'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (9) том 2
  4. Научная статья № 29

Просмотры  127 просмотров

Крецу Я.А., Коротаева О.А.

  


АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ *

  


Аннотация:
рассматривается законодательное регулирование государственного финансового контроля. В статье обозначены основные проблемы законодательного регулирования государственного финансового контроля в РФ, предлагаются мероприятия по решению данных проблем и перспективы совершенствования государственного финансового контроля   

Ключевые слова:
финансы, государственный контроль, финансовый контроль, денежные средства, эффективность бюджетных расходов   


Финансовый контроль является составным элементом системы государственного контроля РФ. Процесс формирования и использования денежных средств осуществляется с помощью нормального функционирования финансового контроля. С быстрым развитием экономики РФ возникают повышенные требования к решению проблем, связанных с данной сферой, так как эффективность финансового контроля является одним из важнейших факторов финансово - экономической устойчивости и социальной стабильности государства, его экономической безопасности и благополучия граждан [6, с.20]. Экономическое и социальное развитие, проверка своевременности исполнения обязательств бюджетных и внебюджетных фондов, пресечение хищений и бесхозяйственности должно осуществляться посредством государственного финансового контроля. С его помощью возможно решение проблем рационального использования всех ресурсов, сохранности денежных средств и материальных ценностей субъектами всех форм собственности, использования государственных финансовых ресурсов по целевому назначению [5, с.11] В настоящее время в правовом регулировании механизма государственного финансового контроля существует целый ряд проблем и противоречий, которые негативно сказываются на качественном и эффективном функционировании государственного финансового контроля. Одной из основных проблем нормального функционирования государственного финансового контроля является отсутствие федерального закона, закрепляющего особенности и общие положения финансового контроля в РФ. Кроме того, в сфере государственного финансового контроля существуют такие проблемы как: - несоблюдение принципа системности, отсутствие организации системы государственного финансового контроля - отсутствие нормативно - правовой базы организации государственного финансового контроля - отсутствие единых стандартов и методологий проведения контрольных мероприятий - отсутствие единой информационной базы о выявленных нарушениях. В юридической и экономической литературе неоднократно поднимался вопрос о необходимости разработки и принятия единого нормативно - правового акта о финансовом контроле. На государственном уровне был разработан проект Модельного закона о государственном финансовом контроле в 2005 г [4]. В данном законе были установлены общие положения, принципы построения системы органов государственного финансового контроля, формы, методы и периодичность его осуществления. Также данным законом регулировалось взаимодействие и координация деятельности, ответственность и гарантии правового статуса органов государственного финансового контроля. Однако на законодательном уровне данный закон не был утвержден.Система нормативно - правовых актов, регулирующих государственный финансовый контроль состоит из двух уровней. Первый уровень представляет собой законы, положения, указы, приказы, распоряжения и постановления по вопросам финансового контроля. Второй уровень - внутренние документы (регламенты) органов финансового контроля. Например, в Постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 (ред. от 27.08.2016) "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово -бюджетной сфере" (вместе с "Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово -бюджетной сфере) обозначены порядок, правила проведения контрольных мероприятий, объект контроля, должностные лица Федерального казначейства, осуществляющие финансовый контроль, их права и обязанности, а также документы, необходимые для проведения контрольных мероприятий[3]. Также, в "Бюджетном кодексе Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.08.2018, с изм. от 11.10.2018) закреплено, что государственный финансовый контроль рассматривает соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения [1]. Также в данном кодексе указаны задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, а также ответственность за данные правонарушения в области финансов. Для регулирования государственного финансового контроля на уровне субъектов РФ, органы власти субъектов РФ разрабатывают большое количество локальных нормативно - правовых актов. К ним можно отнести конституции и уставы субъектов РФ, в которых закреплены общие нормы об органах, осуществляющих финансовый контроль. Также в законах о бюджетном устройстве и бюджетном процессе имеются статьи и главы о финансовом контроле. Вследствие противоречий в правовом регулировании финансового контроля, возникает ряд нарушений при его осуществлении, а именно: - нецелевое использование бюджетных средств - нарушение условий предоставления бюджетного кредита - нарушение запретов казенным учреждениям - нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, порядка учета бюджетных обязательств - нарушение порядка принятия бюджетных обязательств. Большую часть от общего числа финансовых нарушений, согласно отчетам органов исполнительной власти, составляет нецелевое использование бюджетных средств. Так, О.Г. Геймур указывает, что, к сожалению, сложившаяся система финансового контроля в РФ недостаточно хорошо обеспечивает рациональное и целевое использование бюджетных средств, что связано с относительно высоким уровнем коррупции в стране. Необходимость совершенствования и развития системы государственного финансового контроля назрела уже давно. Предлагается увеличить штрафные санкции, налагаемые на организации (прежде всего на руководителей организаций и иных должностных лиц) за нецелевое использование бюджетных средств; навсегда (а не на короткий срок) запретить лицам, ранее привлеченным к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, занимать руководящие посты в бюджетных учреждениях и организациях [7, с. 99]. Таким образом, необходимо усовершенствование действующего законодательства, внесение изменений в действующие нормативно - правовые акты, а также ужесточение мер за отдельные виды правонарушений, например, увеличение размера административного штрафа в несколько раз в отношении должностного лица, совершившего правонарушение по ст. 15.14 КоАП РФ "Нецелевое использование бюджетных средств"[2], ужесточение наказания должностного лица на более длительный срок. Но таких изменений может быть недостаточно, поэтому необходимо создание нового федерального закона "О государственном финансовом контроле", в котором должны быть отражены понятие, виды, цели, принципы, задачи, методы и формы проведения государственного финансового контроля. Кроме того, в данном законе предлагается закрепить систему органов финансового контроля, ее компетенцию и полномочия. Предполагается, что путем совершенствования нормативно - правовой базы будут решены многие проблемы в сфере финансового контроля, что в свою очередь приведет к улучшению социальной и экономической ситуации в стране, снижению количества правонарушений в финансово - хозяйственной деятельности страны.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (9) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Крецу Я.А., Коротаева О.А. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ // Вестник науки №9 (9) том 2. С. 96 - 99. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/562 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/562



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.