'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 1
  4. Научная статья № 34

Просмотры  97 просмотров

Батуев В.В., Чорновол Е.П.

  


НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМИ И ГОРОДАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА БЕСХОЗЯЙНУЮ ВЕЩЬ *

  


Аннотация:
в статье исследуются правовые формы приобретения муниципальным образованием и городами федерального значения права собственности на бесхозяйную вещь   

Ключевые слова:
вещи, бесхозяйное имущество, приобретательная давность, муниципальные образования, города федерального значения, частная и публичная собственно, право собственности   


УДК 34

Батуев В.В.

магистрант Уральского института управления

филиала РАНХиГС

(г. Екатеринбург, Россия)

 

Научный руководитель:

Чорновол Е.П.

к.ю.н., доцент

кафедры гражданского права и процесса

Уральского института управления-филиала РАНХиГС

Почетный работник высшего профессионального образования России

(г. Екатеринбург, Россия)

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМИ И ГОРОДАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА БЕСХОЗЯЙНУЮ ВЕЩЬ

 

Аннотация: в статье исследуются правовые формы приобретения муниципальным образованием и городами федерального значения права собственности на бесхозяйную вещь.

 

Ключевые слова: вещи, бесхозяйное имущество, приобретательная давность, муниципальные образования, города федерального значения, частная и публичная собственно, право собственности.

 

Согласно п. 1, 3 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания. Таким образом, институт давностного владения способствует возврату в гражданский оборот вещи, обеспечивает защиту прав владельца от посягательств собственника и других лиц, не являющихся законными владельцами и, наконец, закрепляет отдельное основание приобретения права собственности.

Однако в теории гражданского права не сложилось единого мнения относительно возможности приобретения публично-правовыми, в том числе муниципальными, образованиями права собственности в силу приобретательной давности вообще и на бесхозяйную вещь в частности. В цивилистике на этот счет сформировалось две диаметрально противоположные точки зрения.

Одни цивилисты полагают, что в силу приобретательной давности может возникнуть право как частной, так публичной собственности. В частотности, по утверждению Ю.К. Толстого, «приобрести право собственности по давности владения может как физическое, так и юридическое лицо, а также Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование. Правовым основанием этого являются положения ч. 2 ст. 124 ГК, согласно которым к Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Аналогичного мнения придерживается А. Лейба, который полагает, что «в силу приобретательной давности право собственности на имущество может возникнуть не только у физических и юридических лиц – по правилам ст. 234 ГК РФ право собственности могут приобретать также РФ, субъекты РФ и муниципальные образования, что подтверждает судебная практика».

Другие исследователи считают, что по основанию приобретательной давности может возникнуть лишь право частной собственности. Так, А.П. Сергеев, утверждает, что «понятие «лицо» имеет в статье 234 ГК РФ иное содержание, чем одноименная категория, употребленная в названии подраздела 2 раздела I ГК. Там оно охватывает в числе прочего Российскую Федерацию, субъекты РФ и муниципальные образования. Статья 234 ГК специально разъясняет, что под лицом имеются в виду только граждане и юридические лица. Тем самым Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования лишены способности становиться субъектами права собственности посредством приобретательной давности. По основанию приобретательной давности может возникнуть лишь право частной собственности». Разделяя данное мнение, Н.В. Карлов и Л.Ю. Михеева отмечают, что об этом «прямо указано в п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса. И хотя согласно п. 2 ст. 124 ГК РФ к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданских правоотношениях, в этом случае закон делает исключение и не предоставляет им возможности приобрести право собственности по такому основанию, как приобретательная давность. Поэтому в силу ст. 234 ГК РФ может возникнуть только право частной собственности. Это положение связано с назначением приобретательной давности, состоящим в предоставлении лицу, активно использующему и охраняющему имущество, права его присвоить. Публичные образования в силу своей специальной правоспособности не могут быть признаны хозяйствующими субъектами, а, следовательно, присвоение ими бесхозяйного имущества должно осуществляться на иных основаниях, нежели истечение давности».

Если исходить из того, что приобретение права собственности на бесхозяйные вещи - родовое понятие, охватывающее ряд частных случаев в порядке специальных норм (п. 3 и 4 ст. 225, ст. 226 ГК, ст. 227 – 229, ст. 230 - 232, ст. 233 ГК РФ), а в отношении бесхозяйных вещей применимы правила о приобретательной давности (ст. 234 ГК), как к первоначальным формам приобретения права собственности, то нельзя однозначно судить о возможности возникновения той или иной формы (частной или публичной) права собственности на бесхозяйные вещи в порядке приобретательной давности.

Как верно отмечает П.В. Крашенниников, «по общему правилу право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено по давности владения (ст. 234 ГК), за исключением случаев, когда оно может возникнуть ранее по иным основаниям – в силу правил о возникновении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК), о находке (ст. ст. 227 и 228 ГК), о безнадзорных животных (ст. ст. 230 и 231 ГК) и кладе (ст. 233 ГК). Перечисленные случаи дают возможность стать собственником движимой бесхозяйной вещи значительно быстрее, чем через пять лет, например, немедленно по поступлении вещи во владение в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 226 ГК РФ. Бесхозяйные недвижимые вещи также могут поступить в собственность на основании приобретательной давности, однако для публичных субъектов (муниципальных образований, а также городов федерального значения) статья 225 ГК РФ делает исключение. В ней закрепляется правило об «оккупации» - переходе права собственности на бесхозяйную недвижимость к публичному собственнику, на территории которого находится эта вещь».

Следовательно, П.В. Крашенниников полагает, что право собственности муниципальных образований, а также городов федерального значения на бесхозяйные недвижимые объекты возникает не по общему правилу, установленному ст. 234 ГК РФ, а по специальным правилам ст. 225 ГК РФ, которые имеют приоритет в применении перед общей нормой. Очевидно, с учетом этого Е.П. Чорновол и Н.Ю. Челышева утверждают, что возможность установления права собственности на вещь путем давностного владения исключается в случае, если данная вещь относится к категории бесхозяйной недвижимости и органы местного самоуправления намерены установить на нее право собственности.

Обоснованность суждений указанных авторов подтверждается нормами абз. 3 п. 3 и абз. 3 п. 4 ст. 225 ГК РФ, согласно которым бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность или собственность города федерального значения, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. Таким образом законодатель противопоставляет приобретение права собственности в силу приобретательной давности и приобретение права собственности муниципальным образованием или городом федерального значения на бесхозяйные недвижимые вещи.

Очевидно, что если суд установит, что какое-либо лицо осуществляет добросовестно, открыто и непрерывно владение бесхозяйной недвижимостью как своей собственностью, однако 15-летний срок, установленный абз. 1 п. 1 ст. 234 ГК, еще не истек, он должен отказать муниципальному образованию или городу федерального значения в иске о признании за ними права собственности и указать, что спорная недвижимость может быть приобретена в собственность в силу приобретательной давности. Если же суд установит, что соответствующая бесхозяйная недвижимость не является объектом начавшегося приобретения по давности владения в соответствии со ст. 234 ГК, то заявление муниципального образования о приобретении этой недвижимости в муниципальную собственность подлежит удовлетворению.

Подобную позицию на этот счет занял Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ, который в п. 17 Постановления от 25.02.1998 N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», указав, что право собственности на бесхозяйную недвижимость может возникнуть на основании признания этого права в судебном порядке, причем данный юридический факт может повлечь возникновение только муниципальной собственности. В частную собственность бесхозяйное недвижимое имущество может перейти только на основании приобретательной давности (п. 3 ст. 225 ГК РФ).

В гражданском праве, по сути, имеется пробел относительно возможности приобретения муниципальными образованиями и городами федерального значения права собственности на бесхозяйные движимые вещи. В то же время ни доктрина, ни правоприменительная практика не дают ответа на вопрос о том, могут ли муниципальные образования и города федерального значения приобрести право собственности на бесхозяйные движимые вещи.

В силу приобретательной давности возникновение права собственности на как недвижимые, так и движимые бесхозяйные вещи указанных субъектов в принципе исключается. Ибо согласно прямому указанию нормы абз. 1 п. 1 ст. 234 ГК РФ только гражданин и юридическое лицо приобретают право собственности на имущество в порядке приобретательной давности, т.к. используемый законодателем здесь термин «лицо» конкретизируется указанием на личность именно граждан и юридических лиц. Само по себе указание п. 2 ст. 124 ГК РФ о том, что к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям как субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, вопреки утверждению названных выше авторов, не подтверждает обратного. Да и закон в данном случае однозначно определяет личность таковых - гражданин или юридическое лицо. Использование гражданско-правового режима регулирования рассматриваемых отношений не лишает их публичного статуса, но и не приравнивает эти образования к юридическим лицам.

С учетом сказанного исключается возможность приобретения муниципальными образованиями и городами федерального значения права собственности на бесхозяйные движимые вещи также на основании ст. 225 ГК РФ. Дело в том, что пункт 2 указанной статьи отсылает к положениям о приобретении права собственности на бесхозяйные движимые вещи в порядке приобретательной давности - ст. 234 ГК РФ. В связи с этим складывается парадоксальная ситуация, когда на территории муниципальных образований скапливаются многочисленные бесхозяйные движимые вещи, никем не присваиваются и по мере разложения оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Думается, что для ее разрешения необходимо на муниципальные образования и города федерального значения возложить обязанность по приобретению в собственности как движимых, так и недвижимых бесхозяйных вещей. Исходя из этого представляет возможным п. 2, 3, 4 ст. 225 ГК РФ изложить в следующей редакции:

«2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено гражданами и юридическими лицами в силу приобретательной давности, а муниципальными образованиями и городами федерального значения на основании пункта 3 и 4 настоящей статьи соответственно.

  1. Орган местного самоуправления, на территории которого находятся бесхозяйные движимые и недвижимые вещи, а также линейные объекты должны поставить их на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

По истечении года со дня постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи, трех месяцев со дня постановки на учет бесхозяйной движимой вещи или линейного объекта орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, должен обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная движимая и недвижимая вещь или линейный объект, не признанные по решению суда поступившими в муниципальную собственность, могут быть вновь приняты во владение, пользование и распоряжение оставившим их собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

  1. Уполномоченные государственные органы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых находятся бесхозяйные движимые, недвижимые вещи и линейные объекты, должны поставить их на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

По истечении года со дня постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи, трех месяцев со дня постановки на учет бесхозяйной движимой вещи или линейного объекта уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя должен обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данные вещи.

Бесхозяйная движимая и недвижимая вещь или линейный объект, не признанные по решению суда поступившими в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, могут быть вновь приняты во владение, в пользование и в распоряжение оставившим их собственником либо приобретены в собственность в силу приобретательной давности».

Сообразно этому необходимо внести изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Приказ Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 N 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. N 32. ст. 3301. Текст с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25.02.2022 N 20-ФЗ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 25.02.2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru / (дата обращения 31.05.2022).

Постановление Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // Вестник ВАС РФ. 1998. N 10. Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 23.

Гражданское право: Учеб. В 3 т. Т. 1 / Под ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. 6-е изд. М., 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru / (дата обращения 31.05.2022).

Карлова Н.В., Михеева Л.Ю. Приобретательная давность и правила ее применения // СПС КонсультантПлюс. 2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru / (дата обращения 31.05.2022).

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) (постатейный) / Т.Е. Абова, З.С. Беляева, Е.Н. Гендзехадзе и др.; под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт, 2002. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru / (дата обращения 31.05.2022).

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: учеб.-практич. комментарий (постатейный) / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева и др.; под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru / (дата обращения 31.05.2022).

Гражданское право. В 2 томах. Том 1. Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное / Под ред. Б.М. Гонгало. М., 2020. 410 с.

Лейба А. Некоторые вопросы признания права собственности на жилые помещения в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ) // Жилищное право. 2014. N 1. С. 57 - 68. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru / (дата обращения 31.05.2022).

Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / В.В. Андропов, К.П. Беляев, Б.М. Гонгало и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru / (дата обращения 31.05.2022).

Постовой Н.В. Муниципальное управление: планирование, собственность, компетенция. М.: Юриспруденция, 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru / (дата обращения 31.05.2022).

Резников Е.В. Земельные споры. Особенности судебного правоприменения Конституционного и Верховного судов Российской Федерации: практическое исследование. Волгоград: Сфера, 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru / (дата обращения 31.05.2022).

Усков О.Ю. Право государственной собственности в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. 24 с.

Семенова Е.А. Правоприменительная практика юрисконсульта: учебно-практическое пособие. Москва: Проспект, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru / (дата обращения 31.05.2022).

Чорновол Е. П., Челышева Н. Ю. Приобретение права собственности по давности владения: становление, состояние и перспективы развития правового регулирования // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2017. № 1. С. 37–43.

 

Batuev V.V.

Master's student of the Ural Institute of Management

of the RANEPA branch

(Ekaterinburg, Russia)

 

Scientific supervisor:

Chornovol E.P.

Candidate of Law, Associate Professor

of the Department of Civil Law and Procedure

Ural Institute of Management-branch of RANEPA

Honorary Worker of Higher Professional Education of Russia

(Ekaterinburg, Russia)

 

REGULATORY AND LEGAL FORMS OF ACQUISITION

MUNICIPAL ENTITIES AND CITIES

OF FEDERAL SIGNIFICANCE PROPERTY RIGHTS

ON AN OWNERLESS THING

 

Abstract: the article examines the legal forms of acquisition by a municipal entity and cities of federal significance of ownership of an ownerless thing.

 

Keywords: things, ownerless property, acquisition prescription, municipalities, cities of federal significance, private and public property, ownership.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Батуев В.В., Чорновол Е.П. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМИ И ГОРОДАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА БЕСХОЗЯЙНУЮ ВЕЩЬ // Вестник науки №6 (51) том 1. С. 184 - 194. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5778 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5778



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.