburg, Russia)

 

Savvateev A.I.

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

(Ekaterinburg, Russia)

 

SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION OF RELATIONS

ON ATTRACTING FOREIGN TEACHERS

TO RUSSIAN ORGANIZATIONS HIGHER EDUCATION

 

Abstract: the paper analyzes the problem of attracting foreign teachers to Russian higher education organizations. The authors pay special attention to the issues of legal regulation of recognition of foreign education, qualifications, academic degrees and titles, obtaining a certificate of no criminal record as a basis for admission of a foreign teacher to educational activities in Russia and some other issues related to ensuring professional rights to foreign citizens. According to the authors, the goal set back in 2009 in the message of the President of the Russian Federation to simplify the rules for the recognition of scientific degrees and diplomas of higher education obtained at leading universities in the world, as well as the rules for hiring the necessary specialists from abroad, has not been achieved.

 

Keywords: foreign citizenship, institutes, foreign teacher, administrative regulations, legalization, recognition of foreign education.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (50) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Малыгина Л.Н., Савватеев А.И. О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №5 (50) том 1. С. 153 - 166. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5567 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5567



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.