'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (9) том 2
  4. Научная статья № 26

Просмотры  196 просмотров

Каирова Д.З., Маскова Д.А.

  


О ВОПРОСАХ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА ПРЕДМЕТ ПЛАГИАТА *

  


Аннотация:
в настоящей статье рассматриваются проблемные аспекты проведения экспертизы авторских произведений на примере экспертизы музыкальных произведений в контексте гражданского права   

Ключевые слова:
авторское право, интеллектуальная собственность, плагиат, экспертиза авторского права, экспертиза музыкальных произведений   


В настоящее время становится все проще пользоваться результатами чужого интеллектуального или творческого труда и все труднее – защитить свои произведения от несанкционированного заимствования. Именно потому актуальна проблема защиты авторских и иных прав, охватывающих произведения и изобретения, и она является одним из приоритетных интересов правительств большинства государств. Согласно Всемирной декларации по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 года, термин «интеллектуальная собственность» означает любую собственность, признаваемую по общему согласию в качестве интеллектуальной по характеру и заслуживающей охраны, включая, но не ограничиваясь научными и техническими изобретениями, литературными или художественными произведениями, товарными знаками и указателями деловых предприятий, промышленными образцами и географическими указаниями. [1] Механизмом защиты интеллектуальной собственности являются специальные исследования, направленные на выявление характеристик исследуемых объектов – экспертизы. Экспертизу объектов авторского права можно рассматривать в различных аспектах, в зависимости от перечня исследуемых ею объектов. Исследование может быть проведено в отношении любого произведения, патента, микросхемы и так далее. Подобный анализ требует от эксперта специальных знаний и большого профессионального опыта. Традиционно под специальными знаниями понимают уровень развития научных знаний, позволяющий использовать их для практических целей. [2, с. 6–8] Вступление в законную силу норм по охране авторского права превратило вопрос плагиата из сугубо искусствоведческого в юридический. Производство экспертизы авторских произведений в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 31.05.2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебноэкспертной деятельности в Российской Федерации», частью четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации и соответствующими процессуальными нормативно-правовыми актами. Одной из наиболее частых является экспертиза аудиозаписей. Аудиозаписи, представленные для проведения экспертизы, могут содержать мелодии, песни, записи лекций и публичных выступлений и другие объекты звуковой природы. В случае аудиокнтента, запись может оцениваться искусствоведами, автороведами или же специалистами в фоноскопической экспертизе. В спорах, касающихся идентификации музыкальных произведений, а также связанных с той или иной культурной интеллектуальной собственностью, участвуют эксперты-искусствоведы. В отношении спорных аудиозаписей могут проводиться следующие виды экспертиз: 1. Фоноскопическая экспертиза; 2. Автороведческая экспертиза; 3. Искусствоведческая экспертиза. [3] В зависимости от того, какие перед экспертной организацией ставятся цели, определяется процедура проведения экспертизы и ее состав: единоличный или комиссионный. Комиссионное исследование предполагает проведение экспертных мероприятий двумя и более специалистами одного и того же направления. Комиссия экспертов рассматривает объект спора, за чем выносит свое профессиональное суждение. В случае, когда эксперты расходятся во мнении, составляется несколько экспертных заключений (по числу разнящихся экспертных выводов), каждое из которых в обязательном порядке представляется лицу, инициировавшему проведение анализа. Экспертиза авторских прав чрезвычайно сложна. При ее проведении решаются вопросы, включающие в себя всестороннее изучение объекта авторского права. В результате ее проведения экспертами выявляется присутствие различного рода заимствованных признаков у иных объектов авторских прав и наличие плагиата – умышленно совершаемого физическим лицом незаконного использования или распоряжения охраняемыми результатами чужого творческого труда, которое сопровождается доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе. [4, с. 9] Так, экспертиза музыкальных произведений имеет проблемы следующего характера: Людям, имеющим относительно небольшой опыт работы с данным видом экспертизы, доказательство плагиата представляется довольно непростым делом. Чтобы выявить плагиат, экспертам необходимо быть максимально внимательными. Звуки и тексты могут быть очень сильно переработаны, так, что определение первоисточника или доказательство плагиата может быть тяжелой задачей. К тому же, определение грани между плагиатом и всего лишь некоторым сходством, и, как следствие, автороведческая экспертиза в целом, являются крайне субъективным процессом, т.к. экспертные методы основаны на принятии эвристических решений, базой для которых служат знания и опыт, накопленные экспертами в конкретной области в прошлом. Потому, субъективизм независим от намерений эксперта придерживаться объективности, а касаясь комиссионного исследования, данное обстоятельство лишь усугубляется. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (9) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Каирова Д.З., Маскова Д.А. О ВОПРОСАХ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА ПРЕДМЕТ ПЛАГИАТА // Вестник науки №9 (9) том 2. С. 88 - 90. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/559 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/559



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.