'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (9) том 2
  4. Научная статья № 24

Просмотры  286 просмотров

Жилкина Н.А., Коротаева О.А.

  


К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается финансово-правовой статус Пенсионного фонда, его проблемы и пути их решения.   

Ключевые слова:
Пенсионный фонд, правовой статус, пенсионные реформы, фонды   


Для централизации денежных средств, направленных на стабилизацию социально-экономической политики государства, повышения уровня социального благосостояния граждан, в Российской Федерации созданы государственные внебюджетные фонды, крупнейшим из которых является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации [6, с.315] был установлен Указом Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1 [2]. Правовой статус Пенсионного фонда определяется: Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173 «О трудовых пенсиях Российской Федерации» [3]; от 15 декабря 2001 года № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [4]; от 15 декабря 2001 года №167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [5] и другие. Согласно ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [5] Пенсионный фонд является государственным учреждением и выполняет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования. С проведением реформ пенсионной системы России, принятием новых законов и изменением пенсионного законодательства, стали возникать проблемы с определением правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как органа управления финансами пенсионного обеспечения. Стоит обратить внимание на основные аспекты данной проблемы. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации [1] в ст. 118 впервые выделяет фонды юридическим лицам, определяет фонд, фиксирует их юридический и имущественный статус. Можно выделить следующие характерные особенности фондов: а) фонды принадлежат некоммерческим организациям; б) фонды не являются членскими организациями; в) фонды могут устанавливаться как физическими, так и юридическими лицами; г) фонды создаются на основе добровольных имущественных взносов; д) фонды должны осуществлять социальные, благотворительные, культурные и другие общественно полезные цели. Гражданский кодекс не дает классификации фондов. Тем временем, фонды можно различить, например, в зависимости от того, кто их основатели. На основании этого критерия могут существовать: а) частные фонды, созданные одним человеком; б) корпоративные фонды, созданные одним или несколькими юридическими лицами; в) государственные фонды, созданные решением представительных органов Российской Федерации или представительных органов субъектов Российской Федерации; г) муниципальные фонды, созданные представительным органом местного самоуправления. Так как фонды являются некоммерческими организациями, они подчиняются Закону о некоммерческих организациях. Деятельность некоторых фондов регулируются специальным законодательством. Хоть и некоторые организации называются фондами, они в основном являются государственными финансовыми и кредитными учреждениями. К таким фондам и относится Пенсионный фонд Российской Федерации. Поскольку эта организационная структура, которая носит название «фонд», не попадает под действие ни под действие ни прокомментированной статьи, ни Закона о некоммерческих организациях, возникает вопрос о том, чтобы не применять название «фонд» к такой структуре. Так же, пункт 2 прокомментированной статьи предоставляет фондам право заниматься предпринимательской деятельностью при наличии двух условий: 1) она должна быть необходима для достижения социально полезных целей, для которых был создан фонд; 2) он должен соответствовать данным целям. Хотя Пенсионный фонд Российской Федерации не осуществляет предпринимательскую деятельность и не существует единого нормативного правового акта, регулирующего этот вопрос. Основным учредительным документом фонда как юридического лица является его устав, однако, учредительным документом Пенсионного фонда России является Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации [2]. В статье 120 Гражданского кодекса устанавливаются общие положения об утверждениях, как государственных, так и не государственных. Условия, при которых учреждение может быть создано: 1) формирование имущества учреждения, включая его финансирование, осуществляется лицом, являющимся владельцем имущества, переданного в учреждение; 2) учреждение создается как некоммерческая организация и должно осуществлять управленческие, социальные, культурные или иные функции некоммерческого характера. Учреждение не является владельцем принадлежащего ему имущества, но использует право на ежедневное управление имуществом [1. ст.296, 298]. Он не имеет права отчуждать или иным образом распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Владелец этого имущества остается основателем. Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, учредителем фонда является Российская Федерация, Пенсионный фонд Российской Федерации и его средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации, скорее всего, будет государственным учреждением, чем фондом, толкование которого предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (9) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Жилкина Н.А., Коротаева О.А. К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №9 (9) том 2. С. 82 - 84. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/557 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/557



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.