'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (50) том 4
  4. Научная статья № 10

Просмотры  65 просмотров

Пугаева О.А.

  


КОРРУПЦИЯ КАК КРИМИНОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЕ ЯВЛЕНИЕ *

  


Аннотация:
аргументируя свою позицию, автор показывает, что коррупция, при фактическом отсутствии открытости, подотчетности и подконтрольности государственной власти, является естественным продуктом ее монополизации и неизбежно ведет к авторитаризму и олигархии в стране. Коррупционный механизм представляет реальную угрозу правам и свободам личности в обществе, блокируя конституционные права граждан интересами преступных формирований путем лоббирования, протекционизма, а нередко – и прямого насилия. К особенностям современного периода развития автор относит формирование прочной системы коррумпированных связей, позволяющих безнаказанно осуществлять финансово значимые незаконные операции в сфере экономики, своевременно располагать достоверной информацией из правительственных кругов о прогнозируемой конъюнктуре, избегать правового воздействия со стороны фискальных органов   

Ключевые слова:
государство, коррупция, кризис, власть, криминализация, реформы, легализация коррупции   


УДК 34

Пугаева О.А.

студент 1 курса магистратуры

направление подготовки «Юриспруденция»

кафедра «Уголовного права» Институт права

ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»

(г. Волгоград, Россия)

 

КОРРУПЦИЯ КАК КРИМИНОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЕ ЯВЛЕНИЕ

 

Аннотацияаргументируя свою позицию, автор показывает, что коррупция, при фактическом отсутствии открытости, подотчетности и подконтрольности государственной власти, является естественным продуктом ее монополизации и неизбежно ведет к авторитаризму и олигархии в стране. Коррупционный механизм представляет реальную угрозу правам и свободам личности в обществе, блокируя конституционные права граждан интересами преступных формирований путем лоббирования, протекционизма, а нередко – и прямого насилия. К особенностям современного периода развития автор относит формирование прочной системы коррумпированных связей, позволяющих безнаказанно осуществлять финансово значимые незаконные операции в сфере экономики, своевременно располагать достоверной информацией из правительственных кругов о прогнозируемой конъюнктуре, избегать правового воздействия со стороны фискальных органов.

 

Ключевые слова: государство, коррупция, кризис, власть, криминализация, реформы, легализация коррупции.

 

Проблема борьбы с коррупцией становится в последнее время центральной в общественной жизни России. Коррупция как социальное явление существует практически во всех странах мира и представляет собой серьезную угрозу функционированию публичной власти на основе права и закона, верховенству закона и подрывает доверие населения к власти, существенно замедляет экономическое развитие страны. Для стран с развивающейся социально-экономической системой, к которым относится и Россия, коррупция является настоящим бедствием. В нашей стране коррупция в сочетании с непрофессионализмом чиновников является причиной, как политических, так и социально-экономических кризисов.

Традиционно коррупцией считают преступную деятельность в органах государственной власти, выражающуюся в использовании должностными лицами своих властных полномочий и служебного положения в целях личного обогащения. Вместе с тем, в России коррупция в силу своего характера и масштабов – это не просто какое-то отдельное, локальное явление в области политики и государственного управления. Это система отношений, которая пронизывает все структуры нашего государства и общества. Коррупция достигла уже таких масштабов, что несет угрозу коренным национальным интересам страны. Именно коррупция создает условия для проявлений терроризма, который является сегодня наиболее острой угрозой для безопасности граждан и страны в целом.

Коррупция, дискредитируя право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, разрушает правовые и демократические институты государства и общества. Особенно негативно она сказывается на судебной и правоохранительной системах. Кроме того, коррупция препятствует формированию в России конкурентоспособной экономики, снижению бедности, росту благосостояния россиян, становлению сильного гражданского общества.

Одной из причин масштабного развития коррупции в стране является также смена морально-духовных ценностей на личностном уровне, которая началась в 60-е годы ХХ века и только укрепляется в настоящее время. Именно тогда зародились коррупционные механизмы общественных отношений современной России. Особенно большому надлому подверглась общественная мораль в 1990-е годы в условиях беззакония государственной власти, на этапе радикальных рыночных реформ. Именно в этот период коррупционные отношения проникли во все сферы жизни российского общества.

Коррупции способствуют не только политическая нестабильность, неразвитость и несовершенство законодательства, неэффективность институтов власти, слабость институтов гражданского общества и отсутствие прочных демократических традиций, но и низкая просвещенность граждан, в частности молодежи и студентов, в отношении выбора эффективных и рациональных способов борьбы с коррупционными проявлениями и последствиями коррупции в обществе. Отсутствие знаний антикоррупционного законодательства, низкая степень доверия институтам гражданского общества в противодействии коррупции, неуверенность в собственных силах противостоять этому социально-опасному явлению, ставят проблему изучения политических, социальных, психологических основ борьбы с коррупцией в разряд первостепенных задач.

Несмотря на проводимые в нашей стране в рамках антикоррупционной политики соответствующие мероприятия, по профилактике, минимизации коррупции, уровень коррупции, по-прежнему, остается высоким, а сама коррупция воспринимается обществом как обычная реальность, изменить которую практически невозможно. Об этом свидетельствуют многочисленные опросы граждан. Так, результаты таких опросов за 2021 год в Волгоградской области показал, что каждый восьмой опрошенный житель Волгоградской области попадал в коррупционную ситуацию. Губернатор Волгоградской области Бочаров Андрей Иванович критично оценивает сложившуюся в области ситуацию и считает, что принятые меры по противодействию коррупции, хоть и дают результаты, но к радикальным переменам пока не привели. В частности, губернатор Волгоградской области Бочаров А.И. отмечает: «Самая лучшая форма – это публичность, прозрачность работы, когда показываешь любой свой шаг, – это ограничивает коррупционность».

Чтобы сформировать эффективные институты гражданского общества, способные создать «антикоррупционный фронт», активизировать массы людей, необходимо начать с каждой отдельно взятой личности формирующейся в атмосфере нетерпимости, непринятия коррупции, которую специалисты в области противодействия коррупции пытаются создать в академической среде.

В России антикоррупционное законодательство в целом сформировано (табл. 1, 2). Можно констатировать, что оно:

1) одно из самых современных в мире;

 2) очень восприимчиво ко всем новым вызовам и международным требованиям;

3) активно учитывает предложения и рекомендации научного и экспертного сообщества, совершенствуется под интенсивным воздействием правовой доктрины;

4) характеризуется высокой динамикой развития (и это тот случай, когда динамику надо приветствовать), расширением сферы правового регулирования;

5) обеспечено механизмом реализации образующих его законов посредством значительного массива подзаконных актов и неправовых регуляторов (этических кодексов и т.п.).

 

Таблица 1 – Динамика формирования федерального

антикоррупционного законодательства в Российской Федерации

Год

Акты

Федеральные законы

Президента РФ

Правительства РФ

Федеральных органов исполнительной власти

Иных органов и организаций

2012

34

0

0

44

6

2013

34

4

3

67

34

2014

12

2

0

91

16

2015

13

5

1

365

32

2016

3

1

0

27

1

2017

25

0

0

1

1

2018

1

4

0

42

3

2019

0

3

1

104

12

2020

10

1

0

91

10

2021

6

4

2

52

8

 

Таблица 2 – Динамика формирования федерального антикоррупционного законодательства в Российской Федерации

Предмет правового регулирования

Акты

Федеральные законы

Президента РФ

Правительства

РФ

Федеральных

органов исполнительной власти

Иных

органов

и

организаций

Предотвращение

и урегулирование конфликта интересов

79

0

0

167

26

Запрещение иностранных счетов

22

0

0

61

1

Контроль

за соответствием расходов доходам

22

0

0

2

1

Представление сведений

о доходах

23

6

3

172

29

Антикоррупцио-нная экспертиза

10

0

1

84

9

Функционирова-ние телефона доверия

0

0

0

22

10

Кодекс служебной этики

0

0

0

73

10

 

Вместе с тем существуют недостатки, выявление и осмысление которых позволяет наметить вектор дальнейшей работы.

Так, антикоррупционное законодательство Российской Федерации на данном этапе демонстрирует:

1) множественность образующих его нормативных правовых актов разной юридической силы и различной отраслевой принадлежности;

2) разнонаправленность этих актов (публичная и частная сферы);

3) отсутствие баланса в количестве актов, нацеленных на противодействие коррупции в публичной и частной сферах (подавляющее количество актов направлены на противодействие коррупции в публичной сфере);

4) отсутствие единства принципов законодательного регулирования противодействия коррупции в публичной и частной сферах;

5) низкий уровень систематизации.

Анализ российского законодательства показал, что в России государственное регулирование противодействия коррупции в частной сфере пока развито слабо. Его усиление должно быть сопряжено с определением границ государственного вмешательства в частную сферу и соблюдением баланса публичных и частных интересов. Становление антикоррупционного законодательства как в России, так и в других странах обусловливает необходимость доктринального осмысления его природы и перспектив.

В связи с этим требуется определить место и роль данного нормативного массива в законодательстве. Это позволит ответить на вопрос о том, как его следует совершенствовать в дальнейшем. Следует ли формировать самостоятельную отрасль национального законодательства или же нормы антикоррупционной направленности надо встраивать в другие отрасли права? Поиск вектора развития антикоррупционного законодательства актуален для многих стран, в том числе для евразийского региона. Его определение послужит целям межгосударственной интеграции. Для их достижения предстоит разработать единую научно обоснованную концепцию развития национального законодательства о противодействии коррупции стран — участниц евразийской интеграции.

В современной России коррупция также является одной из ключевых проблем, требующая от Правительства незамедлительного решения данного вопроса, так как она способствует разложению и разрушению системы государственной службы изнутри, создавая тем самым угрозу государственной и экономической безопасности страны, стабильности общественной жизни. Поэтому одна из важнейших задач страны – это создание структурированной системы эффективных антикоррупционных мер, юридических мер и практических шагов по борьбе с коррупционными злодеяниями.

В современных исследованиях проблема коррупции рассматривается с позиции юридического, экономического, социологического, политологического, культурологического, а также междисциплинарного подхода.

Так, исследования юридического характера современного периода касаются в основном криминогенного аспекта коррупции, видов и механизмов противоправных действий. В рамках юридических исследований поднимаются такие вопросы как уголовно-правовые характеристики и криминологические аспекты коррупции, общественная опасность коррупционных преступлений, проблемы антикоррупционного законодательства.

В частности, А.Н. Чугунова исследует понятие и правовые признаки коррупции. Г.С. Гончаренко анализирует реализацию сущностных аспектов коррупционной преступности в уголовном праве Российской Федерации.

С.А. Алимпиев рассматривает криминологические и уголовно-правовые аспекты противодействия коррупции.

Научно-практическое пособие «Противодействие коррупции в федеральных органах исполнительной власти» посвящено исследованию правовых механизмов противодействия коррупции в органах федеральной власти. Авторы выявляют причины, риски и факторы проявления коррупционных явлений в деятельности федеральных органов исполнительной власти. Также в работе рассматриваются вопросы возникновения деформации служебных отношений и антикоррупционной экспертизе ведомственных правовых актов.

Антология «Противодействие коррупции. Конституционно-правовые подходы» под редакцией профессора С.А. Авакьяна является коллективным трудом отечественных исследователей, в котором рассматриваются конституционно-правовые аспекты противодействия коррупции. Авторы анализируют российский и зарубежный опыт борьбы с коррупционными явлениями и выявляют их политические, экономические и социальные корни.

Л.В. Глазкова и И.А. Бурмистров в монографии «Проблемы противодействия преступности и коррупции» рассматривают меры комплексной антикоррупционной политики, в которую входит совершенствование антикоррупционного законодательства, доступ к информации и пропаганда, создание системы стимулирования антикоррупционного поведения. Авторы полагают, что эффективная борьба с проявлениями коррупции возможна только при условии создания устойчивых стандартов антикоррупционного поведения граждан.

В издании «Правовые основы противодействия коррупции. Международные и национальные стандарты и инициативы» собраны материалы ведущих российских исследователей, рассматривающих правовые основы борьбы с коррупцией в России и анализирующих зарубежный опыт в этой области. Также проводится анализ нормативной базы, регламентирующей антикоррупционную деятельность в Российской Федерации, и раскрывается роль образовательных и бизнес-структур в противодействии коррупционным явлениям.

С экономических позиций коррупцию рассматривали такие ученые как С.П. Юхачев и В.В. Астафьев. В их понимании коррупционная составляющая в ее латентном состоянии присутствует в каждой социальной системе, однако ее активизация обусловлена дисбалансом экономических интересов, существенной деформации в обществе. Следовательно, основу механизма нейтрализации коррупционных процессов должно составлять формирование и постоянное поддержание антикоррупционного состояния социально-экономической системы.

Специфика социологического подхода к феномену коррупции заключается в установлении социальных предпосылок формирования и развития коррупционных процессов. В современных обществах коррупция выступает не как изолированное явление, ее поведение определяется рядом социальных практик. Наиболее серьезным исследованием социального аспекта коррупции в России стала монография Г.А. Сатарова, в которой автор обосновывает необходимость изучения социальных аспектов функционирования коррупции и настаивает на необходимости создания нового научного направления социологии коррупции. Кроме того, в работах Г.А. Сатарова содержатся методологические положения о необходимости изучения взаимодействия между традиционными практиками и новыми институтами, об особенностях социального поведения взяткополучателей и взяткодателей, о характере бытовой коррупции и о кардинальных различиях коррупции в экономически развитых западных стран и в коррумпированных обществах с элементами традиционализма.

Ю.В. Голик рассматривает коррупцию как форму социальной девиации. В своих работах автор доказывает, что в российском обществе коррупция перестала быть отклонением в поведении отдельных чиновников и превратилась в образ жизни, став одним из принципов функционирования всей государственной системы.

Социологические аспекты реализации государственной антикоррупционной политики рассматривались также в трудах А.П. Лысенко, М.В. Шедий, А.С. Илюшиной и других исследователей. З.Б. Дзодзиева характеризовала коррупцию одновременно как экономический и социологический феномен.

Предметом политологических исследований становятся, в первую очередь, вопросы антикоррупционной деятельности в условиях становления демократии.

Проблеме коррупции в сфере политики посвящены работы П.А. Кабанова и К.В. Киселева, которые говорят о коррупции, как об одной из главных опасностей успешного становления демократии в России. По их мнению, принятие антикоррупционных мер неразрывно связано с обеспечением национальной безопасности, а различные виды коррупционных преступлений требуют выработки соответствующих механизмов противодействия.

И.А. Дамм в своей работе касается проблем противодействия политической коррупции в электоральных процессах. Автор замечает, что коррупционные действия, связанные с избирательным процессом, снижают легитимность власти и деформируют саму суть демократических процессов.

Некоторые авторы уделяют внимание вопросам повышения эффективности взаимодействия общественных институтов и органов государственной власти в осуществлении антикоррупционной политики. Этой проблеме посвящена работа С.С. Сулакшина.

Исследования перечисленных выше авторов, проведенные в период становления демократического общества в конце XX и начале XXI века, в целом говорят о недостаточности управленческих и правовых мер по противодействию коррупции и доказывают необходимость изучения коррупции, как социального явления, опасного для нормального функционирования государственных институтов.

Для оценки конкретных разновидностей коррупции, а также порога коррупционной терпимости общества достаточно часто используются социокультурный анализ, в рамках которого исследуемое явление трактуется в контексте различных традиций, обычаев и культур. Научные труды в данной области опубликовали такие ученые как А.С. Быстрова, М.В. Сильвестрос и А.И. Кирпичников.

Достаточно интересным представляется терминологический анализ коррупционных отношений, проведенный исследователем П.А. Скобликовым в словаре «Коррупция в России XXI века». Автор выявил и систематизировал неформальные термины, используемые в коррупционной и околокоррупционной среде. Раскрывая соответствующие понятия, он отразил факторы возникновения и воспроизводства коррупционных отношений, инструментарий коррупции и способы сокрытия коррупционных преступлений от правоохранительных органов.

Активное развитие в современных исследованиях получил междисциплинарный подход к анализу коррупционных явлений. В этой области работают Л.М. Тимофеев, И.М. Клямкин, В.В. Лунеев и другие исследователи.

Необходимо отметить фундаментальную работу С.В. Бондаренко, в которой анализируются разнообразные коррупциогенные факторы, приводится типология коррупционных правонарушений, оценивается степень их воздействия на социально-экономическую сферу российского общества. Анализ широкого спектра коррупционных схем и рассмотрение возможности использования современных информационных технологий для предотвращения коррупционной преступности оказали влияние на последующие исследования в этой области. Сопоставив опыт зарубежных стран с низким и высоким уровнем коррупции, С.В. Бондаренко пришел к выводу о различии деятельности экономических и социальных институтов в этих странах и обосновал существование «коррумпированных обществ», характеризующихся особыми чертами и законами функционирования. Определение «коррумпированных обществ» приобрело важное методологическое значение при определении состояния коррупции в России и поиске механизмов антикоррупционной политики.

Таким образом, проведенное историографическое исследование позволяет сделать вывод, что интерес российских ученых к проблеме коррупции с течением времени увеличивается. На современном этапе коррупционные отношения рассматриваются с позиций политологии, социологии, экономики, юриспруденции, культурологии. Это обусловливает существование множества интерпретаций коррупции, которые заданы целями и задачами исследования в границах предметного поля разных наук. Попытка создать единое учение о коррупции предпринимается в рамках междисциплинарных исследований, однако комплексное мнение о сущности и методах противодействия коррупции по сей день не сформировано, что обусловливает устойчивую актуальность данной темы для российских исследователей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Алимпиев С.А. Криминологические и уголовно-правовые аспекты противодействия коррупции: проблемы предупреждения и совершенствование законодательства [Текст]: монография. – Екатеринбург: Изд-во Уральский юридический ин-т МВД России, 2014. – 87 с.

Астафьев В.А. Коррупция как особая форма экономических отношений в обществе: дис. ... канд. экон. наук. – Тамбов, 2010. – 152 с.

Глазкова Л.В. Проблемы противодействия преступности и коррупции: монография / Л.В. Глазкова, И.А. Бурмистров. – М.: Проспект, 2019. – 111 с.

Гончаренко Г.С. Реализация сущностной характеристики коррупционной преступности в уголовном праве России // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2014. – №10. – С. 95–100.

Правовые основы противодействия коррупции. Международные и национальные стандарты и инициативы / под общ. ред. академика РАН Т.Я. Хабриевой, доктора юридических наук, профессора Р.А. Курбанова; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. – М.: Проспект, 2019. – 528 с.

Противодействие коррупции в федеральных органах исполнительной власти / отв. ред. А.Ф. Ноздрачев; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. – М.: Изд-во Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2012. – 182 с.

Противодействие коррупции. Конституционно-правовые подходы / отв. ред. и руководитель авторского коллектива доктор юридических наук, профессор С.А. Авакьян. – М.: Юстицинформ, 2016. – 510 с.

Чугунова А.Н. Понятие и признаки коррупции // Верховенство права и правовое государство: сборник статей по итогам Международной научно практической конференции. – Стерлитамак, 2019. – С.18–20.

Юхачев С.П. Коррупция как экономические отношения социума: дис. ... д-ра экон. наук. – Тамбов, 2010. – 291 с.

 

Pugaeva O.A.

1st year student of the master's degree

in the direction of training "Jurisprudence"

Department of "Criminal Law" Institute of Law

Volgograd State University

(Volgograd, Russia)

 

CORRUPTION AS A CRIMINOLOGICALLY

SIGNIFICANT PHENOMENON

 

Abstract: arguing his position, the author shows that corruption, in the actual absence of openness, accountability and control of state power, is a natural product of its monopolization and inevitably leads to authoritarianism and oligarchy in the country. The corruption mechanism poses a real threat to the rights and freedoms of the individual in society, blocking the constitutional rights of citizens by the interests of criminal groups through lobbying, protectionism, and often direct violence. The author refers to the peculiarities of the modern period of development as the formation of a strong system of corrupt ties that allow carrying out financially significant illegal operations in the economic sphere with impunity, timely having reliable information from government circles about the forecasted conjuncture, avoiding legal influence from fiscal authorities.

 

Keywords: state, corruption, crisis, government, criminalization, reforms, legalization of corruption.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (50) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Пугаева О.А. КОРРУПЦИЯ КАК КРИМИНОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЕ ЯВЛЕНИЕ // Вестник науки №5 (50) том 4. С. 57 - 69. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5643 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5643



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.