'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (50) том 3
  4. Научная статья № 5

Просмотры  187 просмотров

Рогозянская Ю.С., Кунаковская М.Ю., Овчинникова М.Л.

  


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС. ПУТИ СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА ПРИ ПОСТРОЕНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ *

  


Аннотация:
в работе представлены основные причины стресса у школьников и пути их решения   

Ключевые слова:
стресс учеников, учебный стресс, работа перед экзаменом   


УДК 1082

Рогозянская Ю.С.

учитель биологии

МБОУ ОСОШ №11

(г. Воронеж, Россия)

 

Кунаковская М.Ю.

учитель химии

МБОУ ОСОШ №11

(г. Воронеж, Россия)

 

Овчинникова М.Л.

учитель химии и биологии

МБОУ ОСОШ №11

(г. Воронеж, Россия)

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС. ПУТИ СНИЖЕНИЯ

НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА

ПРИ ПОСТРОЕНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Аннотация: в работе представлены основные причины стресса у школьников и пути их решения.

 

Ключевые слова: стресс учеников, учебный стресс, работа перед экзаменом.

 

Проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. Как показывает анализ литературы проблема экзаменационного стресса еще не получила должного внимания и не нашла своего отражения в науке.

В последнее время стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии.

       Одним из ведущих авторов изучающий природу стресса является Ганс Селье. Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки 20 века. Он писал: «их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых - справиться с возросшими требованиями к человеческой машине.»

       Почему же возникает стресс? Длительное ограничение движений, связанное с повторением большого количества материала, является формой частичной иммобилизации, а необходимость уложиться в жесткий лимит времени, отпущенный на подготовку к экзаменационному ответу, создает дополнительное напряжение. К этому надо добавить нарушение режима сна и бодрствования, особенно в ночь пред экзаменом, и нарушение привычных динамических стереотипов (образа жизни) в период сессии. В отличие от животных человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. В результате бывает так, что у плохо успевающего ученика одни лишь мысли о вероятной неудовлетворительной оценке порою вызывают более сильные вегетативные реакции, нежели ее получение на экзамене. Это обуславливает специфику человеческого психоэмоционального стресса, к которому не всегда применимы закономерности его протекания, подробно описанные в опытах на лабораторных животных.

Общественная жизнь человека постоянно ставит его в ситуации «экзаменов»- тех или иных испытаний, где ему приходиться доказывать свою социальную состоятельность, материальное благополучие, физическое самочувствие или уровень интеллекта. Симптомы экзаменационного стресса мы можем видеть у школьников перед контрольной работой, у студентов во время сессии, у водителей, впервые сдающих на права, у хирурга, который осваивает новую операцию, у безработного, пришедшего на обследование к потенциальному работодателю. Классический пример экзаменационного стресса можно обнаружить в периоды сессии в любом учебном учреждении. Бессонные ночи тревожные мысли, снижение аппетита, учащенный пульс и дрожь в конечностях - вот типичные проявления страха перед экзаменами.

Причини экзаменационного стресса много: умственная активность, физическое переутомление, нарушение режима сна и бодрствования. Но главный фактор провоцировавший возникновение стресса - это отрицательные переживания. Экзамены – это серьезные испытания на прочность всей нервной системы и проверка не только знаний ученика, но и его психологической устойчивости.

Наиболее подвержены стрессу школьники с ослабленным здоровьем, а особенно страдающие хроническими заболеваниями либо имеющие отклонения от нормы в нервном и психическом плане. Имеет значение так же тип темперамента школьника и степень его социальной адаптации. В группу риска входят подростки с низким уровнем самооценки, поэтому стресс может подкосить не только тех, кто плохо успевает, но и, казалось бы, вполне благополучных детей с хорошей подготовкой и чувством ответственности.

Независимо от характера и успеваемости дети оказываются в стрессовом состоянии из-за повышенной тревожности, которая отмечается у подавляющегося количества современных школьников и подростков. Психологи утверждают, что уровень тревожности у подростков, считающихся сегодня здоровыми, выше, чем 30 лет назад был у их сверстников, стоявших на учете у неврологов и психиатров.

Рекомендаций по пути снижения уровня тревожности много. Самое главное- это постоянно подкреплять свой мозг новой информацией и тренировать память, а с уверенным багажом знаний экзамены вовсе будут не страшны.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Экзамен без стресса! Профилактическая программа по снижению экзаменационного стресса у обучающихся выпускных классов при подготовке и сдаче ОГЭ/ ЕГЭ Я.К Нелюбова, Н. Н. Воронцова, О. П Молодцова. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2019. - 48 с.

Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. – СПб.: Питер, 1999. – 86 с.

 

Rogozyanskaya Yu.S.

biology teacher

School No. 11

(Voronezh, Russia)

 

Kunakovskaya M.Yu.

chemistry teacher

School No. 11

(Voronezh, Russia)

 

Ovchinnikova M.L.

Teacher of chemistry and biology

School No. 11

(Voronezh, Russia)

 

EXAM STRESS. WAYS TO REDUCE

 THE NEGATIVE IMPACT OF EXAM STRESS

IN BUILDING A HEALTH-SAVING ENVIRONMENT

 

Abstract: the paper presents the main causes of stress in schoolchildren and ways to solve them.

 

Keywords: student stress, learning stress, work before exam.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (50) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Рогозянская Ю.С., Кунаковская М.Ю., Овчинникова М.Л. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС. ПУТИ СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА ПРИ ПОСТРОЕНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ // Вестник науки №5 (50) том 3. С. 29 - 32. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5606 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5606



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.