'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (50) том 3
  4. Научная статья № 13

Просмотры  197 просмотров

Редькина Е.А.

  


ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКОВ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ *

  


Аннотация:
в статье проводится историко-правовой анализ законодательства об ответственности за захват заложников. В частности, отмечается, что данное деяние было известно с древних времен. Огромное значение в развитии законодательства об ответственности за захват заложников играют международно-правовые акты, а также деятельность международных организаций. Также в статье отмечается, что в России запрет на захват заложников был законодательно сформулирован в 1987 году, что было связано с распространением терроризма   

Ключевые слова:
захват заложников, терроризм, декларация, международный акт, борьба   


УДК 343.3/.7

Редькина Е.А.

к.ю.н., доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса

Российский государственный гуманитарный университет

(г. Москва, Россия)

 

ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКОВ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

 

Аннотация: в статье проводится историко-правовой анализ законодательства об ответственности за захват заложников. В частности, отмечается, что данное деяние было известно с древних времен. Огромное значение в развитии законодательства об ответственности за захват заложников играют международно-правовые акты, а также деятельность международных организаций. Также в статье отмечается, что в России запрет на захват заложников был законодательно сформулирован в 1987 году, что было связано с распространением терроризма.

 

Ключевые слова: захват заложников, терроризм, декларация, международный акт, борьба.

 

Первоначальной формой захвата заложников служило пиратство, которое заключалось в разбойных нападениях с захватом людей для дальнейшего обогащения.

На Руси удержание заложников получило распространение в период татаро-монгольского нашествия, когда для возможности влияния на русских князей удерживались их близкие родственники. Захват заложников со времен Киевской Руси пережил существенную трансформацию по аналогии с другими государствами и постепенно перешел в категорию правового деликта.

К концу XIX века данное деяние было признано общественно опасным в мировом масштабе. Первым международным актом, в котором содержалась норма о захвате заложника, была Гаагская конвенция о законах и обычаях войны 1899 года. Необходимо отметить, что немаловажную роль в криминализации и закреплении на международном уровне норм о захвате заложника сыграли российские юристы.

Стоит также отметить, что в национальном законодательстве норма о захвате заложника отсутствовала как в дореволюционной России, так и в советский период. Однако, правоприменительная практика того периода свидетельствует об обратном. Так, для борьбы с контрреволюционерами были созданы революционные трибуналы, которые согласно Инструкции от 19 ноября 1917 года при назначении наказания должны были руководствоваться не столько законами, сколько «обстоятельствами дела и велениями революционной совести» [1, c. 54-58].

В течении следующих двух лет принимаются несколько постановлений которые наделяли ВЧК достаточно широкими полномочиями. В октябре 1918 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет приобретает статус высшего законодательного, распорядительного и контролирующего органа государственной власти Российской Советской Республики в 1917-1918 годах. Данный орган имел право не передавать дела в трибунал, а самостоятельно рассматривать его, по существу и применять по своему усмотрению необходимые виды наказания.

В 1918 году, после принятия Декрета наркома внутренних дел и юстиции, было узаконено взятие в заложники. Данный период получил название «Красный террор». Сотрудникам ВЧК разрешалось по своему усмотрению проводить не только аресты и обыски, но даже казнить людей, предоставляя отчеты о проделанной работе в СНК и ВЦИК [2, c. 534-538].

После окончания Второй мировой войны на международном уровне принимается ряд актов, которые закрепили не только основные права и свободы человека, но и содержали запреты на совершения ряда действий в том числе захвата заложников под угрозой наказания. К данным документам относится: Всеобщая Декларация прав человека 1948г., Женевская конвенции 1949 г. «О защите гражданского населения во время войны», Дополнительный протокол I, касающейся защиты жертв международных вооружённых конфликтов 1977 г.

К середине прошлого века захват заложников стал рассматриваться как одна из форм терроризма. Чаще всего данные преступления совершались на морских и воздушных судах, и ставили под угрозу жизнь и здоровье сотен человек.

Для борьбы с данным международным преступлением необходима была слаженная работа всего мирового сообщества, которая заключалась не только в выявлении и пресечении данных деяний, но и разработка нормативной базы, полностью охватывающей все признаки данного негативного деяния.

Первым международным актом запрещающем пиратство и задержание лиц с применением насилия была Женевская Конвенция об открытом море 1958г. В дальнейшем данная норма была усовершенствована и нашла свое отображение в Конвенции ООН по морскому праву 1982г.  В продолжении защиты морских судов в 1988 году была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства.

В области гражданской авиации также действует ряд Международных договоров запрещающих захват заложников. К ним следует отнести: Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов от 14 сентября1963 г., Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г., Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 г.

В начале 70-х годов назрела необходимость на международном уровне принять правовой акт закрепляющий основные направления борьбы с захватом заложника. Таким актом стала Конвенция от 17 декабря 1979г. Однако данный международно-правовой акт содержит лишь нормы, регулирующие уголовно-процессуальное взаимодействие между странами. К сожалению, в Конвенции отсутствуют положения касающиеся профилактики, пресечения и предупреждения захвата заложников.

Впервые норма об ответственности за захват в заложники появилась в уголовном законодательстве РСФСР в 1987 году (ст.1261 УК РСФСР), По мнению многих ученных норма об ответственности и наказании за захват заложников уголовным правом России заимствована преимущественно из международного публичного права [3, c. 120-123], в связи с распространением терроризма и необходимостью борьбы с данным явлением.

Для более успешной борьбы с захватом заложника 20 апреля 2002 г. по инициативе Российской Федерации комиссия ООН приняла резолюцию «Захват заложников» и одобрила проект резолюции «Права человека и терроризм».

В сфере противодействия терроризму основным органом при ООН выступает Совет Безопасности, который не только координирует роботу своих подразделений, но и выносит резолюции. В 2017 году резолюцией 71/291 Генеральной Ассамблеи ООН было учреждено специальное Контртеррористическое управление, основной задачей которого выступает координация антитеррористической деятельности. Схожие управления созданы и в рамках других международных организаций.

Резюмируя вышеизложенное необходимо отметить, что анализ истории развития законодательства в части ответственности за захват заложника показал, что длительное время данная норма отсутствовала в законодательстве, а все проявления захвата квалифицировались как похищение человека. Благодаря ратификации СССР Международной конвенции о борьбе с захватом заложников, а также ряда иных международных актов в национальное законодательство России была введена самостоятельная норма «захват заложников». Совершенствование данного состава продолжается на протяжении многих десятилетий и связано оно в первую очередь с тем, что данное преступление все чаще приобретает жестокие и изощренные формы, носит политизированный характер и совершается организованными группами профессионалов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Киреева Л.Е. Захват заложников: исторический подход к исследованию преступления в российском и международном законодательстве // Теория и практика современной юриспруденции: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 54-58.

Барсегова Д.А. Ретроспективный анализ генезиса законодательного закрепления уголовной ответственности за захват заложника России // Аллея науки. 2018. Т. 5. № 9 (25). С. 534-538.

Самович Ю.В. О понятии «международный терроризм» // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361. С.120-123.

 

Redkina E.A.

Candidate of Law, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Criminal Law and Procedure

Russian State University for the Humanities

(Moscow, Russia)

 

HOSTAGE-TAKING: RETROSPECTIVE ANALYSIS

 

Abstract: the article provides a historical and legal analysis of the legislation on responsibility for hostage-taking. In particular, it is noted that this act has been known since ancient times. International legal acts, as well as the activities of international organizations, play a huge role in the development of legislation on responsibility for hostage-taking. The article also notes that in Russia the ban on hostage-taking was legislatively formulated in 1987, which was associated with the spread of terrorism.

 

Keywords: hostage-taking, terrorism, declaration, international act, struggle.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (50) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Редькина Е.А. ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКОВ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ // Вестник науки №5 (50) том 3. С. 72 - 76. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5614 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5614



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.