'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (50) том 5
  4. Научная статья № 45

Просмотры  192 просмотров

Шабунин К.В., Никифорова А.И., Павлова Д.А.

  


КИНИЗМ: СОБАКА ЧЕЛОВЕКУ – ЧЕЛОВЕК *

  


Аннотация:
в статье ставится вопрос о Кинизме, как об одной из самых уникальных школ античного периода, когда-то громко заявившей о себе во времена социальных деструкций. Все дискриминируемые и попираемые, являющиеся фундаментом самой школы, осмелились заговорить о социальных проблемах с унижающим их обществом. Желание киников донести «истину» до других, переходило всякие границы общественных норм, оборачиваясь проявлением девиантного поведения. Имя школы стало нарицательным, и в очередную эпоху безверия и апатии, дает новых отщепенцев, выбивающихся из социального контекста, позволяя другим называть их нигилистами и циниками   

Ключевые слова:
Кинизм, киник, Диоген, социум, ценность, животное   


УДК 101

Шабунин К.В.

студент

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России

(г. Саратов, Россия)

 

Никифорова А.И.

студентка

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России

(г. Саратов, Россия)

 

Научный руководитель:

Павлова Д.А.

ассистент кафедры философии

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России

(г. Саратов, Россия)

 

КИНИЗМ: СОБАКА ЧЕЛОВЕКУ – ЧЕЛОВЕК

 

Аннотация: в статье ставится вопрос о Кинизме, как об одной из самых уникальных школ античного периода, когда-то громко заявившей о себе во времена социальных деструкций. Все дискриминируемые и попираемые, являющиеся фундаментом самой школы, осмелились заговорить о социальных проблемах с унижающим их обществом. Желание киников донести «истину» до других, переходило всякие границы общественных норм, оборачиваясь проявлением девиантного поведения. Имя школы стало нарицательным, и в очередную эпоху безверия и апатии, дает новых отщепенцев, выбивающихся из социального контекста, позволяя другим называть их нигилистами и циниками.

 

Ключевые слова: Кинизм, киник, Диоген, социум, ценность, животное.

 

Кинизм (школа киников) является одной из самых значительных сократических философских школ Древней Греции. Названия философских школ различного типа и этнической составляющей происходят зачастую от названий городов, населенных пунктов, либо имен создателей течений. С киниками же, все немного иначе.

Киники старались жить как Сократ, который не отличался стремлением роскошно одеваться и хорошо выглядеть. И именно этот аспект переняли люди, которых впоследствии стали называть киниками. От сюда же пошло слово «циники». Циники – вариант слова «киники» в латинском произношении [6].

Споры исследователей начинаются уже с названия школы. Согласно первой версии, «кинизм» происходит от названия гимнасии Киносагр, что дословно переводится как «белая собака». М. Фуко полагает, что данное учреждение древние греки считали символом разврата и блуда, т.к. в нем обучались незаконнорожденные дети афинян. Вторая версия базируется на понятии «собака» («кион»), которым обычно именовали последователей школы за неприхотливый образ жизни [6].

Киники, в случае обвинений со стороны врагов, осуждающих их поведение, вступали в полемику. Самые частые обвинения были в том, что они отказывались от всех социо-культурных достижений человечества, жили на улице, и одевались в лохмотья. А киники им отвечали: «Да, мы живём, как собаки, но при этом, мы такие же верные и преданные!». Это был некий протест богатству – отличительная черта представителей кинизма [6].

Киницизм – направление, представители которого, постоянно ставили себя в противопоставление, к людям, к социуму, и пытались призвать общество к диалогу. Это учение было по нраву, как правило, рабам, изгнанным, людям подвергшимся гонениям в своё время, неполноценным членам социума, тем, кто не мог стать полноценным членом общества. Также это были художники того времени, люди, совершавшие различного рода перформансы, искусство ради протеста. Как только появляется христианство – киники скорее всех принимают его, потому что христианство – это что-то новое, это некоторая новая оппозиция, но когда христианство глобально расширяется и становится официальным – киники переходят в язычество [1 c. 6].

В В.И. Кудрявцева считает, что античному кинизму свойственны:
1. Неверие в высокие идеалы, человеческий разум, а следовательно и в благотворную роль образования; Критика рационализма, идеализм.
2. Киники считают, что человек – это особое животное, которое вынуждено создавать для нужд биологического выживания социум, государство и культуру. И это единственное различие между человеком и животными.
Ведь по сути главным для любого биологического существа является продолжение жизни, которое включает в себя: стремление завоевать жизненное пространство, пищу, продолжить род, оставить потомство, вырастить детей.
3. Отрицая государство и мораль, киники ссылаются на то, что это лишь способ управления рядовыми гражданами для установления своего господства над сильными. А рассуждения о религии, божественном происхождении государства и о высоте моральных идеалов - это лишь прикрытие эгоизма в человеке.
Чтобы обрести свободную, не зависящую ни от кого жизнь, необходимо вернуться к природе, к образу жизни, подобному животному.
4. Для кинизма характерен юмор, связанный с телесными отправлениями. Суть кинической сатиры заключается в неотъемлемой эгоистической натуре человека, как биологического существа.
5. Неверие в совершенствование общества и общественного прогресса: Человек остается один и тот же во все времена, человек эгоистичен. Все попытки улучшить общество не увенчались успехом, а привели лишь к войнам и жертвам.
6. Необходимо избавиться от «гуманистических», «альтруистических» и «общечеловеческих» ценностей. Их нужно заменить «естественными», при этом каждый человек сам индивидуально должен устанавливать их для себя.индивидуально [2 c. 5].

Один из самых якрих представителей кинизма - Древнегреческий мыслитель и философ Диоген Синопский. Назван так по городу Синопа, в котором родился около 412 года до нашей эры.
В молодости Диоген помогал отцу заниматься фальшивомонетничеством. Вскоре их раскрыли, и Диоген был вынужден бежать в Афины.
Биографы пытались оправдать Диогена и придумали такую легенду: во время путешествия по Дельфу пифия дала Диогену совет «переоценивать ценности», что он воспринял буквально, начав заниматься фальшивомонетчиством. А после разоблачения, Диоген осознал, что в пророчестве речь шла не о материальных, а о духовных ценностях. Для побега он выбрал именно Афины, ведь там находились наиболее известные философские школы. Диоген взял себе в учителя Антисфена, который, согласно легендам, поначалу гнал прочь проходимца, бил его палками и кидался камнями, на что Диоген не стал обращать внимание.

Синопский назвал себя «настоящим псом» и «гражданином мира». Также хотелось бы отметить, что мыслитель жил не в бочке, а в пифосе. Это достаточно большой древнегреческий кувшин. Зачастую Диоген, объясняя принципы аскетизма, приводил в пример обыкновенную мышь. Мышь - ничего не боялась, ни к чему не стремилась и довольствовалась малым. Именно поэтому он и жил в таком убогом "жилище", на своём примере показывая свои идеалы.

Также есть ряд поступков описанных в литературе, которые позволяют понять, что Диоген стремится к простоте жизни и является киником «до мозга костей»

Однажды он выбросил из сумы свою чашку и, промолвив: «Этот мальчик превзошёл меня в простоте жизни!», когда увидел юношу, пьющего воду сложив ладони [5 с. 225].

Также можно судить о кинизме Диогена по его отношениям к великим людям — Платону и Александру Македонскому.

Когда Александр Македонский приехал в Аттику для знакомства с Диогеном: «Я — великий царь Александр». «А я,— собака Диоген». Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться [5 с.226].

Однажды Платон сказал: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген, ощипав петуха, принёс его в школу, объявив: «Вот он - платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями» [5 с.226].

Диоген был похоронен своими учениками в Коринфе, а на могиле они установили колонну с изображением «собаки из паросского камня». Об оставленных Диогеном рукописях ничего неизвестно.

Какое же влияние оказал кинизм на дальнейшее развитие философии? Киники воплотили в себе образ величия духа, способного пренебрегать всеми соблазнами жизни, не обращая внимание на социальные условности, власть и богатства. Посреди подражателей кинизма можно встретить имена многих выдающихся философов-моралистов и поэтов-сатириков, таких как: Плутарх, Филон, Персий, Зенон, Ювенал, Гораций, Петроний и Юлиан. Идеи кинической этики послужили источником для стоицизма. Экзистенциализм перенимает у кинизма идею противопоставления индивидного и социального бытия. Провокационные перформансы киников продолжились в ситуационизме и леттризме, ознаменовав начало массового распространения вызывающе-асоциального типа поведения, присущего контркультуре XX века [7 c.56].

Настоящий идеал кинического мыслителя соотносился с ниспровержением крайне ошибочных социальных взглядов, которые были ориентированы на чуждое человеческой природе накопительство, в то время, как истинное счастье кроется в аскетическом отношении к жизни и познании философии, придающей всему смысл. Реализация данного подхода была крайне сложна на практике, поэтому киническая школа имела немного приверженцев. Скудность исторических сведений, достоверно принадлежащих кинизму, при обилии анекдотических историй о его последователях, косвенно свидетельствует о весомости взглядов странствующих философов, заставляющих недругов уничтожать их труды, а сохранившиеся о киниках истории, удивляют бесстрашием и величием духа.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Антология кинизма. Антисфен. Диоген. Кратет. Керкид. Дион. М.: Наука, 1984.— 400с.

Асмус В. Ф. Античная философия: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 1976. —156с.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов/Ред. тома и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев;
Перевод М. Л. Гаспарова. 2-е изд. М.: Мысль, 1986. —571с.

 Кудрявцева В.И. Цинизм античный и цинизм современный: историко-философский анализ концепции П. Слотердайка: автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2009. — 20с.

Нахов И.М. Антология кинизма: фрагменты собраний кинических мыслителей. М.: Наука, 1984. — 397с.

Нахов И.М. Философия киников. М.: Наука, 1982. —226с.

«Сократические школы: мегарцы, киренаики, киники». Лекция Дмитрия Круглых

 

Shabunin K.V.

Student

Saratov State Medical University

named after V. I. Razumovsky Ministry of Health of Russia

(Saratov, Russia)

 

Nikiforova A.I.

Student

Saratov State Medical University

named after V. I. Razumovsky Ministry of Health of Russia

(Saratov, Russia)

 

Scientific supervisor:

Pavlova D.A.

Assistant at the Department of Philosophy

Saratov State Medical University

named after V. I. Razumovsky Ministry of Health of Russia

(Saratov, Russia)

 

CYNICISM: THE DOG IS A MAN FOR MAN’S MIND

 

Abstract: the article discusses the question on the Cynicism as one of the most unique schools of the ancient period, which once loudly declared itself in times of social destruction. All the discriminated and trampled, who are the foundation of the school itself, dared to talk about social problems with a society that humiliates them. The desire of cynics to convey the "truth" to others crossed all boundaries of social norms, turning into manifestations of delinquent and deviant behavior. The name of the school has become a household name, and in the next era of disbelief and apathy, it gives new renegades who break out of the social context, allowing others to call them nihilists and cynics.

 

Keywords: Cynicism, cynic, social medium, Diogen, value, animal.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (50) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Шабунин К.В., Никифорова А.И., Павлова Д.А. КИНИЗМ: СОБАКА ЧЕЛОВЕКУ – ЧЕЛОВЕК // Вестник науки №5 (50) том 5. С. 244 - 250. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5721 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5721



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.