'
Жилкина Н.А., Коротаева О.А.
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *
Аннотация:
в данной статье рассматривается финансово-правовой статус Пенсионного фонда, его проблемы и пути их решения.
Ключевые слова:
Пенсионный фонд, правовой статус, пенсионные реформы, фонды
Для централизации денежных средств, направленных на стабилизацию социально-экономической политики государства, повышения уровня социального благосостояния граждан, в Российской Федерации созданы государственные внебюджетные фонды, крупнейшим из которых является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации [6, с.315] был установлен Указом Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1 [2]. Правовой статус Пенсионного фонда определяется: Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173 «О трудовых пенсиях Российской Федерации» [3]; от 15 декабря 2001 года № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [4]; от 15 декабря 2001 года №167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [5] и другие. Согласно ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [5] Пенсионный фонд является государственным учреждением и выполняет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования. С проведением реформ пенсионной системы России, принятием новых законов и изменением пенсионного законодательства, стали возникать проблемы с определением правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как органа управления финансами пенсионного обеспечения. Стоит обратить внимание на основные аспекты данной проблемы. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации [1] в ст. 118 впервые выделяет фонды юридическим лицам, определяет фонд, фиксирует их юридический и имущественный статус. Можно выделить следующие характерные особенности фондов: а) фонды принадлежат некоммерческим организациям; б) фонды не являются членскими организациями; в) фонды могут устанавливаться как физическими, так и юридическими лицами; г) фонды создаются на основе добровольных имущественных взносов; д) фонды должны осуществлять социальные, благотворительные, культурные и другие общественно полезные цели. Гражданский кодекс не дает классификации фондов. Тем временем, фонды можно различить, например, в зависимости от того, кто их основатели. На основании этого критерия могут существовать: а) частные фонды, созданные одним человеком; б) корпоративные фонды, созданные одним или несколькими юридическими лицами; в) государственные фонды, созданные решением представительных органов Российской Федерации или представительных органов субъектов Российской Федерации; г) муниципальные фонды, созданные представительным органом местного самоуправления. Так как фонды являются некоммерческими организациями, они подчиняются Закону о некоммерческих организациях. Деятельность некоторых фондов регулируются специальным законодательством. Хоть и некоторые организации называются фондами, они в основном являются государственными финансовыми и кредитными учреждениями. К таким фондам и относится Пенсионный фонд Российской Федерации. Поскольку эта организационная структура, которая носит название «фонд», не попадает под действие ни под действие ни прокомментированной статьи, ни Закона о некоммерческих организациях, возникает вопрос о том, чтобы не применять название «фонд» к такой структуре. Так же, пункт 2 прокомментированной статьи предоставляет фондам право заниматься предпринимательской деятельностью при наличии двух условий: 1) она должна быть необходима для достижения социально полезных целей, для которых был создан фонд; 2) он должен соответствовать данным целям. Хотя Пенсионный фонд Российской Федерации не осуществляет предпринимательскую деятельность и не существует единого нормативного правового акта, регулирующего этот вопрос. Основным учредительным документом фонда как юридического лица является его устав, однако, учредительным документом Пенсионного фонда России является Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации [2]. В статье 120 Гражданского кодекса устанавливаются общие положения об утверждениях, как государственных, так и не государственных. Условия, при которых учреждение может быть создано: 1) формирование имущества учреждения, включая его финансирование, осуществляется лицом, являющимся владельцем имущества, переданного в учреждение; 2) учреждение создается как некоммерческая организация и должно осуществлять управленческие, социальные, культурные или иные функции некоммерческого характера. Учреждение не является владельцем принадлежащего ему имущества, но использует право на ежедневное управление имуществом [1. ст.296, 298]. Он не имеет права отчуждать или иным образом распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Владелец этого имущества остается основателем. Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, учредителем фонда является Российская Федерация, Пенсионный фонд Российской Федерации и его средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации, скорее всего, будет государственным учреждением, чем фондом, толкование которого предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации
Номер журнала Вестник науки №9 (9) том 2
Ссылка для цитирования:
Жилкина Н.А., Коротаева О.А. К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №9 (9) том 2. С. 82 - 84. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/557 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018. 16+
*