'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 1
  4. Научная статья № 10

Просмотры  79 просмотров

Мартынович Е.Ю.

  


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрены теоретические основы развития эмоциональной сферы старших дошкольников. А также обоснована необходимость психолого- педагогического сопровождения детей с расстройством эмоциональной сферы   

Ключевые слова:
эмоциональная сфера, психолого-педагогическое сопровождение, старшие дошкольники, эмоции, нарушения эмоциональной сферы   


УДК 1

Мартынович Е.Ю.

Магистрант

Психолого-педагогическое образование
направленность (профиль) подготовки

Психолого-педагогическое сопровождение развития личности

Кемеровский государственный университет

Институт образования

(Россия, г. Кемерово)

 

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

 

Аннотация: в данной статье рассмотрены теоретические основы развития эмоциональной сферы старших дошкольников. А также обоснована необходимость психолого- педагогического сопровождения детей с расстройством эмоциональной сферы.

 

Ключевые слова: эмоциональная сфера, психолого-педагогическое сопровождение, старшие дошкольники, эмоции, нарушения эмоциональной сферы.

 

Развитие эмоциональной сферы, на сегодняшний день является актуальным вопросом, т.к. можно наблюдать в обществе прогрессивное увеличение количества эмоционально неуравновешенных детей, а также детей, к которым очень сложно найти подход [3]. Эмоциональная сфера начинает свое развитие с момента рождения ребенка и в процессе его взросления и социализации в обществе и включает в себя следующие составляющие, представленные на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Развитие эмоциональной сферы

 

Эмоциональная сфера у детей в дошкольном возрасте имеет следующие этапы развития:

От 1 года до 3 лет эмоциональная сфера ребенка имеет прочную зависимость от поведения взрослых. Реакции ребенка на взаимоотношения со взрослыми строятся на осознании значимости в семье и реакциях на поведение ребенка. В данном случае отсутствуют такие составляющие, как эмпатия, отзывчивость, терпение и т.п. Преобладает эгоцентризм, яркая эмоциональность. Дети в данном возрасте с легкостью манипулируют взрослыми, при условии максимального родительского внимания к капризам и истерикам ребенка. В этот период не умеет предвидеть последствий своих действий, а эмоциональные реакции на те или иные взаимодействия с родителями основываются на памяти, т.е. ребенок ведет себя так, как привык себя вести, зная, что таким поведением ребенок получает желаемое. Также в этот период оценка взрослого играет важную роль в формировании эмоциональной сферы ребенка, формируются задатки самооценки ребенка (меня хвалят – я хороший; меня ругают – я плохой). Общение взрослых и ребенка должны иметь четко обозначенные рамки для ребенка в воспитании (бить животных – нельзя, брать со стола нож – нельзя; играть – можно, и т.п.) [2.]

В 4-5 лет эмоциональная сфера ребенка становится более разнообразной: удивление, ревность, гнев, нежность, застенчивость и другие эмоции. При нормальном формировании эмоциональной сферы ребенок чаще всего пребывает в спокойном состоянии, в игре – радостный, при ушибе – испытывает боль и плачет. При нарушении эмоциональной сферы ребенка может быть чрезмерная раздражительность (не ту игрушку предложили или чужую игрушку не дали, ревность к родному братику или сестренке и т.п.). Также в этом возрасте дети способны уже понимать мимику людей (сердится, радуется, удивляется и т.п.).

В старшем дошкольном возрасте 5-7 лет, характерно проявление эмоциональной сферы, основанной на причинно-следственной связи, например, ребенок зная, что завтра его день рождения, предвкушает получение подарков, радуется будущему событию. Или, например, разбил мамин телефон, и ребенок чувствует, что за этим последует наказание. Эмоциональная сфера в норме, если реакции ребенка соответствуют предыдущему или будущему событию (подарили игрушку – радуется; или страх перед наказанием). В случае, если ребенок чрезмерно капризничает в этом возрасте, кричит, и сильно эмоционирует, например, если не покупают интересующую игрушку, то ребенку требуется психологическая помощь специалиста [4].

Выделим некоторые особенности развития эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста:

- ребенок ещё не может управлять своими эмоциями, переживаниями;

- ребёнок осваивает социальные формы проявления чувств и эмоций;

- чувства и эмоции у ребёнка в старшем дошкольном возрасте становятся более разумными и произвольными;

- в старшем дошкольном возрасте у ребёнка начинают формироваться высшие чувства (эстетические, нравственные, интеллектуальные).

Для развития эмоциональной сферы ребёнка важны доброжелательные взаимоотношения в семье [1].

Неправильное общение в семье, как правило приводит:

- односторонняя привязанность, чаще всего к матери, приводит к ослаблению мотивации в общении со сверстниками;

- ревность при появлении второго ребёнка в семье, первый ребёнок начинает чувствовать себя обделённым;

- выражение взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребёнку, приводит к тревожности.

Психолого-педагогическое сопровождение в дошкольной образовательной организации необходимо для развития эмоциональной сферы дошкольников. Показанием для психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста могут быть следующие характеристики:

- непонимание своих и чужих эмоций;

- отсутствие сопереживания человеку, нуждающемуся в поддержке;

- неумение управлять своими эмоциями;

- нежелание общаться со сверстниками или взрослыми (даже при необходимости, просьбе);

- отсутствие или неполное представление о себе и своих желаниях (потребностях);

- чрезмерная необоснованная ревность к членам семьи и др.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством эмоциональной сферы должно иметь следующие направления:

- занятия на развитие коммуникативных навыков (детей учат правильно выражать свои мысли и эмоции, распознавать эмоции людей, сопереживать, просить прощение, прощать, просить и другие важные коммуникативные составляющие общения);

- занятия на самопознание (ребенок, который понимает свои эмоции, способен объяснить свои переживания, желания и эмоции, а также понимает причины и следствие определенных ситуаций) [2];

- занятия на формирование навыков управления эмоциями;

- работа с родителями воспитанников, с келью создания благоприятных условий развития эмоциональной сферы дошкольников.

Таким образом, целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста позволяет создать условия для эффективного развития эмоциональной сферы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Изард К. Эмоции человека (доп. и перераб.) / К. Изард. – СПб.: 2000.

Подольский, А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков : учебное пособие для вузов / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 124 с.

Фрейд З. Малое собрание сочинений; Азбука, Азбука-Аттикус / З. Фрейд. – М.: 2011. - 992 c.

Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 457 с.

 

Martynovich E.Y.

Master's student

Kemerovo State University

(Kemerovo, Russia)

 

DEVELOPMENT OF THE EMOTIONAL SPHERE

SENIOR PRESCHOOLERS BY MEANS OF

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

 

Abstract: this article discusses the theoretical foundations of the development of the emotional sphere of older preschoolers. The necessity of psychological and pedagogical support of children with emotional disorders is also substantiated.

 

Keywords: emotional sphere, psychological and pedagogical support, senior preschoolers, emotions, disorders of emotional.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Мартынович Е.Ю. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ // Вестник науки №6 (51) том 1. С. 58 - 62. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5754 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5754



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.