'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 1
  4. Научная статья № 5

Просмотры  211 просмотров

Емельянова Д.А., Чиркова А.С., Попугайло М.В.

  


ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВНЕДРЕНИЮ РОБОТОТЕХНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются возможности и перспективы внедрения дистанционных технологий и робототехники в процесс обучения студентов медицинского вуза на кафедре патологической физиологии. На основе анонимного опроса проводился анализ мнений и отзывов студентов об опыте применения таких технологий, а также были предложены различные варианты реализации робототехники   

Ключевые слова:
дистанционные технологии, внедрение робототехники, процесс обучения   


УДК 378.147

Емельянова Д.А.

студент

ФГБОУ ВО «Уральский Государственный медицинский университет» Минздрава России.

Кафедра патологической физиологии.

(г. Екатеринбург, Россия)

 

Чиркова А.С.

студент

ФГБОУ ВО «Уральский Государственный медицинский университет» Минздрава России.

Кафедра патологической физиологии.

(г. Екатеринбург, Россия)

 

Попугайло М.В.

кандидат медицинских наук, доцент

ФГБОУ ВО «Уральский Государственный медицинский университет» Минздрава России.

Кафедра патологической физиологии.

(г. Екатеринбург, Россия)

 

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ И ВНЕДРЕНИЮ РОБОТОТЕХНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

 

Аннотация: в статье рассматриваются возможности и перспективы внедрения дистанционных технологий и робототехники в процесс обучения студентов медицинского вуза на кафедре патологической физиологии.  На основе анонимного опроса проводился анализ мнений и отзывов студентов об опыте применения таких технологий, а также были предложены различные варианты реализации робототехники.

 

Ключевые слова: дистанционные технологии, внедрение робототехники, процесс обучения.

 

Введение

Современное человечество в XXI веке – информационном веке, включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией.  В отличие от индустриального общества, в котором главным было производство материальных благ, в нынешнем, постиндустриальном, обществе основным видом деятельности становится производство информации (под информацией понимается знание как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах вне зависимости от формы их представления, которое может быть записано на материальном носителе), и этот процесс называют информатизацией (отсюда и термин — информационное общество).

Информационный век проявляет и определяет себя в новых наукоемких технологиях, социальных, экономических и геополитических изменениях. Одной из наиболее важных особенностей современности является переход развитых стран мира от постиндустриального к информационному обществу, что обуславливает необходимость принятия неотложных мер по внедрению информационных и коммуникационных технологий в сферу образования и науки.

Информатизация образования – это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и использования учебных средств, реализующих возможности информационно-коммуникационных технологий. Эти технологии способны решать многие задачи, так как дают совершенно новые возможности для творчества, обучения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения [3].

Одним из важных элементов включения технологий в образовательный процесс является вопрос о внедрении робототехники в учебную деятельность. В связи с высокими темпами развития и постоянным улучшением техники, в информационном обществе остро выявляется потребность в использовании и практическом применении новинок и их интегрировании в важнейшие сферы жизни, в том числе и в образование с целью усовершенствовать его: сделать более доступным, упростить поиск необходимой информации, повысить успеваемость студентов, их заинтересованность в обучении [2]. Особенно нас интересует успешность данного процесса в такой дисциплине, как патологическая физиология.

Такие масштабные изменения в важнейшей сфере жизни населения неизбежно начинают вызывать интерес у людей по всему миру, а соответственно, и разное отношение к таким изменениям в зависимости от места проживания, возраста, социального и экономического статуса. И конечно, человеческие мнения по этому поводу начинают сильно разниться. Поэтому мы захотели проанализировать и сравнить представления студентов об информатизации образования не только с организационной, но и с психологической точки зрения, ведь процесс обучения охватывает те годы жизни человека, где он проходит этапы социализации, уходит в поиск себя и становится личностью, следовательно, все происходящее вокруг неминуемо влияет на него [1].

События 2020 года послужили быстрым скачком для повсеместного использования техники в обучении с целью соблюдения карантина: повсюду началось активное использование дистанционных технологий и резкий неожиданный переход на формат дистанционного обучения. Что и следовало ожидать, это не осталось без внимания, так как очень быстро начали появляться как студенты, довольно быстро приспособившиеся к такому формату, так и те, кому это далось тяжело.

Цель исследования: выявить отношения студентов, проживающих на территории России, к внедрению различных технологий и робототехники в образовательный процесс; определить как положительные, так и отрицательные стороны на основе их мнения; сравнить традиционное и информатизированное образование.

Метод исследования: оценка и анализ полученных данных проводилась с помощью анонимного анкетирования, проведенного среди студентов по всей России. В анкетирование были включены вопросы об успеваемости студентов, об их отношении к внедрению робототехники в образование и к дистанционным технологиям в целом. Принимались во внимание проблемы, с которыми сталкивались студенты при переходе от классического образования к дистанционному, а также преимущества такого формата и возможные пожелания анкетируемых, которые бы способствовали совершенствованию образования с использованием технологий.

Для студентов медицинских вузов также остро необходимы способы повышения качества и эффективности образовательной деятельности, технологическое перевооружение учебного процесса по патологической физиологии, углубление интеграции (в том числе и международной) образования, науки и практики для более фундаментального изучения дисциплины в тандеме преподавателя и студента для преодоления барьеров между ними. Достижение таких целей представляется наиболее вероятным именно при помощи информационных технологий.

Результаты исследования и их обсуждение:

По результатам проведенного опроса, в котором приняло участие 100 человек, 49% студентов из Екатеринбурга, 49% студентов из других городов России и 2% иностранцев, проживающих на территории России, мы выяснили следующее:

– успеваемость студентов России в среднем составляет оценку «хорошо» за экзамены (51%), далее – «отлично» 33% и «удовлетворительно» – 16%;

– при этом 41% студентов сталкивались с трудностями при обучении с помощью дистанционных технологий с 2020 года;

– 79% опрошенных высоко оценивают уровень применения дистанционных технологий для учебы в стране, остальные 21% считают, что еще есть, куда стремиться;

– подавляющее большинство анкетируемых (87%) считает нужным внедрение робототехники в образовательный процесс, подкрепляя это аргументами, о которых пойдет речь далее.

Студентами были предложены следующие варианты реализации робототехники и её преимущества:

  1. Слежка роботов за ходом экзаменов в многочисленных аудиториях, так как экзаменаторам сложно наблюдать за большим количеством людей одновременно. Это также будет предотвращать возможное списывание.
  2. Использование робототехники студентами-инвалидами. По словам студентов, оно бы существенно упростило процесс обучения и усвоения ими знаний.
  3. Робототехника могла бы заменить монотонную работу преподавателя (проверку тестов, контролей) для повышения времени и эффективности коммуникации между студентом и преподавателем.

Проанализировав мнения студентов, можно говорить об определенных преимуществах подобных форм организации учебного процесса с использованием информационных технологий:

  1. Становится возможной принципиально новая организация самостоятельной работы студентов. Появляется возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, что способствует личностно-ориентировочному подходу к изучению материала.
  2. Возрастает интенсивность учебного процесса, к которому могут присоединяться ведущие специалисты.
  3. У студентов появляется дополнительная мотивация к познавательной деятельности.
  4. Доступность учебных материалов в любое время и долговременное хранение нужной информации.
  5. Возможность самоконтроля степени усвоения материала по каждой теме неограниченное количество раз, что улучшает запоминание тем и успеваемость.

В то же время, были выявлены и негативные стороны, которые также включали в себя психологические аспекты:

  1. Отсутствие хорошо подготовленной платформы для проведения занятий, вследствие чего появлялись проблемы с организацией и проведением занятий.
  2. Снижение обучаемости и посещаемости занятий ввиду отсутствия четкой системы учебного процесса.
  3. Отсутствие живого контакта между преподавателем и студентом, комплексного общения в минуту времени без временных и пространственных преград и отсутствие живого общения между самими студентами.
  4. Ухудшение как физического, так и психического здоровья из-за долго нахождения на одном месте перед экраном используемого для обучения гаджета.

Выводы:

  1. Студенты считают важным и нужным использование информационных технологий и робототехники, которое улучшило бы образовательный процесс. Несмотря на то, что они высоко оценили уровень развития дистанционного образования в стране, студенты с высокой успеваемостью («хорошо» и «отлично» – 84%) испытывали трудности при отходе от классической модели обучения, так как уделяли большое внимание процессу и целиком погружались в него, переживая за организацию занятий и получение знаний.
  2. Для решения подобных проблем студентами были предложены комплексный подход к образованию как с точки зрения студента, так и преподавателя, и организация совместных научных экспериментов с использованием различных технологий и робототехники, что сделает для обеих сторон переход от классической модели образования к информационной более динамичным и результативным.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Кислинская М. В. Психологический аспект использования информационных технологий в образовательном процессе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. №35-1. С. 166-170.

Оспенникова Елена Васильевна, Ершов Михаил Георгиевич, Оспенников Андрей Анатольевич Применение образовательной робототехники в учебном процессе по физике // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2016. №12. С. 116-141.

Ринат Фаритович Бурнашев, Нилуфар Баходировна Нематуллаева ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ XXI ВЕКА // Science and Education. 2021. №3. С. 206-210.

 

Emelianova D.A.

student

Ural state medical university. Department of Pathological Physiology.

(Ekaterinburg, Russia)

 

Chirkova A.S.

student

Ural state medical university. Department of Pathological Physiology.

(Ekaterinburg, Russia)

 

Popugaylo M.V.

candidate of Medical Sciences, Docent

Ural state medical university. Department of Pathological Physiology.

(Ekaterinburg, Russia)

 

STUDENTS' ATTITUDE TO THE USE OF REMOTE

TECHNOLOGIES AND THE IMPLEMENTATION OF ROBOTICS

IN THE EDUCATIONAL PROCESS

 

Abstract: the article discusses the possibilities and prospects for the introduction of remote technologies and robotics in the learning process student of a medical university at the Department of Pathological Physiology. Based on an anonymous survey, an analysis was made of the opinions and feedback of students on the experience of using such technologies, and various options for implementing robotics were proposed.

 

Keywords: remote technologies, implementation of robotics, learning process.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Емельянова Д.А., Чиркова А.С., Попугайло М.В. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВНЕДРЕНИЮ РОБОТОТЕХНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС // Вестник науки №6 (51) том 1. С. 30 - 37. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5749 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5749



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.