'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (50) том 4
  4. Научная статья № 25

Просмотры  301 просмотров

Никифорова А.И., Чихирев А.С., Павлова Д.А.

  


«ТЕОРИЯ СМЕШНОГО» АРТУРА ШОПЕНГАУЭРА *

  


Аннотация:
психология смеха человека долгие годы заставляла философов искать ответы на вопросы: Что заставляет людей смеяться? Какой смысл смеха в жизни людей? В этой статье идет речь о «теории смешного» от Артура Шопенгауэра. Авторы статьи рассматривают основные положения текста «теории смешного»   

Ключевые слова:
Шопенгауэр, философия, теория смешного, юмор   


УДК 101

Никифорова А.И.

студентка

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России

(г. Саратов, Россия)

 

Чихирев А.С.

студент

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России

(г. Саратов, Россия)

 

Научный руководитель:

Павлова Д.А.

ассистент кафедры философии

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России

(г. Саратов, Россия)

 

«ТЕОРИЯ СМЕШНОГО» АРТУРА ШОПЕНГАУЭРА

 

Аннотация: психология смеха человека долгие годы заставляла философов искать ответы на вопросы: Что заставляет людей смеяться? Какой смысл смеха в жизни людей? В этой статье идет речь о «теории смешного» от Артура Шопенгауэра. Авторы статьи рассматривают основные положения текста «теории смешного».

 

Ключевые слова: Шопенгауэр, философия, теория смешного, юмор.

 

Понятия, которых несоответствие с интуицией заставляет нас смеяться, бывают или понятиями другого лица, или нашими собственными.

Артур Шопенгауэр

Из-за технологического прогресса в течение всей жизни человека окружает поток различной информации, за счет этого он практически постоянно находится в стрессе и, чтобы отвлечь себя от негативных мыслей, люди используют юмор. Но многие философы современности задаются вопросом: Что же такое это «смешное»? Проблема смеха поднималась еще в Древней Греции такими философами как Платон, Аристотель, Феофраст, Деметрий Фалерский, затем этим заинтересовались их последователи, философы Древнего Рима, Средневековья, Нового Времени, и у каждого из них была своя теория роли смеха в жизни человека.

Но в ХХ веке Артур Шопенгауэр, отвергающий все предыдущие теории юмора, решил «истинную теорию смешного и оконча­тельно решить проблему» [1 с.33]. Сущность смешного, согласно теории, заключается в неожиданном подведении известного конкретного факта под несоответствующее ему понятие: «Согласно моему объяснению источником смешного непременно является парадоксальное и оттого неожиданное подведение какого-нибудь предмета под такое понятие, которое в других отношениях с ним разнородно» [3 с.89]. Согласно понятию, философ написал пример «шутки» : «Если мы помним, что для образования угла требуются две встречающиеся линии, которые, будучи продолжены, пересекают одна другую, и что, наоборот, касательная задевает круг только в одной точке и в этой точке с ним, собственно, параллельна; если мы вследствие этого питаем отвлеченное убеждение в невозможности угла между окружностью и касательной и если, наконец, несмотря на это, мы видим перед собой на бумаге чертеж такого угла, то это легко может вызвать у нас улыбку. Правда, смешное в этом случае крайне слабо; но зато его происхождение, как несовпадение между мыслимым и наглядным, именно здесь выступает необыкновенно отчетливо» [2 с.496]. С помощью этого примера Шопенгауэр смог объяснить своим читателям, что внезапное восприятие несоответствия между представлением и реальностью и есть важнейший фактор, определяющий комичность шутки. По мнению философа, область смешного можно разделить и выделить два вида юмора: остроумие и глупость.

Шопенгауэр считал, что остроумие – это форма смешного, в которой два реальных, различных объекта объединяются в одно понятие. Одним из самых ярких и известных примеров остроумия, приводимых Шопенгауэром, является история про короля. Суть заключается в том, что король насмехался над гасконцем, который был легко одет в холодную погоду. На вопрос монарха, что он надел – гасконец заявил «весь свой гардероб» [3 с.92].  Остроумным и смешным здесь служит выражение «весь гардероб», так как для короля и гасконца это абсолютно разные понятия, хоть и называются одинаково. В настоящее время по этому же принципу строятся каламбуры.

Что на счет глупости? У глупости нет четкого определения, и каждый философ рассматривал ее по-разному. Например, Шопенгауэр рассматривал глупость как особое социальное явление, которое объясняет, как личность взаимодействует с обществом. Глупость и глупый человек асоциальны, они не способы находиться в обществе из-за непонимания людских взаимоотношений. Наибольший риск для общества в сфере политики, морали и науки представляет педантичная глупость, потому что человека, которому свойственна педантичность очень тяжело переубедить в чем-то и, соответственно, договориться. Такие люди способны пагубно влиять на общество.

Философ предложил разделять понятия «шутка», «ирония» и «юмор».  Так, «шутка» – преднамеренное смешное, «ирония» – шутка, скрытая за чем-то серьезным, а «юмор» представляет собой что-то серьезное за маской смешного и является более субъективным чем ирония или шутка.

Таким образом, Шопенгауэр считает, что смех – это реакция на несоответствие между объектом и представлении о нем и именно это и является главным фактором, определяющим комичность шутки: «Забавно все нелепое, удивительное, необычное, несоответствующее ожиданиям» [2 с.498].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Сычев А.А. Природа смеха, или Философия комического / А. А. Сычев. - Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2003 (Тип. Изд-ва). - 174, С.32-34.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление, Т.2 / Пер. с нем. — Мн.: ООО "Попурри", 1999. — 832, С. 496-498.

 Шопенгауэр А. Полное Собрание сочинений в 4-х томах. /Пер. и ред. Ю.И. Айхенвальда-М.: И.И.Кушнаревъ 1903. 673. С. 86-98.

 

Nikiforova A.I.

Student

Saratov State Medical University

named after V. I. Razumovsky Ministry of Health of Russia

(Saratov, Russia)

 

Chikhirev A.S.

Student

Saratov State Medical University

named after V. I. Razumovsky Ministry of Health of Russia

(Saratov, Russia)

 

Scientific supervisor:

Pavlova D.A.

Assistant at the Department of Philosophy

Saratov State Medical University

named after V. I. Razumovsky Ministry of Health of Russia

(Saratov, Russia)

 

THEORY OF THE RIDICULOUS

BY ARTHUR SCHOPENHAUER

 

Abstract: the psychology of human laughter has been forcing philosophers to look for answers to questions for many years: What makes people laugh? What is the meaning of laughter in people's lives? This article is about the "theory of the ridiculous" by Arthur Schopenhauer. The authors of the article consider the main provisions of the text of the "theory of the ridiculous".

 

Keywords: Schopenhauer, philosophy, theory of ridiculous, humor.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (50) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Никифорова А.И., Чихирев А.С., Павлова Д.А. «ТЕОРИЯ СМЕШНОГО» АРТУРА ШОПЕНГАУЭРА // Вестник науки №5 (50) том 4. С. 185 - 189. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5658 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5658



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.