'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (50) том 3
  4. Научная статья № 17

Просмотры  127 просмотров

Коновалов П.И.

  


КЕЛЬТСКАЯ ЦЕРКОВЬ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ВЕРОУЧЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАКТИК *

  


Аннотация:
статья посвящена устройству кельтской церкви раннесредневековой Ирландии. Обозначены организация церкви вокруг монастырей, ортодоксальный характер ее вероучения и уникальный синтез кельтской культуры и христианского мировоззрения   

Ключевые слова:
кельтская церковь, ирландские монастыри, святая Бригита, святой Патрик, ирландские пасхалии   


УДК 93

Коновалов П.И.

студент историко-филологического факультета

Благовещенский государственный педагогический университет

(Россия, г. Благовещенск)

 

КЕЛЬТСКАЯ ЦЕРКОВЬ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ,

ВЕРОУЧЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАКТИК

 

Аннотация: статья посвящена устройству кельтской церкви раннесредневековой Ирландии. Обозначены организация церкви вокруг монастырей, ортодоксальный характер ее вероучения и уникальный синтез кельтской культуры и христианского мировоззрения.

 

Ключевые слова: кельтская церковь, ирландские монастыри, святая Бригита, святой Патрик, ирландские пасхалии.

 

Как уже было сказано выше, в силу отсутствия городов и централизованной власти организация кельтской церкви, сформировавшаяся к VII в., базировалась на монастырях. «Древняя церковь опиралась на епископский диоцэз, впоследствии парикию (приход). Ирландско-шотландская же церковь опирается на монастыри. <…> И нигде монастыри не имели такого значения, как здесь» [1]. Закономерной особенностью, отличавшей кельтов от римского типа церковной организации, будет сосредоточение административных функций у аббатов монастырей, которым, в общем-то, (по крайне мере, в управленческой сфере) подчинялись даже епископы. Ирландские клирики могли совмещать и обе должности [1].

Хотя в источниках большие обители иногда называются городами, в действительности даже самые крупные из них были скорее большими фермерскими хозяйствами [2, с. 393]. Ранние монастыри очень напоминали местные усадьбы: кольцевые укрепления (без оборонительной функции) из валов с постройками внутри. Если валов было несколько, ближе к центру располагались наиболее сакральные строения, недоступные для обычных посетителей. Во внешних кольцах располагались хозяйственные постройки, иногда – целые улицы ремесленников и подсобных рабочих.  Церкви различного размера и назначения строились как в центре ограждений, так и вне. Важными элементами монастыря были также кладбище (в том числе местной аристократии), круглая башня-колокольня и высокие, деревянные либо каменные, кресты в определенных точках ограды [2, с. 374-386].

Монастыри были тесно переплетены с родовыми устоями кельтского общества. Входящие в обитель монахи не теряли связь со своим племенем, а монастыри были разрознены и обособлены между собой, как разрознены различные кланы. Глава клана предоставлял землю основателю монастыря, сан аббата зачастую передавался в пределах племени, так что глава монашеской общины нередко был родственником основателя [5, с. 53]. Иногда монастыри представляли собой нечто вроде конфедерации вокруг единого духовного центра, объединенной почитанием связанного с ним святого и следованием его уставу. Тогда противостоять друг другу могли уже такого рода объединения [6, с. 20]. Впрочем, в житиях нередка дружба между святыми различных обителей, или путешествия монахов в другие края к более «духовным» наставникам [10, с. 20].

Как правило, все монахи были задействованы в хозяйстве: выращивали хлеб, держали скот, занимались пчеловодством, рыболовством, пивоварением. Они же возводили свою обитель, и даже содержали дороги вокруг нее. Труд монахов был формой послушания аббату, считавшейся одной из главных добродетелей, так что проводимые насельниками работы порой нарочно им осложнялись [2, с. 387-388]. Применялся и труд подсобных рабочих из мирян. В обитель стекались различные приношения, но систематические поборы не были чертой кельтской церкви. Обязательная десятина будет введена только в 1152 г. в Келлсе [4, с. 22].

Для монахов был характерен строгий аскетизм, особенно связанный с различными постами и другого рода пищевыми ограничениями [2, с. 388]. Для своего жития монахи выбирали подчас весьма суровые и мрачные места, как, например, монастырь в скалах острова Скеллинг Майкл у западного побережья Ирландии [8, с. 28]. Формой той же аскезы можно назвать «белое мученичество», как это явление именовали сами ирландцы [10, с. 15], – оставить родной дом и племя и отправиться в странствия по волнам Христа ради. Однако покидая свой остров в стремлении к уединению, монахи оказывались не в пустыне, о которой мечтали, а в Европе, где создавали большие и влиятельные обители.

В отличие от римских христиан, перед кельтами не стояла опасность античных языческих веяний, так что труды греческих и римских писателей охотно читались и переписывались в ирландских монастырях. Лев Карсавин писал о св. Колумбане: «Колумбан – типичный ирландец: бурный аскет и в то же время образованнейший монах своего времени. Он знал Вергилия и Горация, может быть, Овидия и Ювенала, знал Сенеку, не говоря уже о Василии Великом, Иерониме и Кассиане» [5, с. 55]. В то же время монастыри были и центрами поэтического творчества, где создавалась оригинальная литература как на латыни (гибернийская латынь), так и на древнеирландском. Для Средневековой Европы, языком которой была латынь, это достаточно редкий случай – создание памятников на родном разговорном языке авторов и их аудитории. В целом монастырь – единственный оплот церковного образования, интеллектуальности в Ирландии [2, с. 392-394].

Другая важная особенность устройства кельтской церкви связана с целибатом и участием женщин. Англо-саксонский епископ в Германии Бонифаций называл ирландских миссионеров «блудными» [1]. Существовала практика «совмещенных» монастырей, где службы проводились одновременно для обоих полов, разделенных между собой перегородкой [2, с. 379]. Собор в Келлсе в 1152 г. осудил браки среди духовенства [4, с. 22]. Очевидно, что к «женскому» и «брачному» вопросам в Ирландии отношение было менее строгим.

Свой отпечаток наложило и влияние дохристианской культуры. К примеру, в монастыре в Килдаре существовала практика поддержания монахинями особого огня в честь св. Бригиты – практика, безусловно, наследующая определенный языческий культ [2, с. 381-382]. Удивительным образом переплетаются исконно кельтские мотивы и христианство в ирландской литературе. К примеру, в псевдоисторическом произведении «Книга захватов Ирландии» предки ирландцев, гойделы, совершают путешествие от Вавилонской башни в Ирландию, где одолевают местных божеств, Племена богини Дану [3]. Следует заметить, что составление псевдоисторических генеалогий, возводящих историю Ирландии к библейским сюжетам, очень характерно для кельтского творчества [7]. Образ св. Патрика в его Житии сочетает в себе описания как ветхозаветного пророка, так и друида (что очень не подходит Патрику, автору «Исповеди»). Он наводит на колесницы своих врагов праведный гнев Божий и рассеивает молитвой снег и тьму, призванные демоническими силами [2, с. 415-417]. Не менее интересны и просто записанные в монастырях мифы и сказания. Кельтский герой Кухулин отправляется в потусторонний мир свататься к дочери одного из родственников правителя демонических существ – фоморов, его путь лежит через места сражений древних богов и хтонических чудовищ, невеста его обращается в птицу, а чтобы заполучить ее, он – даже несколько обыденно – убивает сотни врагов [9]. Впрочем, кельтская мифология в этих преданиях уже потеряла свое культовое содержание. Важно, что христианское вероучение в Ирландии не было затронуто язычеством, и церковная практика в целом выглядит вполне ортодоксальной [2, с. 389].

Из догматических отклонений следует указать только пелагианство – учение, отрицавшее первородный грех. Британский ересиарх Пелагий пользовался большим авторитетом у ирландцев, и в их среде были распространены его труды. Но назвать кельтское христианство пелагианским достаточно сложно [2, с. 391]. Отличия от римских канонов касались, по сути дела, только организационной и обрядовой стороны жизни церкви.

Из таковых наибольшее количество споров вызвал вопрос о пасхалиях. Судя по всему, на ирландскую церковь оказало влияние восточное христианство. Об этом свидетельствуют некоторые образцы архитектуры [10, с. 23] и книжного орнамента [2, с. 36]. Присутствие сирийских и египетских монахов можно связать с арабской угрозой (что, впрочем, относится уже к более позднему периоду). От восточно-средиземноморских общин, по-видимому, кельты переняли и таблицы, вычисляющие дни празднования Пасхи, приспособив их для собственного использования. В диспутах с представителями папской миссии в Британии они ссылались на авторитет малоазийских и александрийских епископов. Есть также мнение, что их таблицы были римскими, но более древнего происхождения [1].

Другой обсуждаемой проблемой был тип монашеской тонзуры. Если по римским правилам волосы выстригались только на макушке, вкруг которой короткая стрижка образовывала нечто вроде венка, то ирландцы обнажали темя, выстригая от уха до уха. Возможно, они переняли этот обычай от друидов [8, с. 26]. В.В. Болотов указывает на ношение кельтскими монахами длинных волос [1]. Лев Карсавин писал об ирландских миссионерах: «уже один внешний вид ирландцев – их суровая шерстяная одежда, их тонзура – останавливал на себя внимание, настраивая на ожидание исключительной святости» [5, с. 55].

Таким образом, древнеирландская церковь отличалась лишь организационной моделью, выстроенной вокруг монастырей, и религиозными практиками, отмеченных некоторым «кельтским» (здесь мы не придаем этой характеристике качественного содержания) своеобразием. В то время как вероучение ирландцев выглядит вполне соответствующим догматике и богословию христианской ортодоксии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Болотов, В.В. Лекции по истории древней церкви / В.В. Болотов. – Спб. : Типография М. Меркушева, 1910. – Т. 2: История церкви в период до Константина Великого. – 474 с.

Бондаренко, Г.В. Мифы и общество Древней Ирландии / Г.В. Бондаренко. – М. : Языки славянской культуры, 2015. – 476 с.

Из «Книги захватов Ирландии» // Предания и мифы средневековой Ирландии / под. ред. Г. К. Косикова ; сост., пер., вст. и комментарии С. В. Шкунаева. – М. : МГУ, 1991. – С. 49-59.

История Ирландии / Л.И. Гольман [и др.] ; отв. ред. Л.И. Гольман. – М. : Мысль, 1980. – 390 с.

Карсавин, Л.П. Монашество в Средние века / Л.П. Карсавин. – М. : Издательство «Ломоносовъ», 2012. – 192 с.

Кельтское монашество. Уставы древнеирландской церкви / пер. Ю.Н. Варзонина ; сост., лит. ред. и коммент. А.Ю. Шабанова ; предисл. И.П. Петровского. – Тверь, 2016. – 136 с.

Леру, Ф. Кельтская цивилизация / Ф. Леру, К.-Ж. Гюйонварх / пер. с фр. Ю.Н. Стефанова, Г.В. Бондаренко, науч. ред. Г.В. Бондаренко. – СПб. : Культурная инициатива, 2001. – 270 с.

Невилл, П. Ирландия: история страны / П. Невилл / пер. с англ. Н. Омельянович ; под ред. К. Ковешникова. – М. : Эксмо ; СПб. : Мидгард, 2009. – 352 с.

Сватовство к Эмер // Ирландские саги / пер., вст. и комментарии А.А. Смирнова. – М., Л. : Academia, 1929. – С. 115-148.

Шабанов, А.Ю. Кораблики святому Брендану Мореплавателю / А.Ю. Шабанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Тверь, 2016. – 241 с.

 

Konovalov P.I.

student of the Faculty of History and Philology

Blagoveshchensk State Pedagogical University

(Russia, Blagoveshchensk)

 

THE CELTIC CHURCH: FEATURES

OF ORGANIZATION, DOCTRINE & RELIGIOUS PRACTICES

 

Abstract: the article is devoted to the structure of the Celtic church in early medieval Ireland. The author outlines the organization of the church around the monasteries, the orthodox nature of its doctrine and the unique synthesis of Celtic culture and the Christian worldview.

 

Keywords: Celtic church, Irish monasteries, St. Brigid, St. Patrick, Irish Easter.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (50) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Коновалов П.И. КЕЛЬТСКАЯ ЦЕРКОВЬ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ВЕРОУЧЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАКТИК // Вестник науки №5 (50) том 3. С. 102 - 108. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5618 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5618



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.