'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (50) том 2
  4. Научная статья № 23

Просмотры  213 просмотров

Шестакова Я.А.

  


ЭКОЛОГИЯ: РЕАЛЬНАЯ ЦЕНА ИНДУСТРИИ БЫСТРОЙ МОДЫ *

  


Аннотация:
статья посвящена проблемам загрязнения окружающей среды под воздействием «быстрой моды», а также причины их возникновения. В статье рассматриваются последствия неблагоприятного влияния человека не только на природную среду, но и на социальные условия существования людей, задействованных в швейной промышленности. Также представлены примеры внедрения устойчивого производства на примере крупных брендов   

Ключевые слова:
индустрия моды, окружающая среда, быстрая мода, быстрое производство, устойчивая мода, дешевая одежда   


УДК 504

Шестакова Я.А.

студент 4 курса

Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

(Россия, г. Екатеринбург)

 

ЭКОЛОГИЯ: РЕАЛЬНАЯ ЦЕНА ИНДУСТРИИ БЫСТРОЙ МОДЫ

 

Аннотация: статья посвящена проблемам загрязнения окружающей среды под воздействием «быстрой моды», а также причины их возникновения. В статье рассматриваются последствия неблагоприятного влияния человека не только на природную среду, но и на социальные условия существования людей, задействованных в швейной промышленности. Также представлены примеры внедрения устойчивого производства на примере крупных брендов.

 

Ключевые слова: индустрия моды, окружающая среда, быстрая мода, быстрое производство, устойчивая мода, дешевая одежда.

 

Воздействие человека на природу не всегда напрямую зависит от его целей. Думается, никто из организаторов бизнеса, промышленного или обрабатывающего производства заранее не планирует навредить природе. Но в погоне за прибылью, без прогнозирования и предотвращения возможных последствий деятельности, промышленники часто получают весьма печальные, порой угрожающие результаты своих непродуманных действий.

Последствия пагубного воздействия на природную среду, по оценкам экспертов, превышает по некоторым позициям вред, наносимый общей преступностью, а ущерб от загрязнения окружающей среды составляет половину национального дохода страны. В связи с этим, вне всякого сомнения, экологическая проблема должна стать одной из важнейших составляющих государственной политики.

«Быстрая мода» — это бизнес-модель, которая продвигает быстрое производство дешевой одежды, соответвующей новым тенденциям моды. Термин появился в начале 90-х для описания бизнес-модели Zara, которая позже стремительно заняла доминирующее положение в промышленности. Многие крупнейшие ритейлеры, такие как TopShop, Asos, Forever21 и H&M научились превращать эскизы одежды в готовый продукт за считанные недели. Небывалый успех этих брендов в обеспечении масс дешевой и модной одеждой привел к заметному изменению в поведении потребителя. Аналитическая компания McKinsey analysis утверждает, что по мере роста потребительских расходов, особенно в странах с развивающейся экономикой, воздействие текстильной промышленности на окружающую среду может значительно увеличиться. На рисунке 1 представлена динамика увеличения воздействия на окружающую среду, если 80% развивающихся стран достигнут западного уровня потребления на душу населения. [14]

 

 

Быстрая мода сделала брендовую одежду доступной для всех. Такая одежда дешево стоит и быстро теряет свой внешний вид уже через несколько недель активного использования. Никто не будет думать о футболке или о других предметах одежды, которые стоят как 2 хороших блюда в ресторане. Как только на футболке появятся дефекты, то она будет тут же выброшена на помойку.

По данным Business Insider, производство моды составляет 10% от общего объема глобальных выбросов углерода. Он высыхает источники воды и загрязняет реки и ручьи, в то время как 85% всего текстиля ежегодно идет на свалки. Даже стирка одежды ежегодно выпускает в океан 500 000 тонн микроволокна, что эквивалентно 50 миллиардам пластиковых бутылок. [16]

В отчете Quantis International за 2019 год было установлено, что тремя основными факторами глобального воздействия загрязнения в отрасли являются окрашивание и отделка (36%), подготовка пряжи (28%) и производство волокон (15%). Люди стали покупать больше одежды и хранить ее меньше. Например, в Европе среднее количество надеваний одного предмета гардероба упало с 200 раз в 2000 году до 160 раз в 2015 году. При стирке же предметы из полиэстера и нейлона выделяют крошечные волокна, загрязняющие сточные воды и в конечном итоге Мировой океан. По данным опросов, в Великобритании около 50% потребителей волнует, как была произведена их одежда. Среди молодежи в возрасте до 24 лет этот показатель превышает 60%. [4]

Однако негативное воздействие индустрии моды на окружающую среду не заканчивается в момент, когда одежда красиво развешивается в розничном магазине, покупается и затем распаковывается потребителем дома. Оно продолжается на этапе использования одежды, так как потребитель стирает, сушит, гладит и чистит свою одежду, а затем, как правило, выбрасывает ее на свалку вместо того, чтобы повторно ее использовать или переработать. Есть убедительные доказательства того, что производство одежды является одним из пяти крупнейших загрязнителей в мире. Эта индустрия неустойчива – люди делают более 100 миллиардов новых предметов одежды из новых волокон каждый год, и планета не может этого выдержать.

Часто по сравнению с другими отраслями, такими как уголь, нефть или производство мяса, индустрию моды люди считают наименее вредоносной. Но на самом деле по уровню воздействия на окружающую среду индустрия моды не отстает от добычи угля и нефти.

 

Засуха

Индустрия моды является второй по величине потребительской индустрией воды, требующей около 700 галлонов для производства одной хлопковой рубашки и 2 000 галлонов воды для производства пары джинсов. По оценкам экспертов, мировая текстильная промышленность использует 378 миллиардов литров воды в год. [1]

Одна из самых разрушительных экологических катастроф, созданных человеком, также была спровоцирована выращиванием хлопка. Тогда, в 1960 году, с целью поддержки хлопковых плантаций на территории Узбекистана и Казахстана, было изменено течение двух рек, впадавших в Аральское море. Это привело к тому, что от Аральского моря почти не осталось и следа. То, что когда-то было домом для тысяч рыб и диких животных, теперь представляет собой обширную пустыню, населенную небольшим количеством кустарников и верблюдов.

 

 

Водное пространство размером с Ирландию исчезло всего за 40 лет. Но за пределами Казахстана многие об этом даже не знают! Только задумайтесь: на изготовление одного пакета одежды требуется количество воды, которое один человек мог бы пить в течение 80 лет!

Знали ли вы, что хлопок на такое способен? И это далеко не весь ущерб, который текстильная промышленность способна нанести окружающей среде! [2]

 

Загрязнение рек

Сброс ядохимикатов, используемых главным образом для покраски тканей, сделал большие части крупнейших рек, таких как река Ситэрум в Индонезии и Чжуцзян в Китае непригодными для жилья, рыбалки и обитания речных животных. Для многих реки — это основной источник питьевой воды и орошения угодий, место для мытья и прямой источник еды. Высокие показатели рака и других болезней были обнаружены в сообществах, живущих рядом с сильно загрязненными реками, особенно около текстильных фабричных стоков. По оценкам Всемирного банка, окрашивание и обработка текстиля составляет до 17–20% от общего загрязнения промышленных вод (Всемирный банк, 2011г.)

Уровень кислорода в реке истощился из-за химических веществ, которые убили в ней всю фауну. Когда местный ученый проверил образец воды, он обнаружил, что она содержит ртуть, кадмий, свинец и мышьяк.

Ученые Канадской ассоциации охраны океана WISE при исследовании Северного Ледовитого океана пришли к неутешительному выводу – источник большей части микропластика в воде – это одежда!

Дакка, Бангладеш, 14 мая 2005 года. REUTERS/Рафикуар Рахман

 

Загрязнение атмосферы

Текстильные фабрики — крупные энергетические потребители, поэтому и выбросы парниковых газов у них значительные. Приблизительно 80% энергии, используемой в индустрии моды, используются в текстильном производстве. Большинство этих фабрик работает в Китае, который в основном использует уголь для производства энергии. Дальнейшие затраты на транспортировку предметов одежды производят дополнительный CO2.

Углеродный след одной футболки оценивается примерно в 15 кг. Это означает, что углеродный след футболки примерно в 20 раз превышает ее собственный вес (Carbon Trust, Работа с обычной одеждой: углеродный след продукта на практике, 2011 г.)

1 триллион киловатт-часов каждый год используется мировой текстильной промышленностью, что составляет 10 процентов от общего воздействия углерода на окружающую среду (Доклад о состоянии рынка экологичных текстильных изделий на текстильной бирже за 2010 год)

 

Химикаты

Традиционно выращенный хлопок использует больше пестицидов, чем любая другая отдельная культура. Хлопок использует 10 процентов от общего использования пестицидов во всем мире (стоит ошеломляющие 2,6 миллиарда долларов США в год). [7]

Окрашенные ткани содержат остатки формальдегида и соединений тяжелых металлов, небольшое количество которых достаточно для появления раздражения кожи и аллергии. Формальдегид и остатки растворителей в коврах и тканях, используемых для обивки мебели и штор, постепенно испаряются и могут вызвать симптомы отравления в закрытых помещениях с кондиционерами.

 

Отходы текстильного производства

Считается, что каждую секунду в мире отправляется на свалку или сжигается объем текстиля, равный одному самосвалу. Лишь 1% материалов, произведенных для пошива одежды, перерабатывается во вторсырье. Даже некоторые компании, поддерживающие принципы устойчивого развития, сжигают невостребованной одежды на миллионы долларов.

 

Социальные последствия быстрой моды

Быстрая мода также создает социальные проблемы, особенно в развивающихся странах. Отчет Министерства труда США за 2018 год обнаружил доказательства принудительного и детского труда в индустрии моды в Аргентине, Бангладеш, Бразилии, Китае, Индии, Индонезии, Филиппинах, Турции, Вьетнаме и других странах. Быстрое производство означает, что продажи и прибыль заменяют благосостояние человека.

В 2013 году восьмиэтажное здание фабрики, в котором размещалось несколько швейных фабрик, рухнуло в Дакке, Бангладеш, в результате чего погибли 1 134 рабочих и более 2500 получили ранения.

 

Устойчивая мода и ее принципы – решение проблемы!

Устойчивая мода или же sustainable fashion на английский манер — это настоящее трендовое течение мира мода. Под ним подразумевается бережное отношение не только к природе, но и людям, подразумевающее предоставление безопасных и этичных условий труда для работников, ответственное потребление ресурсов и их использование в долгосрочной перспективе, придерживание принципа “ноль отходов”, поддержка локальной экономики и многое другое. [8]

К основным принципам sustainable fashion можно отнести 

  • Экологичность, подразумевающую использование органических, эко-френдли или переработанных тканей, соответствующей экологичной фурнитуры и упаковки.
  • Этичность, заключающуюся в своевременном выплате справедливой зарплаты работникам, отказом от использования животных материалов, полученных этичным способом и т. д.
  • Ноль отходов, к которому можно отнести использование только одного материала в составе, раздельный сбор отходов на производстве, кастомайзинг, возможность изменить изделие под себя и многое другое.
  • Прозрачность, подтверждающуюся наличием на сайте эко-бренда раздела, посвященного экологии, отдельного раздела в социальных сетях бренда о его этичности и экологичности.
  • Экономика, выражающаяся в поддержки маргинальных и социально незащищённых слоев населения, поддержка локальной экономики, народных ремёсел и т.д. [5]

Как модные бренды заботятся об экологии:

от коллекций без меха до биоразлагаемых курток

 

H&M. Бренд выпускает отдельную линию Conscious Exclusive. В 2019 году новая коллекция была изготовлена из эластичной пены из водорослей и материала Orange Fiber из остатков производства цитрусового сока. А целлюлозные волокна листьев ананаса стали основой для кожзама.

Zara. В докладе перед руководством Inditex фирма пообещала к 2025 году полностью перейти на экологичные материалы. Также в целях на ближайшие несколько лет значится сокращение химических выбросов при производстве и переход на возобновляемые источники энергии.

·Stella McCartney. Модный дом в сотрудничестве с международной некоммерческой организацией Parley for the Oceans производит одежду из океанического мусора.

·Pangaia. Фирма создала линию зимних курток из биоразлагаемых материалов на основе цветов, биополимеров и аэрогеля. Новый наполнитель стал усовершенствованным аналогом гусиного пуха.

  • The North Face. Совместно с дизайнером Кристофером Рейберном в 2019 году бренд выпустил коллекцию сумок из старых походных палаток. [6, 10]

Подводя итоги исследования, можно с четкостью сказать, что современные проблемы подталкивают человечество к осознанности. В моде – экологичность. Все больше людей начинают придерживаться принципа осознанного потребления – сдают одежду на переработку, приобретают те вещи, которые действительно необходимы. Многие бренды используют в своих коллекциях переработанный полиэстер и другие экологичные ткани.

Покупая новую вещь, нужно относиться к ней бережно и стараться сохранить на долгое время. Человечество должно стать социально ответственным, поскольку природа, окружающая среда и жизнь должны всегда стоять на первом месте, иначе безудержная тяга к перенасыщению и легкомысленность могут погубить нашу планету.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Седых И. А. Индустрия моды. Отчет центра развития Национального исследовательского университета Высшей школы экономики [Электронный ресурс]. URL: https://dcenter.hse.ru/data// Индустриямоды-2019.pdf

Потребление воды и использование энергии на производстве текстиля. [Электронный ресурс]. URL: https://www.globalefficiencyintel.com//2017/infographic-textile-apparel-energy-water-pollutions (дата обращения 15.03.2022).

Насколько велико влияние моды на загрязнение Земли. [Электронный ресурс]. URL: https://fashionista.com/2017/11/riverblue-documentary-fashion-pollution (дата обращения 15.03.2022)

Оценки экспертов Quantis по углеродному следу в будушем. [Электронный ресурс]. URL:  https://plus-one.ru/ecology/eksperty-ocenili-uglerodnyy-sled-industrii-mody (дата обращения 15.03.2022)

Основные стандарты устойчивого развития компании Patagonia. [Электронный ресурс]. URL:  https://www.patagonia.com/stories/fair-trade-the-first-step/story-31009.html (дата обращения 15.03.2022)

Псевдоэкологичные стратегии производства и маркетинга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gq.ru/style/greenwashing(дата обращения 15.03.2022)

Факты о переработке текстильной продукции в США. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thebalancesmb.com/textile-recycling-facts-and-figures-2878122 (дата обращения 15.03.2022)

 

Исследования компании HSBC о запуске программ по устойчивому развитию среди брендов индустрии моды. [Электронный ресурс]. URL: https://theblueprint.ru/news/9666 (дата обращения 15.03.2022).

Как индустрия моды влияет на окружающую среду. [Электронный ресурс]. URL: https://texel.graphics/ru/articles/fashion-waste/? (дата обращения 15.03.2022)

Мода и окружающая среда. [Электронный ресурс]. URL: https://moda.ru/article/moda-i-okruzhayushhaya-sreda/ (дата обращения 15.03.2022)

Влияние индустрии моды на окружающую среду. [Электронный ресурс]. URL: https://theblueprint.ru/fashion/industry/moda-i-ecologiya (дата обращения 15.03.2022)

Индустрия моды и ее экологические последствия - [Электронный ресурс]. URL: https://www.ekoenergy.org/ru/how-polluting-is-the-fashion-industry/ (дата обращения 15.03.2022)

Использование ресурсов производства в Великобритании [Электронный ресурс]. URL: https://www.wrap.org.uk/ (дата обращения 15.03.2022)

Remy Nathalie Style that’s sustainable: A new fast-fashion formula / Nathalie Remy, Eveline Speelman, Steven Swartz // Mckinsey sustainability: электронный журнал. - URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/sustainability/our-insights/style-thats-sustainable-a-new-fast-fashion-formula. Дата публикации: 20.10.2016.

Francois Le Nguyen/Unsplash the Apparel Industry’s Environmental Impact in 6 Graphics// Insider / 5.06.2017 

McFall-Johnsen Morgan the fashion industry emits more carbon than international flights and maritime shipping combined. Here are the biggest ways it impacts the planet. / Morgan McFall-Johnsen // Insider: электронный журнал. – URL: https://www.businessinsider.com/fast-fashion-environmental-impact-pollution-emissions-waste-water-2019-10. – Дата публикации: 21.10.2019.

List of Goods Produced by Child Labor or Forced/Labor Bureau of International Labor Affairs [Электронный ресурс]. URL:  https://www.dol.gov/agencies/ilab/reports/child-labor/list-of-goods

 

Shestakova Ya.A.

4th year student

Ural Federal University

named after the First President of Russia B. N. Yeltsin

(Russia, Yekaterinburg)

 

ECOLOGY: THE REAL PRICE OF THE FAST FASHION INDUSTRY

 

Abstract: the article is devoted to the problems of environmental pollution under the influence of "fast fashion", as well as the causes of their occurrence. The article examines the consequences of the adverse human influence not only on the natural environment, but also on the social conditions of existence of people involved in the garment industry. Examples of the introduction of sustainable production on the example of large brands are also presented.

 

Keywords: fashion industry, environment, fast fashion, fast production, sustainable fashion, cheap clothing.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (50) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Шестакова Я.А. ЭКОЛОГИЯ: РЕАЛЬНАЯ ЦЕНА ИНДУСТРИИ БЫСТРОЙ МОДЫ // Вестник науки №5 (50) том 2. С. 147 - 159. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5601 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5601



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.