'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 1
  4. Научная статья № 3

Просмотры  110 просмотров

Высоцкая А.В., Газизова Ф.С.

  


ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности формирования нравственных норм поведения дошкольников, анализируется результат применения сюжетно-ролевых игр в процессе воспитания и привития нравственных норм детям-дошкольникам   

Ключевые слова:
сюжетно-ролевая игра, дети-дошкольники, нравственные нормы поведения   


УДК 373.2

Высоцкая А.В.

студент кафедры теории и методики дошкольного

и начального образования

Елабужский институт

Казанский федеральный университет

(Россия, г. Елабуга)

 

Газизова Ф.С.

д.п.н., доцент кафедры теории

и методики дошкольного и начального образования

Елабужский институт

Казанский федеральный университет

(Россия, г. Елабуга)

 

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ

ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности формирования нравственных норм поведения дошкольников, анализируется результат применения сюжетно-ролевых игр в процессе воспитания и привития нравственных норм детям-дошкольникам.

 

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, дети-дошкольники, нравственные нормы поведения.

 

В дошкольном возрасте ребенок приобретает знания о мире, в первую очередь, через игры и игровые занятия. Игра является основным и ведущим видом деятельности детей до 7 лет [1, с. 118]. Через игру формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в развитии личности. Игра также представляет собой непосредственный компонент психического развития ребенка дошкольного возраста – формирования его мышления и воображения, памяти, восприятия, внимания. В игре также развиваются все аспекты речевой деятельности ребенка, формируется произвольность поведения.

На основе анализа научной литературы можно сделать вывод о том, что игра – представляет собой универсальное средство развития личности ребенка дошкольного возраста; способ освоить всю комплексную картину мира, которая выстраивается вокруг них взрослыми. Образное отображение реальной жизни в сюжетно-ролевой игре дошкольника во многом зависит от широты впечатлений ребенка, а также от системы ценностей. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку проникнуть мыслями и чувствами в образ изображаемого человека, примерить на себя чью-то роль [2, с. 540]. Это существенно расширяет представления ребенка об окружающей действительности, позволяет освоить систему социальных отношений, сформировать представление о мире и ценностях, которые разделяет большинство людей.

Поскольку в поведении ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольность, а сознательный нравственный выбор практически отсутствует на протяжении всего этого возрастного этапа, рассматриваемая стадия процесса формирования нравственных норм характеризуется как период доморального развития. На этом этапе ребенок приобретает, в первую очередь, готовность к соответствующей нравственной реакции на базовые внешние воздействия [5, с. 533].

Благодаря процессу формирования нравственных норм ребенок в течение периода дошкольного детства готовится к переходу на следующую ступень морального развития. В дошкольном возрасте создаются основания для формирования у ребенка способности осмысленно подчинять свое поведение нравственным нормам, ставить «должен» выше «хочу», формируются основы понимания морали. Действия ребенка на данном этапе развития в основном связаны с тем, что пока еще они не руководствуются в полной мере собственными убеждениями и внутренними нравственными нормами, но также ориентируются и на соответствие своих поступков моральным идеям окружающих взрослых, которые были критически усвоены дошкольником [3, с. 2380]. В результате грамотной организации педагогом сюжетно-ролевых игр у детей формируется способность понимать радость и горе своих сверстников, видеть их эмоциональное состояние, делиться чувствами и эмоциями, оценивать целесообразность совета или предлагать помощь. Все это, в свою очередь, необходимо для поддержания интереса дошкольников к совместной игровой деятельности, создания в группе дошкольного учреждения положительного микроклимата. Устойчивость взаимодействия между детьми дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре зависит при этом не только от наличия у дошкольников соответствующих навыков поведения в соответствии с нравственными нормами, но и от сформированности у них способов сотрудничества, т.е. способности тактично влиять друг на друга, уметь прийти к соглашению, поддержать предложения партнеров по игре, поверить в целесообразность собственных предложений или вовремя уступить, не допуская возникновения конфликтных ситуаций, в которых нарушение норм нравственности одной из сторон неизбежно [4, с. 56].

Было проведено исследование на базе МБДОУ «Детский сад № 36» г. Воткинска Удмуртской Республики в старших группах «Дружная семейка» и «Звездочки». В исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет), посещающие две старшие группы указанного ДОУ. В число участников исследования по 15 детей из каждой группы, причем одна стала экспериментальной, а вторая – контрольной.

Работа проводилась в три этапа:

  1. Констатирующий этап, на котором было проведено выявление исходного уровня нравственных норм поведения детей.
  2. Формирующий этап, на котором была организована и проведена работа по использованию сюжетно-ролевых игр в формировании нравственных норм поведения детей.
  3. Контрольный этап, на котором было проведено повторное выявление уровня нравственных норм поведения детей, сравнительный анализ результатов диагностики и общий анализ результатов проведенного исследования.

Основным методом проведения исследования стало наблюдение за дошкольниками, проводимое в соответствии с методикой «Изучение осознания детьми нравственных норм», составленная на основе работ Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной.

На констатирующем этапе 20% дошкольников в обоих группах смогли назвать нравственную норму, правильно оценить поведение детей и мотивировать свою оценку; 67% в экспериментальной и 73% в контрольной смогли назвать нравственную оценку, правильно оценить поведение детей, но не мотивировали свою оценку; 13% в экспериментальной и 7% в контрольной оценивали поведение детей как положительное или отрицательное, но оценку не мотивировали и нравственную норму не сформулировали.

На формирующем этапе в экспериментальной группе была организована и проведена работа по использованию сюжетно-ролевых игр в формировании нравственных норм поведения дошкольников.

На контрольном этапе уровень нравственных норм поведения детей в контрольной группе не изменился. В экспериментальной группе 40% до-школьников (на 20% больше) смогли назвать нравственную норму, правильно оценить поведение детей и мотивировать свою оценку; 60% (на 7% меньше) смогли назвать нравственную оценку, правильно оценить поведение детей, но не мотивировали свою оценку; 0% (на 13% меньше) оценивали поведение детей как положительное или отрицательное, но оценку не мотивировали и нравственную норму не сформулировали.

На основе данных проведенного исследования можно сделать вывод о том, что сюжетно-ролевые игры – эффективное средство нравственного воспитания и развития личности дошкольника. Однако эффективность их использования в дошкольном учреждении полностью зависит от педагога, который должен правильно организовать работу. Процесс нравственного воспитания ребенка в сюжетно-ролевой игре, в первую очередь, должен носить ярко выраженный практический характер, ориентировать детей на применение усвоенных ими нравственных норм в различных ситуациях социального взаимодействия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Базарова Я.М. Сюжетно-ролевая игра как основа формирования личности ребенка дошкольного возраста // Наука и образование сегодня. – 2020. - № 12. – С. 117-119.

Малыхина А.С. Понятие о сюжетно-ролевой игре. Структурные элементы игры // Молодой ученый. – 2020. - № 22. – С. 539 – 542.

Петраш И.А. Нравственное воспитание средствами художественной литературы // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. – 2018. – С. 2378 – 2382.

Петрова С.Н. Модель взращивания культурного ребенка 2-8 лет на основе привития общечеловеческих ценностей в условиях дошкольной образовательной организации // Библиотека журнала Методист. – 2020. - № 3. – С. 1-57.

Чахчахова, Е.А. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / Е.А. Чахчахова // Актуальные проблемы развития науки и современного образования. – 2017. – С. 533 – 534.

 

Vysotskaya A.V.

student of the Department of Theory

and Methodology of Preschool and Primary Education

Elabuga Institute

Kazan Federal University

(Elabuga, Russia)

 

Gazizova F.S.

PhD, Associate Professor of the Department of Theory

and Methodology of Preschool and Primary Education

Elabuga Institute

Kazan Federal University

(Elabuga, Russia)

 

FORMATION OF MORAL NORMS

BEHAVIOR OF PRESCHOOL CHILDREN

THROUGH A STORY-ROLE-PLAYING GAME

 

Abstract: this article examines the features of the formation of moral norms of behavior of preschoolers, analyzes the result of the use of plot-role-playing games in the process of education and instilling moral norms in preschool children.

 

Keywords: plot-role-playing game, preschool children, moral norms of behavior.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Высоцкая А.В., Газизова Ф.С. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ // Вестник науки №6 (51) том 1. С. 19 - 24. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5747 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5747



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.