'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 1
  4. Научная статья № 6

Просмотры  277 просмотров

Ильин А.А., Шатилова Л.М.

  


МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются основные аспекты применения современных мультимедийных технологий на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе. На сегодняшний день мультимедийные технологии активно интегрируются в самые разные сферы человеческой жизни, в том числе и в образовательный процесс. Для того, чтобы оценить эффективность методики обучения немецкому языку с использованием мультимедийных технологий, были проанализированы основные различные точки зрения на понятие «мультимедиа», рассмотрены основные преимущества использования мультимедийных технологий на уроках немецкого языка, а также изучен вопрос интеграции мультимедийных технологий в ход образовательного процесса   

Ключевые слова:
образование, педагогика, методика преподавания иностранных языков, немецкий язык, мультимедийные технологии   


УДК 37.07

Ильин А.А.

студент 2 курса магистратуры, факультет иностранных языков

Государственный гуманитарно-технологический университет

(г. Орехово-Зуево, Россия)

 

Шатилова Л.М.

д-р филол. наук, доцент,

профессор кафедры германистики и лингводидактики ИИЯ МГПУ

Московский городской педагогический университет

(г. Москва, Россия)

 

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ

МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

 

Аннотацияв статье рассматриваются основные аспекты применения современных мультимедийных технологий на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе. На сегодняшний день мультимедийные технологии активно интегрируются в самые разные сферы человеческой жизни, в том числе и в образовательный процесс. Для того, чтобы оценить эффективность методики обучения немецкому языку с использованием мультимедийных технологий, были проанализированы основные различные точки зрения на понятие «мультимедиа», рассмотрены основные преимущества использования мультимедийных технологий на уроках немецкого языка, а также изучен вопрос интеграции мультимедийных технологий в ход образовательного процесса.

 

Ключевые слова: образование, педагогика, методика преподавания иностранных языков, немецкий язык, мультимедийные технологии.

 

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью детального изучения особенностей методики применения современных мультимедийных технологий на уроках немецкого языка ввиду недостаточной освещенности данной темы в научной педагогической литературе.

Целью статьи является теоретическое обоснование степени интеграции в мультимедийных технологиях на уроках немецкого языка.

Фактические во всех сферах человеческой деятельности на сегодняшний день задействуются различные средства информационных технологий. Сфера образования и науки в этом вопросе не является исключением. Мультимедийные технологии являются самодостаточным средством образовательного процесса наравне с традиционными средствами. Их гармоничное сочетание позволяют достичь всех поставленных целей обучения, в том числе и на уроках немецкого языка.

Мультимедийные технологии позволяют значительно разнообразить ход образовательного процесса, развить личностные качества обучающихся, которые по окончанию обучения помогут им лучше адаптироваться на рабочем месте. С помощью мультимедийных технологий учитель делает процесс изучения немецкого языка активным и творческим, что не может не сказаться на результатах обучения в целом.

Само по себе понятие «мультимедиа» имеет множество трактовок. Рассмотрим некоторые из них:

Ряд ученых под понятием мультимедиа подразумевают информационные ресурсы, которые создаются на базе технологии обработки и структуризации информации разных типов [1]. Также под мультимедиа подразумевается специальное компьютерное ПО, которое позволяет работать с различного рода информацией.

В своей книге «Технологии создания электронных обучающих средств» Г.А. Краснова дает следующее определение понятию «мультимедийных технологий» –особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.п.) [5]. Автор отмечает, что благодаря использованию мультимедийных технологий на уроках немецкого языка учитель может

индивидуализировать процесс обучения с учетом персональных особенностей восприятия информации каждого ученика. Обучающиеся, при обучении которых активно используются мультимедийные технологии намного быстрее овладевают лексико-грамматическими навыками, а также становятся способными переносить языковой материал в другие виды не только речевой, но и профессиональной деятельности.

Согласно данным, полученным Г. Кирмайером, использование мультимедийных технологий повышает эффективность усвоения материала до 75%[4].

В настоящее время несмотря на высокий уровень развития высоких технологий и интернета, немецкий язык остается учебным предметом, который обучающиеся осваивают в искусственной языковой среде. Именно поэтому перед разработчиками УМК и непосредственно перед педагогом встает важная задача – компенсировать отсутствие естественной языковой среды различными техническими средствами, в том числе и с помощью мультимедийных технологий.

Если ранее при обучении немецкому языку у учителя была возможность задействовать только светотехнические и звукотехнические средства, то сейчас уровень технического оснащения школы значительно вырос. При подготовке и проведении занятий учитель немецкого языка активно пользуется компьютером, мультимедийным учебником, интернетом и различными информационными образовательными интернет-ресурсами.

Если раньше в центре образовательного процесса стоял учитель, т.е. именно учитель играл роль источника информации), то сейчас его место занимают сами обучающиеся. Кроме того, обучающиеся занимают уже не пассивную, а активную роль. Мультимедийные технологии – это ключ к решению одной из самых острых проблем современной методики обучения немецкому языку – ориентации всего процесса обучения на активную самостоятельную работу обучающихся, а также обеспечения всех необходимых условий для самовыражений и саморазвития обучающихся.

 Обучающиеся имеют возможность непосредственного контакта с первоисточниками информации:

  • они могут самостоятельно включить и посмотреть презентацию на персональном компьютере;
  • могут самостоятельно послушать подкаст, радиошоу или посмотреть обучающий видеоролик;
  • могут самостоятельно знакомится с аутентичными новостными и образовательными сайтами, а также общаться с носителями языка на специальных образовательных ресурсах для обмена языковым опытом.

 Однако, учителю немецкого языка важно понимать, что мультимедийные технологии не определяют содержание обучения. Это просто инструмент, который необходимо использовать учитывая его дидактические и методические возможности.

Сегодня главными задачами учителя на уроках немецкого языка с использованием мультимедийных технологий являются:

  • обеспечение поддержки учебной работы обучающихся;
  • обеспечение безопасности при реальной коммуникации обучающихся с носителями немецкого языка;
  • обеспечение технической и информационной безопасности обучающихся при работе с информационными фондами;
  • стимуляцию активного познавательного интереса и мотивацию к изучению немецкого языка.

Мультимедийные технологии могут быть как частью процесса обучения немецкому языку, т.е. непосредственно быть использованы на уроках всего в течении нескольких минут, так и полноценным и самодостаточным средством обучения, который будет использоваться в течение всего учебного занятия.

Мультимедийные технологии могут стать основой для урока-открытия нового материала, урока-закрепления изученного материала, а также на уроках обобщения и систематизации знаний. При работе над мультимедийными презентациями, например, при создании учебного проекта, обучающиеся способы в полной мере проявить свои креативные способности. Если при создании учебного плаката или постера преимущество получали обучающиеся с развитыми навыками рисования, то сейчас программы для создания мультимедийных презентаций позволяют создать красивый и насыщенный учебный проект без специальных навыков.

Мультимедийные технологии являются одной из возможных основ при планировании проектной деятельности на уроках немецкого языка. Во-первых, мультимедийные презентации позволяют учителю четко выстроить структуру урока, представить информацию в нужной последовательности, пропорциях и темпе, активизировать внимание учащихся, особенно в период его естественного спада (20-25 от начала урока)[3]. Во-вторых, мультимедийные средства дают возможность учителю практически полностью компенсировать недостаток контакта с аутентичной языковой средой. В-третьих, работа с большим количеством информации в интернет-пространстве позволяет обучающимся отработать такие метапредметные навыки как анализ информации, ее отбор, а также навыки критического мышления.

 Мультимедийные технологии также можно использовать при планировании учебного процесса по «гонконгской»-модели при обучении немецкому языку. Модель перевернутого класса, как мы знаем, предполагает, что обучающиеся готовятся к предстоящему уроку немецкого языка самостоятельно с помощью рекомендованных учителем информационных ресурсов. Этими ресурсами могут быть такие мультимедийные средства как электронный мультимедийный учебник, информационный образовательный интернет-портал, а также обучающий видеофильм.

В своей работе «Методические аспекты применения информационных технологий в преподавании иностранного языка» Ю.Н.Башурина выделяет следующие мультимедийные средства, которые применяются в лингводидактике[3]:

  • Мультимедийные учебники;
  • Электронные словари;
  • Текстовые, графические, аудио и видео материалы на немецком языке;
  • Интерактивные учебные программы и порталы;
  • Специальное программное обеспечение (программы для создания презентаций, докладов).
  • Социальные сети и другие электронные средства общения (мессенджеры, форумы, чаты, e-mail-сообщения).
  • Персональный компьютер с доступов в сеть Интернет.

Мультимедийные учебники позволяют обучающимся прорабатывать новый лексический материал, задействуя все каналы восприятия. Они могут не только прочитать слово, но и прослушать его и увидеть графическое изображение иллюстрирующее значение слова. Обучающиеся, которые занимаются по мультимедийному учебнику немецкого языка быстрее преодолевают психологические барьеры, которые часто мешают обучающимся начать активно разговаривать на немецком языке.

Для использования мультимедийных технологий на уроке немецкого языка школьный класс должен иметь достаточных уровень технического оснащения. В нем должен иметься персональный компьютер, мультимедийный проектор, оборудование для воспроизведения аудиоматериалов. В идеальных условиях, каждому ученику необходимо иметь планшет, в котором установлено специальное программное обеспечение, которое позволяет воспроизводить материалы мультимедийного учебника. Уроки, которые по своей структуре предполагают проверку знаний, можно проводить в кабинетах информатики, где в наличии есть персональные компьютеры. В этом случае для проверки знаний можно использовать компьютерное тестирование. Нельзя не отметить тот факт, что использование такой мультимедийной технологии как компьютерное тестирование, помогает учителю значительно сократить время на проверку результатов самостоятельной/контрольной работы. Обучающиеся же в свою очередь могут получить моментальную обратную связь, сразу проанализировать свои ошибки и учесть их при следующем компьютерном тестировании. В случае же проведения классического тестирования в тетрадях обучающиеся получают обратную связь лишь спустя время, что значительно затрудняет анализ допущенных ошибок.

Говоря об использовании мультимедийных технологий на уроках немецкого языка, стоит также отметить, что учителю предоставляется возможность пользоваться огромной базой готовых презентаций, видеоматериалов и аудиоматериалов, тогда как ранее инструментарий учителя был ограничен его собственными методическими разработками, разработками коллег по школе и рекомендованными материалами к УМК. Доступ к готовым и в то же время апробированным эффективным учебным материалам позволяет педагогу значительно сократить энергозатраты, при этом поддерживая динамичность, разнообразие и результативность обучения на высоком уровне.

Методика применения мультимедийных технологий на уроках немецкого языка – это одно из самых перспективных для изучения направлений в современной методике преподавания иностранных языков. Некоторые методисты и педагоги считают, что мультимедийные технологии не способны полностью заменить традиционные методы обучения иностранным языкам. Другие же придерживаются мнения, что немецкому языку можно эффективно обучать полностью в мультимедийном цифровом формате. Мы же придерживаемся, что на сегодняшний день самым оптимальным вариантом является сочетание мультимедийных и традиционных технологий при обучении иностранному языку. На наш взгляд, необходимо более детальное изучение эффективности использования мультимедийных технологий для выявления потенциальных недостатков и слабых сторон, именно эта тема станет вектором наших будущих исследований.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Анисимова. Н. С. Мультимедиа-технологии в образовании: понятия, методы, средства: монография / Н.С.Анисимова; Под ред. Г.А.Бордовского. - СПб. : Изд-во РТУ им. А.И.Герцена, 2002. - 89 с.

Арапова Светлана Андреевна Мультимедийные средства обучения на уроке иностранного языка // Пермский педагогический журнал. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynye-sredstva-obucheniya-na-uroke-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 18.05.2022).

Баширова Юлия Николаевна Методические аспекты применения информационных технологий в преподавании иностранного языка // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. №2 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-primeneniya-informatsionnyh-tehnologiy-v-prepodavanii-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 18.05.2022).

Кирмайер Г. Мультимедия. М.:Малип,1994. - 120 с.

Краснова Г.А., Соловов А.В., Беляев М.И. Технологии создания электронных обучающих средств. - Издание 2-е, исправленное и дополненное изд. - М.: Московский государственный индустриальный университет, 2002. - 304 с.

 

Ilin A.A.

2nd year Master's student, Faculty of Foreign Languages

State University of Humanities and Technology

(Orekhovo-Zuevo, Russia)

 

Shatilova L.M.

Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of the Department

of Germanistics and Linguodidactics of the IFL MCU

Moscow City University

(Moscow, Russia)

 

METHODS OF USING MODERN MULTIMEDIA

TECHNOLOGIES IN GERMAN LANGUAGE LESSONS

 

Abstractthe article discusses the main aspects of the use of modern multimedia technologies in German language lessons in secondary schools. Today, multimedia technologies are actively integrated into various spheres of human life, including the educational process. In order to evaluate the effectiveness of the German language teaching methodology using multimedia technologies, the main different points of view on the concept of "multimedia" were analyzed, the main advantages of using multimedia technologies in German lessons were considered, and the issue of integrating multimedia technologies into the educational process was studied.

 

Keywordseducation, pedagogy, methods of teaching foreign languages, German language, multimedia technologies.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Ильин А.А., Шатилова Л.М. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА // Вестник науки №6 (51) том 1. С. 38 - 46. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5750 (дата обращения: 02.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5750



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.