'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 1
  4. Научная статья № 13

Просмотры  87 просмотров

Сафонова В.С.

  


РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности роли преподавателя высшего учебного заведения, как она изменилась вместе с изменением подхода к образовательному процессу в целом, а также новые функции, которые появились у преподавателя я с учетом этих изменений   

Ключевые слова:
роль, преподаватель, высшее учебное заведение, образование   


УДК 378

Сафонова В.С.

преподаватель кафедры английского языка естественных факультетов

Белорусский государственный университет

(Беларусь, г. Минск)

 

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО

УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности роли преподавателя высшего учебного заведения, как она изменилась вместе с изменением подхода к образовательному процессу в целом, а также новые функции, которые появились у преподавателя я с учетом этих изменений.

 

Ключевые слова: роль, преподаватель, высшее учебное заведение, образование.

 

Смена направленности образовательной системы в сторону концепции непрерывного обучения на протяжении всей жизни заставила пересмотреть многие ее аспекты, в том числе и роль преподавателя. Если раньше он в основном выступал в качестве «передатчика» накопленных за годы учебы и работы знаний, то сегодня, когда информация является более чем доступной абсолютно для всех участников образовательного процесса, эта функция теряет свое значение. Тем не менее, нельзя утверждать, что можно было бы совсем обойтись без преподавателя. Благодаря своему опыту, знаниям и глубокому пониманию учебного предмета он способен направить обучающихся в нужном направлении и помочь получить именно те знания, которые будут наиболее ценными в рамках профессионального и личностного развития для каждого студента в отдельности. Таким образом, из «передатчика» преподаватель становится «проводником» в мире информации.

Сложность роли «проводника» заключается в том, что студенты приходят в высшие учебные заведения с разным набором опыта и знаний, а также с разными образовательными целями, вследствие этого, для каждого необходимо обеспечить помощь в построении собственной образовательной траектории, которая позволила бы наиболее полно раскрыть потенциал студентов и обеспечить удовлетворение их индивидуальных запросов, а следовательно, и достижения их собственных целей.

Еще одна трудность в выполнении этой функции заключается в том, что чтобы понять, какие цели преследует студент, преподавателю необходимо установить со студентами диалог, строящийся на взаимном уважении, в рамках которого может осуществляться свободный обмен знаниями и мнениями. Именно терпимость преподавателя к критическим суждениям, по мнению самих студентов является неотъемлемой частью реализации успешного процесса обучения. Такая позиция обучающихся была выявлена в рамках социологического опроса, проведенного в 2008 году на факультете философии и социальных наук БГУ [1].

Для этого преподаватель должен показать, что мнение студентов является также значимым, продемонстрировать, что он находится на равных с ними, что может быть трудным для преподавателей с большим профессиональным опытом. При этом роль преподавателя не должна размываться, так как только его авторитет в глазах студента позволит им прислушиваться к его мнению и следовать советам и рекомендациям.

Здесь мы снова возвращаемся к личности преподавателя, ведь именно от ее уникального набора качеств, зависит сможет ли преподаватель стать для обучающихся авторитетом. У компетентного педагога, по мнению Е. С. Романовой, должны быть следующие личностные качества, интересы и склонности: склонность к работе с обучающимися; умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой; высокая степень личной ответственности; самоконтроль и уравновешенность; терпимость, безоценочное отношение к людям; интерес и уважение к другому человеку; стремление к познанию, саморазвитию; оригинальность, находчивость, разносторонность; тактичность; целеустремленность; артистизм; требовательность к себе и другим [2]. Все эти характеристики позволяют создать позитивный образ преподавателя у студентов, обеспечить его авторитет в их глазах, а значит, и построить тот самый диалог, основанный на взаимном уважении, позволяющий работать в сотрудничестве, при котором преподаватель и студент являются равноправными участниками образовательного процесса.

Однако, каким бы замечательным человеком и компетентным в своей профессиональной области не являлся преподаватель, в рамках массового обучения невозможно уделять каждому студенту большое количество внимания. А учитывая, ограниченное количество часов, выделяемое на изучение любой дисциплины, не представляется возможным поделиться всеми знаниями по конкретной теме. Дело не только в том, что она является очень обширной, но и в том, что сегодня обновление знаний в любой сфере происходит в разы быстрее, из-за чего необходимо постоянно держать руку на пульсе. Из этого следует, что со всей этой информацией, выходящей за рамки учебных часов, студентам необходимо работать индивидуально. И здесь проявляется еще одна функция преподавателя, которая в современном мире имеет огромное влияние на образовательную и профессиональную судьбу студента – развитие учебной автономности студентов. В этой роли преподаватель выступает как консультант и помощник, оказывающий психосоциальную и техническую поддержку, дающий методические рекомендации по работе с различными учебными материалами [3].

Сложность здесь зачастую заключается в том, что у многих первокурсников, навыки самостоятельной работы по поиску и анализу информации развиты в минимальной степени, а также они показывают слабое владения различными стратегиями и тактиками обучения. Преподавателю необходимо быть готовым, что для того, чтобы студенты смогли качественно работать с информацией и изучать что-то самостоятельно, может понадобиться время и его пристальный контроль. Зачастую многие приемы и методы по поиску, анализу и запоминанию новой информации могут быть продемонстрированы в рамках практических занятий, где преподаватель сможет проконтролировать правильность их использования и оказать помощь с возникнувшими в процессе трудностями.

Также, во многих случаях являются полезными рекомендации преподавателя, предлагаемые студентам в виде памятки. Туда могут быть включены: методическая литература, рекомендуемая к использованию по учебной дисциплине и конкретной теме; интернет-источники, которые предоставляют правдивую и полезную информацию и являются надежными для использования; несколько приложений или образовательных платформ, которые могут быть свободно использованы студентами, а также любая другая информация, которая может быть систематизирована и полезна для обучающихся по мнению преподавателя.

Таким образом, на плечи преподавателя ложиться ответственность не только за организацию работы студентов в учебное время, непосредственно во время лекционных и практических занятий, но также и в свободное время обучающихся.

Как было упомянуто выше, студенты могут обратиться к преподавателю с вопросами по интернет-источникам, а также различным программам и приложениям, которые могут быть использованы для обучения. Знание коммуникативно-информационной среды и умение жить и работать в ней сегодня является тем обязательством для преподавателя, которое диктует само время. Технологии развиваются очень быстро, а современные обучающиеся уже находятся в их окружении с рождениями, поэтому цифровой язык и видеоматериалы зачастую являются для них более привычными и понятными, чем какие-либо другие. Поэтому в области информационных технологий преподаватель также должен быть достаточно компетентным для понимания того, как заинтересовать студента и облегчить для него учебный процесс.

И это касается не только рекомендаций для самостоятельного изучения, но и также самих занятий, в которые сегодня необходимо включать интерактивные элементы, которые будут вызывать у студентов дополнительную мотивацию и желание быть включенным в образовательный процесс. Информационные технологии является для современных студентов необходимым условием создания комфортного учебного процесса.

Интерактивность (диалог между преподавателем и студентами) на занятии создается не только за счет использования современных информационных технологий, но также и за счет использования разнообразных методов, которые подразумевают активное вовлечение студентов в учебный процесс. Среди них можно выделить игровые и неигровые методы.

К первым относятся методы, позволяющие в игровой форме создать ситуации, целью которых помимо овладевания новыми знаниями, является усвоение норм и правил поведения в обществе и формирование социального опыта. В качестве примера можно привести все возможные викторины и квизы, ролевые игры, деловые, дидактические и так далее.

К неигровым методам относятся:

  • исследовательский метод, который предполагает самостоятельное изучение поставленного перед студентами вопроса с разных сторон, в рамках требований и ограничений, установленных преподавателем;
  • эвристический метод, который подразумевает применение полученных знаний для решения практической задачи, поставленной преподавателем либо сформулированной совместно со студентами;
  • проектный метод, целью которого является получение конкретного осязаемого «продукта» (коллажа, презентации, видеоролика, дневника наблюдений и так далее) в результате не только исследовательской, но и творческой деятельности студентов.

Это одни из самых эффективных неигровых методов, используемых на занятиях, но далеко не все. Их огромное количество, что позволяет преподавателю адаптировать материал под любую учебную группу, создав задания разной сложности с разными требованиями к организаторским навыкам и опыту, имеющимся у студентов.

Применение игровых и неигровых методов позволяет создать коммуникативную ситуацию между преподавателем и студентами, где он может выступить в качестве координатора учебного процесса и помощника в решение поставленной задачи, а обучающиеся могут чувствовать себя полноценными участниками образовательной ситуации, в которой ответственность за результат лежит полностью на них. Что не только позволяет им быть максимально вовлеченными в процесс, но и помимо усвоения новых знаний, получить практический опыт их применения, а также развить свои организаторские и коммуникативные навыки.

Подводя итог всего вышесказанного, можно отметить, что роль преподавателя сегодня схожа с родительской ролью. Как родители стараются научить своего ребенка всему, что может ему понадобится для того, чтобы он мог в дальнейшем обходится без них и жить самостоятельной полноценной жизнью, так и задача преподавателя сегодня состоит в том, чтобы обеспечить обучающихся все возможными методами, технологиями и инструментами для того, чтобы в дальнейшем они могли самостоятельно продолжить свой образовательный путь, без чьей-либо помощи со стороны.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Денисов А.Ю., Гаджиев Р.Д. Принцип толерантности и его применение в современном образовательном процессе (тезисы 6-ой научно-методической конференции).  – Минск, 24 марта 2009 года. В 2-х частях. Часть 2. Редколлегия: И.Л. Зеленкова, А.А. Легчилин. – Мн., БГУ, 2009. – с.15-18

Рифицкая И.И. Профессиональная компетентность преподавателя вуза. –  Высшая школа: проблемы и перспективы: материалы 13-й Междунар. науч.-метод. конф., Минск, 20 февр. 2018 г. В 3 ч. Ч. 3. – Минск: РИВШ, 2018. – С. 126-129.

Плащинская Т.З., Кузич Л.И. Роль преподавателя в развитии автономности обучающихся при изучении иностранных языков. – Практика преподавания иностранных языков на факультете международных отношений БГУ: электронный сборник. Вып. X. — 2020. — С. 128—129.

 

Safonova V.S.

Lecturer of the English Language Department of the Natural Faculties

Belarusian State University

(Belarus, Minsk)

 

THE ROLE OF A HIGHER EDUCATION TEACHER

EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE MODERN

EDUCATIONAL PROCESS

 

Abstract: this article examines the features of the role of a teacher of a higher educational institution, how it has changed along with the change in the approach to the educational process as a whole, as well as the new functions that have appeared in the teacher I taking into account these changes.

 

Keywords: role, teacher, higher education institution, education.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Сафонова В.С. РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Вестник науки №6 (51) том 1. С. 72 - 78. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5757 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5757



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.