'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (50) том 2
  4. Научная статья № 10

Просмотры  133 просмотров

Коновалов П.И.

  


ИРЛАНДСКАЯ МИССИЯ (VI-XII ВВ.) *

  


Аннотация:
статья рассматривает феномен миссии раннесредневековой ирландской церкви. Осуществлена попытка выделить предпосылки и ключевые черты миссии, проследить ее вклад в историю средневековой Европы. Проведена связь между ирландской миссией и христианизацией Руси   

Ключевые слова:
дальнезападное христианство, ирландская миссия, христианизация Руси   


УДК 93

Коновалов П.И.

студент историко-филологического факультета

Благовещенский государственный педагогический университет

(Россия, г. Благовещенск)

 

ИРЛАНДСКАЯ МИССИЯ (VI-XII ВВ.)

 

Аннотация: статья рассматривает феномен миссии раннесредневековой ирландской церкви. Осуществлена попытка выделить предпосылки и ключевые черты миссии, проследить ее вклад в историю средневековой Европы. Проведена связь между ирландской миссией и христианизацией Руси.

 

Ключевые слова: дальнезападное христианство, ирландская миссия, христианизация Руси.

 

Наибольшего влияния и размаха странствия ради Христа ирландских монахов – «peregrinatio pro Christi» – получили в VI-VIII вв. Выделить конкретную причину этого явления достаточно сложно, однако можно указать некоторые предпосылки. Во-первых, изначальную миссионерскую инерцию задал св. Патрик и подобные ему просветители Ирландии. Для провозвестников Евангелия на территории зеленого острова естественным было достичь и близких им по крови шотландцев, а затем пойти далее, в Британию и в Европу. И в более поздние века на пример св. Патрика продолжают ссылаться [10, с. 24].

Во-вторых, в этот период времени позиции христианства на континенте (как, впрочем, и в Британии) значительно ослабели. Главной тому причиной было нашествие германских племен, низвергнувших Западную Римскую империю. Среди них получает распространение арианство, во многих местах еще остается язычество. С точки зрения нравственности и морали церковь, в частности, в Галлии, также потерпела большой урон. С другой стороны, в Ирландии, существующей в это время обособленной от остального мира, учение Христово обретает значительный успех. На фоне падения в Европе христианских нравов и в целом культуры образ Ирландии (с подачи, впрочем, самих ирландцев [9]) складывается именно как «острова святых и ученых» [3].

В-третьих, монашеский уклад кельтского христианства открывал значительную возможность для странствий своим подвижникам, не обремененным имуществом, семейными или гражданскими обязательствами. Возможно, под влиянием ближневосточного анахоретства, ирландские монахи также стремились к уединению, за отсутствием пустынь выбирая скитания по волнам. Порой их «выбрасывало» на острова недалеко от Ирландии, как о. Мэн или о. Айона, иногда чуть дальше – Оркнейский, Шетландский, Фарерский архипелаги, и даже Исландия (почти за сто лет до появления там викингов [5, с. 16]), а кто-то высаживался в Арморике (п-ов Бретань) и двигался уже вглубь континента [10, с. 23-25].

И, наконец, свой вклад внесла и сама кельтская культура с ее особым отношением к изгнанничеству. Путешествия в чужеземные края ассоцииро-вались с поиском божественных знаний [3]. Здесь можно вспомнить средне-вековые легенды о Святом Граале, исторически наследующие мотивы кельтских преданий. С другой стороны, согласно ирландскому праву, «выброшенные морем на берег» не имели прав в общине. В Житии св. Патрика присутствует сюжет, в котором святой в качестве наказания отправляет провинившегося на о. Мэн, где он впоследствии становится епископом [8, с. 421-422]. Разрыв с кланом и оставление родной земли при родоплеменном устройстве кельтского общества мыслилось эквивалентом смертной казни. Такое антагонистическое восприятие скитаний, как пути к совершенству и в то же время, напротив, как особой формы страданий (в случае монашества, для смирения), безусловно, также оказалось стимулирующим фактором для феномена странствий ирландских монахов.

Наиболее известные направления миссии связаны с крупнейшими монастырями и их основателями. В самой Ирландии наиважнейшим миссионерским центром можно назвать Бангор на северо-восточном побережье острова, основанный св. Комгаллом в 558 г. Одной из первых также была обитель о. Айона, обязанная своей славой прибывшим туда в 563 г. Колуму Килле, или св. Колумбе. Она была центром христианизации Шотландии и северной Англии, и, по выражению В.В. Болотова, «светочем христианства на всем острове» [1]. Св. Айдан основал монастырь на о. Линдисфарн, влияние которого охватывало северо-восточную Англию (королевство Нортумбрия).

В 575 г. в Галлии с двенадцатью спутниками высадился св. Колумбан, первый ирландский миссионер на континенте. Он оставил после себя такие сильные общины, как Люксей во Франции и Боббио в Ломбардии. Его ученик, св. Галл, основал монастырь Санкт-Галлен в Швейцарии [10, с. 24]. Св. Киллиан в VII в. проповедовал язычникам Баварии и Тюрингии (и даже был мученически убит), св. Корбиниан в VIII в. – на территории Нидерланд, а с деятельностью св. Вергилия связывают миссию среди славянских племен Словении и Каринтии [3].

Выделяя черты присутствия ирландских монахов на континенте, в первую очередь необходимо подчеркнуть их аскетизм и ревностность в достижении христианских идеалов, контрастирующие с ситуацией в европейских регионах. Яркой иллюстрацией этого был конфликт Колумбана и бургундской королевы Брунгильды: монах обличал ее безнравственность и был вынужден под давлением духовенства и знати покинуть те земли [7, с. 56]. У нас также нет информации о применении ими каких-либо насильственных методов христианизации. Напротив, в народной памяти, отраженной в житиях, кельты предстают очень близкими к людям. С Колумбаном, к примеру, связывают традицию украшения рождественской ели. Св. Корбиниан помогал крестьянам в сельских работах [3]. Есть свидетельства о том, что ирландские миссионеры проповедовали, хорошо зная язык того племени, к которому обращались [4, с. 51]. Хрестоматийным эпизодом является уже исторически достоверный спор между Вергилием и англо-саксонским епископом Бонифацием. Малограмотные священники в Баварии, находившейся в попечении обоих служителей, исказили слова формулы, проговариваемой при крещении: «baptizo te in nomine patriae (вместо patris), et filiae (вместо filii), et Spiritue Sancti». Т.е. «во имя отечества и дочери». Узнавший об этом Бонифаций требовал признать недействительными такие крещения и привлечь к ответственности провинившихся, однако Вергилий встал на сторону священников. Конфликт был решен папой Захарием, который поддержал Вергилия [4, с. 52].

Можно также отметить некоторое свободомыслие ирландцев. Колумбан перед папой римским отстаивал кельтские пасхалии, отличные от римских [2, с. 391]. Галльские епископы упрекали ирландцев в том, что женщины у них помогают проводить причастие [10, с. 25-26]. Вергилия обвиняли в ереси за его убеждения в существовании «других людей под землей». Один из образованнейших людей своего времени, он был знаком с античным учением об антиподах, людях на другой стороне шарообразной Земли. Но своими современниками он понят, разумеется, не был [4, с. 52-54].

В то же время ирландская миссия носила нецеленаправленный, разобщенный характер. Ирландцы «оставались каплями в море всеобщего упадка». На всю широту европейского пространства их было не так уж много. Однако о произведенном им резонансе в области духовности свидетельствует хотя бы даже такая тенденция, как «иризация» святых – приписывание им кельтского происхождения [3].

Их миссия оказала (возможно, решающее) влияние на формирование образа средневекового монашества в Европе – аскетичного и образованного. Монастыри стали центрами духовности, интеллектуального труда и миссии. Возрос уровень нравственности, особенно в среде духовенства, что подняло его статус в обществе. Знатоки греческой и латинской литературы, ирландцы подготавливали каролингский Ренессанс [7, с. 54] – и были одними из первых его участников. Их независимость от светских владык, но почтительное отношение к папе римскому способствовали дальнейшему объединению европейских монастырей под единым уставом св. Бенедикта и руководством Рима. Пример ирландцев активизировал английскую и германо-франкскую миссии [3].

Основанные кельтами монастыри (возможно, за исключением Британии, где многие из них были разрушены норманнами) еще долгое время сохраняли свое влияние. Один из наиболее выдающихся богословов раннего Средневековья, первый схоласт Иоанн Скот Эриугена был ирландцем [2, с. 392]. Аскетичный, и не менее романтичный образ миссионеров зеленого острова впоследствии вдохновил доминиканцев и францисканцев на подобные же «скитания». Как указывает Александр Шабанов, вполне возможно, что Франциск Ассизский, путешествуя по монастырям северной Италии, «попал под обаяние их основателей кельтов» [9].

Наверно, наиболее интересной страницей подвижничества ирландских монахов для русскоязычного исследователя является их вклад в христианизацию славян. Идеи Вергилия, епископа Зальцбурга, об антиподах, отражены в западнославянских церковных источниках IX в. (осуждаемые составителями текстов) [4, с. 55]. В Житии Мефодия есть фрагмент, где в качестве мотивации обращения моравского князя Ростислава к константинопольскому императору (в результате которого в Моравию были посланы Кирилл и Мефодий) указано присутствие среди славян учителей из немцов, латинян и ирландцев, названных в тексте «греками». Под этим именем кельты были известны в Европе благодаря своим уникальным на то время познаниям [4, с. 58-62]. С деятельностью ирландцев среди западных славян связано происхождение некоторых этнонимов и славянских церковных терминов [4, с. 63-68]. А.В. Исаченко, таким образом, подводит к мысли, что проповедь кельтов среди славян была прежде миссии Кирилла и Мефодия (в том числе и в переводческой деятельности), и успех последней во многом обязан их труду [4, с. 69].

«Вероятно, для Руси ирландское влияние опосредовано западнославянской церковью. Отсюда, с земель юго-западного славянства, на Русь идут кадры священнослужителей, литература, переходит и церковная традиция», пишет Георгий Прошин о путях христианизации Руси [6, с. 161]. Есть предположения о существовании в XI в. около Киева одного или нескольких кельтских монастырей [3]. Учитывая влияние, масштаб и энтузиазм ирландской миссии, мысль о ее участии в русской духовной жизни имеет под собой историческую основу.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Болотов, В.В. Лекции по истории древней церкви / В.В. Болотов. – Спб. : Типография М. Меркушева, 1910. – Т. 2: История церкви в период до Константина Великого. – 474 с.

Бондаренко, Г.В. Мифы и общество Древней Ирландии / Г.В. Бондаренко. – М. : Языки славянской культуры, 2015. – 476 с.

Заславский, В.А. Кельтские миссионеры в средневековой Европе / В.А. Заславский [Электрон. ресурс]. – Режим доступа : http://samlib.ru/z/zaslawskij_w_a/celts2.shtml – (дата обращения, 22.09.2021).

Исаченко, А.И. К вопросу об ирландской миссии у панонских и моравских славян / А.И. Исаченко // Вопросы славянского языкознания. – М. : АН СССР, 1963. – №7. – С. 43-72.

История Ирландии / Л.И. Гольман [и др.] ; отв. ред. Л.И. Гольман. – М. : Мысль, 1980. – 390 с.

Как была крещена Русь / Г.Г. Прошин [и др.]. – М. : Политиздат, 1988. – 383 с.

Карсавин, Л.П. Монашество в Средние века / Л.П. Карсавин. – М. : Издательство «Ломоносовъ», 2012. – 192 с.

Мурьху Мокку Махтени. Житие св. Патрика / пер. Г. В. Бондаренко, С. В. Шкунаева // Мифы и общество Древней Ирландии. – М. : Языки славянской культуры, 2015. – С. 400-430.

Шабанов, А.Ю. Кельтская Церковь Британских островов: история, предания, поэзия [Электрон. ресурс]. – Режим доступа : https://predanie.ru/book/218242-keltskaya-cerkov-britanskih-ostrovov-istoriya-predaniya-poeziya. – (дата обращения, 21.09.2021).

Шабанов, А.Ю. Кораблики святому Брендану Мореплавателю / А.Ю. Шабанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Тверь, 2016. – 241 с.

 

Konovalov P.I.

student of the Faculty of History and Philology

Blagoveshchensk State Pedagogical University

(Russia, Blagoveshchensk)

 

IRISH MISSION (VI-XII CENTURIES)

 

Abstract: The article examines the phenomenon of the mission of the early medieval Irish Church. An attempt has been made to highlight the prerequisites and key features of the mission, to trace its contribution to the history of medieval Europe. A connection is made between the Irish mission and the Christianization of Russia.

 

Keywords: far-western Christianity, Irish mission, Christianization of Russia.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (50) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Коновалов П.И. ИРЛАНДСКАЯ МИССИЯ (VI-XII ВВ.) // Вестник науки №5 (50) том 2. С. 60 - 66. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5588 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5588



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.