'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (50) том 4
  4. Научная статья № 14

Просмотры  130 просмотров

Чорновол Е.П.

  


ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И СИСТЕМА *

  


Аннотация:
в статье раскрываются понятие, политико-правовая основа, состав и система сформировавшегося к настоящему времени в предпринимательском праве правового института водоснабжения и водоотведения   

Ключевые слова:
водоснабжение, водоотведение, правовое регулирование, нормативные правовые акты, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, нормы права, правовой институт, субинститут   


УДК 347

Чорновол Е.П.

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры гражданского права и процесса

Уральский институт управления - филиал РАНХиГС

(г. Екатеринбург, Россия)

 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ:

ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И СИСТЕМА

 

Аннотация: в статье раскрываются понятие, политико-правовая основа, состав и система сформировавшегося к настоящему времени в предпринимательском праве правового института водоснабжения и водоотведения.

 

Ключевые слова: водоснабжение, водоотведение, правовое регулирование, нормативные правовые акты, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, нормы права, правовой институт, субинститут.

 

Формирование и развитие в России правовой регламентации отношений и водоотведения через присоединенную сеть прошло длительный и своеобразный путь развития [1], который можно представить в форме следующего процесса: «от фрагментарно полисного - до универсально-централизованного». Тем не менее отечественная цивилистика к настоящему времени не дала однозначных ответов на вопросы, что собой представляет соответствующая совокупность норм и какова его юридическая природа.

По утверждению И. В. Беренштейн, «Несмотря на довольно широкий спектр научных трудов, никто из вышеперечисленных авторов, за исключением Е. В. Блинковой, не рассматривает специальным образом вопросы правового регулирования водоснабжения и водоотведения» [2, с. 9,19]. Между тем, пытаясь углубить на этот счет представления теории гражданского права, в своей кандидатской диссертации, посвященной регулированию указанных отношений, Е. В. Блинкова ограничилась анализом лишь Постановления Правительства РФ № 167 от 12.02.1999 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (утратило силу). Вместе с тем, обращаясь к анализу соотношения, действующих в этой области норм права, она констатирует: «При водоснабжении приоритет в применении сначала имеют специальные нормы Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (для абонентов, использующих воду в предпринимательских целях) и Правила предоставления коммунальных услуг (для абонентов, использующих воду в бытовых целях), затем нормы об энергоснабжении (§ 6 главы 30 ГК) и только потом общие положения о купле-продаже (§ 1 главы 30 ГК). Нормы ГК РФ о розничной купле-продаже к отношениям водоснабжения не применяются» [3, с. 6-7]. По сути, аналогичным образом в диапазоне определения источников права Е.В. Блинкова решает этот вопрос в докторской диссертации, посвященной регулированию отношений, связанных со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами [4, с.16-17]. Однако, и И. В. Беренштейн в своей диссертации на фоне исторической справки правового регулирования водоснабжения и водоотведения в России ограничилась указанием лишь на Постановление Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, которым были утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации МДС 40-1.2000 [5] (утратило силу), заметив мимоходом, что они «среди прочего, регулируют договорные отношения организаций водопроводно-канализационого хозяйства с абонентами, использующими воду для производственных и иных не бытовых целей» [2, с. 20]. Отдельные юристы просто перечисляют нормативные правовые акты о водоснабжении и водоотведении [6, с. 384-386]. Подобный подход к решению данного вопроса присущ также цивилистам стран СНГ. Так, А.В. Кича пишет: «На сьогодні законодавство України про питну воду складається з численних нормативно-правових актів. Питання державного регулювання діяльності підприємств водопостачання і водовідведення в основному вирішуються на регіональному і місцевому рівнях» [7, с. 8].

Современные правоположения, касающиеся водоснабжения и водоотведения, начали формироваться в конце 1990-х годов ХХ в. [8, с. 18] При этом в качестве политико-правовой основы современной регламентации указанных социальных связей ученые называют различные установления Конституции России, в частности, ст. 41 о государственных гарантиях на охрану здоровья, обеспечении экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия граждан [9, с.145], п. 2 ст. 72, согласно которому жилищное законодательство отнесено к «предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов» и ст. 130 о местном самоуправлении, исходя из того, что «В настоящее время нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность по ВиВ, находятся на различных уровнях управления: федеральном, региональном и местном» [6, с. 384].

В ракурсе национального правопорядка приведенные нормы, равно как и иные конституционные предписания, закрепляющие права личности, имманентно присущие обществу, в котором функционирует рыночный тип экономики, в частности, ст. 27, 35, 36, 37 Конституции России, конечно, имеют определенное отношение к водоснабжению и водоотведению через присоединенную сеть, но тем не менее сами по себе они не являются правовой первоосновой их институционализации. Представляется, что политико-правовой основой регламентации указанных социальных связей в настоящее время выступают нормы п. 1 ст. 8, ст. 34 Конституции России о предпринимательстве. Конституция РФ закрепила основы (принципы) ведения экономической деятельности в стране с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, курса на обеспечение демократического правового государства и развитие рыночной экономики. Пункт п.1 ст. 34 Конституции РФ провозглашает и юридически гарантирует свободу использования каждым своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а в п. 1 ст. 8 Конституции Росси говорится о том, что в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, право на занятие которой не подлежит ограничению даже в условиях чрезвычайного положения (п. 3 ст. 56 Конституции РФ).

Поскольку согласно п. 3, 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» [10] (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, а водоснабжение – это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение), постольку они как активные формы экономической деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства по своей социально-экономической сущности представляют собой не что иное, как производительную форму предпринимательства. Данным видам деятельности, подобно предпринимательству вообще (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ), присущи нормативно-конститутивные признаки (самостоятельность предпринимательской деятельности; осуществление предпринимательской деятельности на свой риск; направленность предпринимательской деятельности на систематическое получение прибыли; государственная легитимация субъектов предпринимательства) и способы, посредством которых при их осуществлении достигается получение прибыли - от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг [11, с. 216].

Исходя из позиции законодателя относительно монизма отечественного частного права (ст. 2 ГК РФ) [12, с.44], можно сделать вывод о том, что на отраслевом уровне отношения водоснабжения и водоотведения находятся в сфере действия гражданского права. Как неоднократно отмечал Конституционный суд РФ правовое регулирование любой предпринимательской деятельности осуществляется гражданским законодательством [13]. Поэтому, вопреки утверждениям А.О. Комиссаровой [6, с. 385], никаких уровней регионального и, тем более, местного правового регулирования здесь нет и быть не может, т.к. согласно п. «о» ст. 71 Конституции России гражданское законодательство находиться в ведении Российской Федерации.

Само по себе наделение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления перечисленными в главе 2 Закона о водоснабжении и водоотведении полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, не свидетельствует о закреплении за ними функций нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства и отношений между ними и физическими и юридическими лицами о снабжении последних водой через присоединенную сет. Анализ их полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения свидетельствует о том, что соответствующие органы выполняют нормативно-техническое (определяют потребления и для оплаты услуг по водоснабжению, горячему и водоотведению, предоставления жилищно- услуг, категоризацию водоснабжения и , лабораторных исследований ), а не материально-правовое воздействие на отношения в сфере водоснабжения и водоотведения. Примером таких актов являются: Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 11.11.2020 N 136-ПК «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения организациям водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области с использованием метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования на 2021 - 2025 годы» [14]; решение Екатеринбургской городской Думы от 13.10.2015 № 38/39 «Об утверждении положения «Об Управлении жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга» [15]. Не в последнюю очередь это обусловлено тем, что названные виды предпринимательства характеризуются относительным монополизмом. Как верно отмечает И. В. Беренштейн, «предпринимательская деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в условиях естественной локальной монополии, которая может претерпевать определенные изменения путем выделения отдельных конкурентных участков деятельности производителей (например: очистка воды, очистка стоков, сжигание осадка)» [2, с. 10].

Что же касается норм, относящихся к водоснабжению и водоотведению, закрепленных в правовых актах других отраслей, в частности, государственного права, административного права, муниципального права, жилищного права, то в условиях национального рынка они, не изменяя их социально экономического предпринимательского характера и не отрицая товарно-денежной формы результата их осуществления, с одной стороны, акцентируют внимание на отдельных аспектах их бытия (технических, санитарно-эпидемиологических, тарифных и т.п.), создают единое правовое поле и режим социально-политической защиты прав и интересов субъектов гражданского права на их качество, доступность, адекватность цены [16, с. 15-18], а с другой – способствуют определению особенностей юридико-фактического основания возникновения и субъектного состава одноименных обязательств и предопределяют их содержание.

К числу базовых норм гражданского права, регламентирующих отношения по осуществлению предпринимательской деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства - п. 15, 16 ст. 2 Закона о водоснабжении и водоотведении (как отдельного вида предпринимательства), относятся правоположения его общеправовых институтов, функциональной подотрасли предпринимательского права [17, с. 22], а также подотраслей вещного и обязательственного права, в частности, нормы частей 1 и 2 ГК РФ. А реализация результатов ее осуществления протекает в гражданских индивидуальных правовых формах (правоотношениях-обязательствах). При этом реализация товара, по принципу правовой экономии или, как отмечают М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, приема законодательной техники [18, с. 136], базируется на предписаниях § 6 Гл. 30 ГК РФ «Энергоснабжение», с использованием договора водоснабжения (ч. 2 ст. 13 Закона о водоснабжении и водоотведении) с учетом того, что согласно п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. 539-547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Между тем оказание названными организациями услуг своим абонентам по водоотведению регулируется нормами Гл. 39 ГК РФ с использованием договора водоотведения (ч. 2 ст. 14 Закона о водоснабжении и водоотведении), исходя из того, что ее правила применяются «к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 ГК РФ» и наличия на этот счет специальных законов. Можно предположить, что два указанных элемента (водоснабжение и водоотведение) составляют смешанный договор или систему договоров в сфере водоснабжения и водоотведения [19, с. 75] или по использованию водных ресурсов [20, с. 95]. Д.М. Будницкий, учитывая замкнутый цикл процесса водоснабжения и водоотведения, в том числе неизбежный возврат забранной воды в водный объект, предлагает ввести в действующую правовую систему новый самостоятельный вид договора – договор об использовании полезных свойств воды [21, с. 35], с чем нельзя согласиться категорично, поскольку свойства - это качественные характеристики воды как предмета соответствующих договоров, но не их предмет.

 Следовательно, ГК РФ приоритет в регулировании отношений о снабжении водой и водоотведении организациями водопроводно-канализационного хозяйства физических и юридических лиц отдает нормам специальных законов, в качестве которого в настоящее врем выступает названный выше Закон о водоснабжении и водоотведении.

Нормы данного закона в развитие конституционных, общих и подотраслевых принципов гражданского права декларируют цели и принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, формулируют понятийно-категориальный аппарат, определяют полномочия Правительства России, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения (глава 1, 2), устанавливает нормативно-правовые, правосубъектные и индивидуальные правовые формы отношений организаций водопроводно-канализационного хозяйства и их контрагентов в сфере водоснабжения и водоотведения (глава 3), гарантируют обеспечение качества питьевой воды, горячей воды (глава 4) и охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения (глава 5), закрепляет критерии тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (глава 6) и решения технических аспектов развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения (глава 7, 7.1). При этом согласно ч. 1 ст. 1 Закона о водоснабжении и водоотведении сфера его правового регулирования ограничена отношениями водоснабжения (с классификацией на холодное и горячее) и водоотведения в соответствии с установлениями Постановлений Правительства РФ от 30.11.2021 N 2130 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации и положений отдельных актов Правительства Российской Федерации» [22]; от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [23]; от 29.07. 2013 N 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83» [24] от 04.09.2013 N 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» [25] и от 13.05.2013 N 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» [26].

Вместе с тем, Закон о водоснабжении и водоотведении отдает приоритет в регулировании указных социальных связей нормам других законов. В частности, согласно ч. 4 ст. 1 Закона о водоснабжении и водоотведении отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» [27] за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды. В силу ч. 5 ст. 1 Закона о водоснабжении и водоотведении к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения данного закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами. В качестве такого закона в настоящее время выступает ЖК РФ, содержащий отдельные положения которого о водоснабжении и водоотведении собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов и предоставлении им коммунальных услуг в целом (См., например: п. 4.4 ч. 2 ст. 44; ч. 6.2 ст. 155; п. 2 ч. 3 ст. 157.1; п. 2 ч.1 ст. 157.2; ч.12 ст. 161; ч. 2.1 ст. 162; ч. 2 ст. 164; п. 1 ч.1 ст. 166), которые получили развитие в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (в ред. от 28.12.2021 N 2516) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» [28]. Кроме того, к отношениям, возникающим между организациями водопроводно-канализационного хозяйства, собственниками и (или) пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и (или) товариществами собственников жилья либо жилищно-строительными, жилищными кооперативами и (или) иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, связанными с обеспечением предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, в части, не урегулированной жилищным законодательством, применяются положения Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 [29]. При этом типовые договоры в области холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» [30], могут применяться при их заключении с управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами до утверждения в установленном порядке соответствующих примерных договоров с учетом требований к договорам ресурсоснабжения, предусмотренных Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» [31]. Нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» [32]. Наконец, согласно ч. 6 ст. 1 Закона о водоснабжении и водоотведении порядок регулирования водоснабжения объектов обороны и безопасности и водоотведения на таких объектах определяется предписаниями Постановления Правительства РФ от 26.11.2012 N 1220 «О составе, порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства, а также порядке внесения изменений в такую схему» [33].

В то же время отдельные аспекты собственно предпринимательской деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства согласно ч. 2, 3, 3.1 ст. 1 Закон о водоснабжении и водоотведении регламентируются положениями правовых актов других отраслей права.

Так, забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в него регулируются водным законодательством, которое состоит из Водного кодекса РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации, указов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ст. 1 ВК РФ). В качестве норм прямого действия здесь выступают положения Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [34].

Требования к качеству и безопасности воды систем водоснабжения устанавливаются законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое состоит из Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [35] (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52), других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории "Сириус" (ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 N 52) и о техническом регулировании, которое включает в себя Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» [36], принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации (ст. 4).

Специальные положения обеспечению санитарно- благополучия населения в сфере водопользования и водоотведения различными санитарными и нормами (). Например, СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 N 3 (с измен. на 26.06.2021 N 16) [37] (вводятся в действие с 1 марта 2021 г. и действуют до 1 марта 2027 г.).

Существенное значение для упорядочения указанных отношений имеют государственные стандарты, безопасности хозяйственно- водоснабжения и для окружающей , жизни, здоровья имущества, в частности, Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56237-2014 (ИСО 5667-5:2006) «Вода питьевая. Отбор проб на станциях водоподготовки и в трубопроводных распределительных системах», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.11.2014 N 1628-ст [38].

Резюмируя изложенное, можно констатировать, что нормы о водоснабжении и водоотведении, получившие закрепление в источниках права Федерации, в своей совокупности представляет самостоятельное правовое образование, которое по признаку юридической природы, определяемой с учетом характера и метода опосредуемых отношений, составляет институт предпринимательского права как функциональной подотрасли гражданского права, закрепляющий общеправовые, межотраслевые, гражданского права, а также подотраслевые принципы предпринимательской деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства и начала государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, субъектный состав, основания возникно­вения, содержание, порядок исполнения, из­менения и прекращения обязательственных правоотношений и водоотведения.

Правоположения данного института дифференцируются на общие и специальные: первые распространяются на все отношения и водоотведения, а вторые предназначены для упорядочения отдельных аспектов социальных связей в сфере водоснабжения и водоотведения. В пределах второго подразделения выделены субинституты: 1) водоснабжения и 2) водоотведение, которые, в свою очередь, подразделяются на положения о водоснабжении и водоотведении физических и юридических лиц, регламентирующих отношения соответственно по бытовому и производственному водоснабжению и водоотведению.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

История развития водоснабжения и современные виды инженерных сетей // URL: www. ingazteh.ru

Беренштейн И. В. Правовое регулирование водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации: автореф. дис. …канд. юрид. наук. Специальность 12.00.03. М., 2006. 26 с.

Блинкова Е. В. Договор водоснабжения в российском гражданском праве: автореф. дис. …канд. юрид. наук. Специальность 12.00.03. М., 2001. 27 с.

Блинкова Е.В. Гражданско-правовое регулирование снабжения товарами через присоединенную сеть: теоретико-методологические и практические проблемы единства и дифференциации: автореф. дис. …д-ра юрид. наук. Специальность 12.00.03. М., 2005. 56 с.

Собрание законодательства РФ. 1999. N 8. Ст. 1028.

Комиссарова А. О. Основы нормативно-правового обеспечения в сфере водоснабжения и водоотведения / А. О. Комиссарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2015. № 19 (99). С. 384-386. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22244/ (дата обращения: 20.12.2021).

Кіча А.В. Договори водопостачанн я за цивільним законодавством України: автореф. дис. …канд. юрид. наук. Спеціальність 12.00.03. Одеса, 2012. 26 с.

Шеметова Н.Ю. Водоснабжение и водоотведение в Российской Федерации: проблемы правового регулирования и применения платежей на общие домовые нужды // Имущественные отношения в РФ. 2016. № 4 (175). С. 15-26.

Шубина Е.А., Греченкова О.Ю. Нормативно-правовое регулирование водоснабжения и водоотведения и проблемы, связанные с качеством питьевой воды в Ростовской области // Инновационная наука. 2017. № 02-2. С. 145-148.

Собрание законодательства РФ. 2011. N 50. Ст. 7358; 2021. N 27 (ч. 1). Ст. 5180.

Чорновол Е.П., Бородина И.Н. Социально-экономическая сущность и правовые формы предпринимательской деятельности // Российский конституционализм: история, настоящее и будущее (к 100-летию первой российской Конституции (1918 г.) и 25-й годовщине принятия Конституции Российской Федерации (1993 г.)). Материалы III Всероссийской научно-практическая конференции с международным участием, посвященная Дню юриста (г. Курган, 4 декабря 2018 года) / отв. ред. Е.П. Чорновол, И.Н. Бородина. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2020. С. 216-283.

Комиссарова Е. Г., Кузнецова О. А. К вопросу о внутреннем строении современного частного права // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. Вып. 42. C. 644–663. DOI: 10.17072/1995-4190-2018-42-644-663.

Постановление Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 N 4-П По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе» // Вестник Конституционного суда РФ. 1997. №. 1.

URL: http://www.pravo.gov66.ru

URL: https://www.xn80aadbki6adhshb.xnp1ai/ (дата обращения – 05.05.2022)

Шеметова Н.Ю. Водоснабжение и водоотведение в Российской Федерации: проблемы правового регулирования и применения платежей на общие домовые нужды // Имущественные отношения в РФ. 2016. № 4 (175). С. 15-18.

Чорновол Е.П. Предпринимательское право: понятие, принципы и система // Актуальные проблемы цивилистических отраслей права: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 6 / Отв. ред. Е.П Чорновол. Екатеринбург: Изд-во УрЮИ МВД России, 2006. С. 22-74.

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о передаче имущества. М.: Статут. 2005. 439 с.

Захарова М.И. Договор водоснабжения и водоотведения: понятие, черты, правовая природа и виды // Актуальные проблемы частного права: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 10 / отв. ред. Е. П. Чорновол; Уральский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Екатеринбург, 2019. С. 75-82.

Лунева Е.В., Сафин З.Ф. Система договоров по использованию водных ресурсов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. № 6 (113). С. 95-102.

Будницкий Д.М. Правовое регулирование воздействия на природную среду в процессе деятельности по водоснабжению и водоотведению: дис. …канд. юрид. наук. Специальность 12.00.06. Санкт-Петербург, 2015. 222 с.

Собрание законодательства РФ. 2021. N 49 (ч. 2). Ст. 8316.

Собрание законодательства РФ. 2013. N 32. Ст. 4306; 2020. N 22. Ст. 3496.

Собрание законодательства РФ. 2013. N 32. Ст. 4304; 2021. N 49 (ч. 2). Ст. 8316.

Собрание законодательства РФ. 2013. N 37. Ст. 4696; 2020. N 22. Ст. 3496.

Собрание законодательства РФ. 2013. N 20. Ст. 2500; 2021. N 32. Ст. 6013.

Собрание законодательства РФ. 2010. N 31. Ст. 4159; 2021. N 27 (ч. 1). Ст. 5180.

Собрание законодательства РФ. 2011. N 22. Ст. 3168; 2021. N 33. Ст. 6095.

Собрание законодательства РФ. 2013. N 32. Ст. 4306; 2020. N 22. Ст. 3496.

Собрание законодательства РФ. 2013. N 32. Ст. 4307; 2021. N 49 (ч. 2). Ст. 8316.

Собрание законодательства РФ. 2012. N 8. Ст. 1040; 2020. N 52 (ч. 1). Ст. 8863.

Собрание законодательства РФ. 2006. N 22. Ст. 2338; 2017. N 41. Ст. 5965.

Собрание законодательства РФ. 2012. N 49. Ст. 6865; 2021. N 8 (ч. 2). Ст. 1375. О водоснабжению военных городков см.: Методические указания по санитарно-эпидемиологическому надзору за водоснабжением военных городков: учеб. пособие / Под общей ред. П. И. Мельниченко. М., МО РФ, 2011. 125 с.

Собрание законодательства РФ. 2020. N 22. Ст. 3496.

Собрание законодательства РФ. 1999. N 14. Ст. 1650; 2021. N 27 (ч. 1). Ст. 5185.

Собрание законодательства РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140; 2021. N 27 (ч. 1). Ст. 5179.

URL:www.pravo.gov.ru

Стандартинформ, М., 2015.

 

Chornovol E.P.

PhD in Law, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Civil Law and Process

Ural Institute of Management - branch of RANEPA

(Ekaterinburg, Russia)

 

ENTREPRENEURIAL LAW INSTITUTE

WATER SUPPLY & SANITATION:

CONCEPT, COMPOSITION AND SYSTEM

 

Abstract: the article reveals the concept, political and legal basis, composition and system of the legal institution of water supply and sanitation that has formed to date in business law.

 

Keywords: water supply, water disposal, legal regulation, normative legal acts, sale of goods, performance of work, provision of services, legal norms, legal institute, sub-institution.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (50) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Чорновол Е.П. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И СИСТЕМА // Вестник науки №5 (50) том 4. С. 86 - 102. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5647 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5647



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.