'
Надымова Е.А.
ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ *
Аннотация:
в статье рассматриваются правового просвещения обучающихся и возможности организации правового просвещения на уроках литературы
Ключевые слова:
правовое просвещение, литература, художественные произведения
УДК 372.8
Надымова Е.А.
магистрант группы ZM411,
факультета педагогики и методики начального образования
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
(г. Пермь, Россия)
ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация: в статье рассматриваются правового просвещения обучающихся и возможности организации правового просвещения на уроках литературы.
Ключевые слова: правовое просвещение, литература, художественные произведения.
Любое государство заинтересовано в том, чтобы подрастающее поколение знало и уважало действующие на его территории законы. При этом крайне важно, чтобы молодежь не только знала и уважала законы, но и понимала их сущность, стремилась их соблюдать. Только тогда мы сможем говорить о высоком уровне правосознания и правовой культуры подрастающего поколения. Лишь при постоянном проведении политики правового воспитания и просвещения детей и молодежи и формировании в результате этого высокой правовой культуры молодежи могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет неотчуждаемых прав и свобод человека, обеспечение их защиты. Поэтому проблема правового просвещения в школе в настоящее время остаётся актуальной.
Правовое просвещение есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду; развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции.
Эффективное правовое воспитание невозможно без организации школьной жизни в соответствии с нормами права, без создания в школе правового пространства - это тот фундамент, на котором следует формировать современную правовую культуру участников образовательного процесса.
Создание в школе правового пространства позволяет формировать у школьника социально значимые качества, необходимые ему в будущем для умения защищать свои права, быть законопослушным и проявлять правовую активность в необходимых ситуациях.
Уроки литературы как раз и являются теми школьными дисциплинами, которые невозможно представить себе без аспекта духовно-нравственного и патриотического воспитания. Именно на этих уроках учащиеся постигают всю глубину и силу таких общечеловеческих понятий, как честь, любовь к Родине, долг перед Отечеством, патриотизм, гуманизм, гражданственность. Действенность уроков литературы в том, что они связаны с жизнью людей, постоянно обогащают духовный мир учащихся, воспитывают культуру чувств и духовных переживаний, способны помочь формированию нравственной личности. Сила художественной литературы в том, что она всегда ставила перед людьми самые широкие нравственные, общественные, философские проблемы и пыталась разрешить их в моделировании конкретных жизненных ситуаций, в острых конфликтах, раскрывающих характеры и духовный мир человека
Знакомство с художественными произведениями и анализ прочитанного позволяют сформировать у школьников оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учат применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности. Дети начинают понимать смысл нравственно-правовых требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности. В результате правового просвещения у детей формируются наиболее важные нравственные качества, которые являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности.
Таким образом, уроки литературы являются эффективным средством правового просвещения обучающихся. Подводя итог, хотелось бы так же отметить, что в современной школе педагогам необходимо обеспечить целостный, непрерывный, поэтапный процесс правового образования школьников, базирующийся на принципах дозирования правовой информации, последовательного включения учащихся в круг правовых проблем, опоры на собственный правовой опыт детей, использования интерактивных методов обучения, комплексного характера контроля за усвоением учебного материала и выработкой навыков правомерного поведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Гражданское образование6 содержание и активные методы обучения. Под ред. С.Шехмера и Н.Воскресенской. – М.:1997г.
Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях. Материал всероссийской научно-практической конференции 12-13 апреля 2000г. – М.:2001г.
Смагина А.И. Права ребенка. – Минск:1997г.
Правовое образование: организация внеурочной работы. –М.:2002г.
Nadymova E.A.
Master's student,
Faculty of Pedagogy and Methods of Primary Education
Perm State Humanitarian Pedagogical University
(Perm, Russia)
THE PROBLEM OF LEGAL EDUCATION
STUDENTS IN LITERATURE LESSONS
Abstract: the article discusses the legal education of students and the possibilities of organizing legal education in literature lessons.
Keywords: legal education, literature, works of art.
Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 1
Ссылка для цитирования:
Надымова Е.А. ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ // Вестник науки №6 (51) том 1. С. 63 - 66. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5755 (дата обращения: 29.03.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*