'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 1
  4. Научная статья № 14

Просмотры  169 просмотров

Скоробогатова Л.А.

  


РОЛЬ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
статья посвящена исследованию возможности использования пейзажной живописи в формировании эстетического восприятия у младших школьников. Пейзажная живопись позволяет расширить и углубить знания детей, а также научить воспринимать и оценивать красоту окружающих объектов природы   

Ключевые слова:
эстетическое восприятие, младший школьный возраст, пейзажная живопись   


УДК 1

Скоробогатова Л.А.

Ставропольский государственный педагогический институт

Филиал в г. Ессентуки

(г. Ессентуки, Россия)

 

РОЛЬ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В ПРОЦЕССЕ

ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация: статья посвящена исследованию возможности использования пейзажной живописи в формировании эстетического восприятия у младших школьников. Пейзажная живопись позволяет расширить и углубить знания детей, а также научить воспринимать и оценивать красоту окружающих объектов природы.

 

Ключевые слова: эстетическое восприятие, младший школьный возраст, пейзажная живопись.

 

Младший школьный возраст считается самым благоприятным для развития познавательной, активной и творческой личности. В этом возрасте дети очень любознательны, эмоциональны, и у них есть всегда огромное желание познавать мир. Ребёнок, познавая мир, наблюдает, исследует его и делает массу открытий для себя, а также проявляет интерес к разным областям окружающей действительности [3].

Именно в начальной школе начинается целенаправленное обучение и воспитание и основным видом деятельности у детей становится учебная деятельность, которая формирует, развивает и воспитывает их психические свойства и качества. Задача состоит не только в том, как писать, считать, читать, конструировать, но и научить видеть, воспринимать и эстетически оценивать неповторимую красоту и необычайность окружающего мира. Но для того, чтобы научиться видеть и воспринимать красоту природы, по мнению А.И. Фахретдиновой, у детей должно быть развито эстетическое восприятие [9].

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечается, что развитие эстетического восприятия у детей происходит через личностные универсальные учебные действия. Они обеспечивают целостный, социальный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы и культуры, а также формируют эстетические потребности, чувства, ценности, понимание и сопереживание чувствам других, эмоционально-нравственную отзывчивость [10].

Основной особенностью эстетического восприятия личности является качественная, но чувственно окрашенная форма объектов, а это их цвет, форма, размер, композиция (смысл), симметрия, ритм, звук. Поэтому развитие эстетического восприятия требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается второклассником как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности цвета, звуков, линий, а содержание объекта - в композиции, то есть формируется идея и смысл. Однако стоит отметить, что дети воспринимают предмет тогда, как показали исследования В.В. Канащенкова, когда он эмоционально окрашен и связан с определённой идеей, только тогда он становится эстетическим [4]. Поэтому педагогу важно знать истинные мотивы отношения детей к искусству и помочь им сосредоточить внимание на выразительном образе, представленном в произведении. С целью формирования у него эстетического отношения, считает А.Р. Нурутдинова, педагог не только формирует у младшего школьника представления о природе, о человеке, об обществе, об отношениях между людьми, но и содействует развитию эстетического представления, анализу, суждению и оцениванию предмета [7].

Вопрос о проблеме развития эстетического восприятия рассматривался в работах Б. Т. Лихачева, В. Н. Шацкой и других выдающихся отечественных культурологов (Н. И. Киященко, Т. С. Комарова, А. Р. Нурутдинова, В. Н. Самохин). Несмотря на растущее количество научных трудов, учебных и методических пособий, программ по формированию универсальных учебных действий, многие выпускники начальной школы не умеют воспринимать, правильно понимать и оценивать красоту окружающего мира, а это значительно отражается на дальнейшей успеваемости детей [5].

Б.Т. Лихачёв предлагает рассматривать эстетическое восприятие как целенаправленный процесс, в котором младший школьник развивается как творческая активная личность, то есть он способен воспринимать и оценивать прекрасное и безобразное в природе, в жизни и искусстве [6]. Большинство учёных (В.В. Канащенкова, В.Н. Самохин и др.) сходны во мнении о том, что эстетическое восприятие ‑ сложный познавательный процесс, при котором ребёнок с помощью чувств и переживаний воспринимает и оценивает прекрасное в природе [4; 8]. В частности, Ю.Б. Борев отметил, что «эстетическое восприятие» является одной из форм познания. В процессе обучения эстетическое восприятие выступает важным процессом познавательной деятельности детей [1].

На основе вышеперечисленных определений под эстетическим восприятием понимаем вид эстетической деятельности, посредством которой ребенок выражает свои переживания, чувства и даёт оценку произведению искусства.

В развитии эстетического восприятия важную роль играют произведения искусства, а именно картины русских художников-пейзажистов. Они помогают в освоении детьми социокультурного опыта, формировании эстетического интереса, эстетических чувств и эстетической оценки художественных образов. Младшие школьники эмоционально воспринимают картины русских художников, так как при виде произведения искусства у них возникают чувства и переживания, которые оставляют неизгладимый след в душе.

Для лучшего осмысления и восприятия произведения искусства педагог использует разнообразные методы и приемы работы с картинами пейзажной живописи [2]:

— словесный метод (вопросы на выделение содержания, настроения и выразительных средств картины; беседы, рассказы, в которых ребёнок выражает свою мысль, отношение к увиденной картине);

— наглядный метод (наблюдение за природой, экскурсии, рассматривание репродукции картин художников-пейзажистов, сравнение и анализ фотографий, иллюстраций, рисунков, картин);

— практический метод (дидактические игры, творческие задания, задания на дом).

Также к словесному и наглядному методам относится приём композиционных и колористических вариантов, где педагог рассказывает и показывает, как меняется в картине содержание, чувства и настроение, выраженные в зависимости от изменения чёткого порядка в соотношении с элементами (композиции) самого произведения или цветового сочетания (колорита) [7].

Используя пейзажную живопись, дети младшего школьного возраста воспринимают и познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются с помощью своих чувств и мыслей на события и явления окружающего мира, выражают своё отношение к картинам природы, ищут в них ценностный смысл [4].

Развивающий потенциал пейзажной живописи может быть заложен как в содержании (идея и замысел художника-пейзажиста), так и в работе с детьми на уроке.

Таким образом, эстетическое восприятие посредством пейзажной живописи не ограничивается лишь формированием у младших школьников способности чувствовать. Пейзажная живопись обогащает опыт, наводит на глубокое осознание разнообразных явлений, рождает стремление обосновать свои суждения и оценки, повышает любознательность и наблюдательность.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Борев Ю.Б. Эстетика. ‑ М.: Высшая школа, 2012. ‑ 511 с.

Грибанова М.В. Психолого-педагогические условия обогащения художественно-эстетической компетенции детей дошкольного возраста. ‑ Пермь, 2015. ‑ 56 с.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. ‑ М.: Просвещение, 2009. ‑ 544 с.

Канащенкова В.В. Подходы к исследованию феномена «художественное мышление» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. ‑ 2018. ‑ № 3. ‑ С. 143-146.

Киященко Н.И. Эстетика жизни. ‑ М.: ИНФРА-М, 2015. ‑ 564 с.

Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. ‑ М.: Просвещение, 1985. ‑ 175 с.

Нурутдинова А.Р. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства на уроках и во внеучебной деятельности // Искусство в школе. - 2017. ‑ №1. ‑ С. 64-66.

Самохин В.Н. Эстетическое восприятие: вопросы методологии и критики. ‑ М.: Просвещение, 2015. ‑ 208 с.

Фахретдинова А. И. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // Научный журнал. ‑ 2018. ‑ № 28(49). – С.11-16

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – 2022. - №1. – С. 4 –25

 

Skorobogatova L.A.

Stavropol State Pedagogical Institute

Branch

(Essentuki, Russia)

 

THE ROLE OF LANDSCAPE PAINTING IN THE PROCESS

FORMATION OF AESTHETIC PERCEPTION

IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

 

Abstract: the article is devoted to the study of the possibility of using landscape painting in the formation of aesthetic perception in younger schoolchildren. Landscape painting allows you to expand and deepen the knowledge of children, as well as teach them to perceive and appreciate the beauty of the surrounding objects of nature.

 

Keywords: aesthetic perception, primary school age, landscape painting.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Скоробогатова Л.А. РОЛЬ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №6 (51) том 1. С. 79 - 84. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5758 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5758



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.