'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 1
  4. Научная статья № 35

Просмотры  93 просмотров

Бибик А.М.

  


РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИЙ НА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ *

  


Аннотация:
в современных реалиях происходит все большее развитие онлайн-профессий, не требующих документа, подтверждающего образование, государственного образца. Достаточно пройти курс или обучение в онлайн-школе, которая, как правило, выступает в качестве юридического лица или у индивидуального предпринимателя, по окончанию чего вам выдается сертификат или диплом о том, что вы освоили определенную профессию и получили знания. Но насколько допустима и обоснована выдача данных документов онлайн-школами, а также как идет контроль за деятельностью лиц, предоставляющих онлайн-образование. Актуальность выбранной темы заключается в том, что рынок онлайн-образование переполнен. На нем предстает большое количество не качественного обучения, которое никак не легализируется. Выдаваемые дипломы и сертификаты ничем не обоснованы. В данной статье будет освещена важность получения лицензий для онлайн-обучения, представлен процесс и необходимые действия для их получения, а также затронуты проблемы развития лицензирования для онлайн-рынка. Выводом данной статьи, является заключение о том, что институт лицензирования в сфере онлайн-образования еще недостаточно развит, что влечет за собой недостатки и проблемы, как для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и для физических лиц   

Ключевые слова:
лицензирование предпринимательской деятельности, лицензия, онлайн-образование, онлайн-обучение, образовательная деятельность, онлайн-школа   


УДК 34

Бибик А.М.

магистрант

Тольяттинский государственный университет

(Россия, г. Тольятти)

 

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ

ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИЙ НА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ

 

Аннотация: в современных реалиях происходит все большее развитие онлайн-профессий, не требующих документа, подтверждающего образование, государственного образца. Достаточно пройти курс или обучение в онлайн-школе, которая, как правило, выступает в качестве юридического лица или у индивидуального предпринимателя, по окончанию чего вам выдается сертификат или диплом о том, что вы освоили определенную профессию и получили знания. Но насколько допустима и обоснована выдача данных документов онлайн-школами, а также как идет контроль за деятельностью лиц, предоставляющих онлайн-образование.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что рынок онлайн-образование переполнен. На нем предстает большое количество не качественного обучения, которое никак не легализируется. Выдаваемые дипломы и сертификаты ничем не обоснованы.

В данной статье будет освещена важность получения лицензий для онлайн-обучения, представлен процесс и необходимые действия для их получения, а также затронуты проблемы развития лицензирования для онлайн-рынка.

Выводом данной статьи, является заключение о том, что институт лицензирования в сфере онлайн-образования еще недостаточно развит, что влечет за собой недостатки и проблемы, как для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и для физических лиц.

 

Ключевые слова: лицензирование предпринимательской деятельности, лицензия, онлайн-образование, онлайн-обучение, образовательная деятельность, онлайн-школа.

 

Лицензированию подлежат разные виды деятельности, в том числе и образовательная деятельность. Но, сначала обратимся к понятию «лицензия» и «лицензирование».

Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

«Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий» [1].

«Лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, оценке соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования» [1].

Из данных понятий понятно лицензия нужна для узаконивания определенных видов деятельности на основе обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Опираясь на Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит образовательная деятельность по различным видам образования.

Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель ведет образовательную деятельность, то ему следует выявить необходимость получения лицензии для его деятельности. Да, лицензия не всегда нужна для осуществления деятельности в сфере онлайн-образования. Рассмотрим случаи, при которых юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может работать без образовательной лицензии.

Лицензию на образовательную деятельность не нужно получать:

Индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют единолично образовательную деятельность, без привлечения других преподавателей и прочих лиц.

Организациям, указанным в Постановление Правительства РФ от 18.03.2020 N 298 «О лицензировании космической деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании космической деятельности»), как осуществляющие образовательную деятельность без получения лицензии.

«Образовательная деятельность на территории инновационного центра «Сколково» осуществляется частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими лицензий в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково»» [3].

Индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, при проведении разовых занятий, таких как: лекции, консультации, семинары, вебинары. Также лицензия не нужна при предоставлении видео-уроков, текстовых уроках и иной информации для обучения, с условием, если не будут затронуты нижеуказанные критерии, которые обуславливают деятельность как образовательную и подлежащую лицензированию.

Например, лектор по английскому языку проводит вебинар про важность изучения языка в современных реалиях. Для такой деятельно лицензия не требуется.

Изучив законодательство, а также судебную практику, можно вывести следующие критерии для образовательной деятельности:

«Наличие программ, а также расписания занятий.

Наличие преподавателей.

Подходящий для обучения код ОКВЭД.

Выдача документа об образовании» [2].

Данные критерии основываются на статье 2 закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Именно наличие программы занятий является основным критерием для признания образовательной деятельностью работу онлайн-школы или индивидуального предпринимателя, которая подлежит лицензированию.

Рассмотрим на примере. В онлайн-школе веб-дизайна имеется расписание групповых и также индивидуальных занятий. Учащиеся в данной онлайн-школе знают на какие темы и по каким блокам в какое время у них будут проходить занятия. Это все видно в их личном кабинете, а также на сайте данной школы. Помимо прочего учащие при прохождении блоков проходят тесты и закрепляют знания сдачей домашних заданий, которые проверяют кураторы-преподаватели. По окончанию обучения, учащиеся получают именной сертификат о пройденной программе, приобретении определенной профессии и соответствующих навыков, связанных с ней.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что данная школа веб-дизайна попадает под критерии, обуславливающие необходимость получения лицензии.

Совсем недавно получение лицензий на образовательную деятельность для онлайн-школ было весьма трудоемким вопросом, так как требования к соискателям лицензии были весьма высоки. Требовалось наличие арендованного или собственного помещения, а также наличия всего необходимого оборудования, которое онлайн-школа использовала бы для обучения.

Также стоит отметить, что в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также Положении о лицензировании не оперируют такие понятия, как онлайн-образование или онлайн-школа.  За место этого, используется термин «дистанционные образовательные технологии».

Для получения лицензии на образовательную деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, необходимо собрать ряд документов, которые приведены ниже:

«Заявление о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности. 

Справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам.

Справка, подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, о наличии разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ.

Справка, подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, о наличии у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Справка, подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды при наличии образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Копия положения о филиале (в случае если соискатель лицензии или лицензиат намерен осуществлять образовательную деятельность в филиале) (засвидетельствованная в нотариальном порядке или с предъявлением оригинала).

Копия положения о структурном подразделении (в случае если в качестве соискателя лицензии или лицензиата выступает организация, структурное подразделение которой осуществляет реализацию образовательных программ) (засвидетельствованная в нотариальном порядке или с предъявлением оригинала).

Реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (в случае если лицензиатом является образовательная организация).

Реквизиты выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности.

Опись документов.

Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины» [5].

После сбора необходимых документов по вышеизложенному перечню, соискатель лицензии должен пройти ряд действий. Процесс получения лицензии на деятельность онлайн-школ и на образовательную деятельность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей указан на Рисунке 1.

 

Полученная лицензия будет действовать бессрочно.

Рассмотрим ситуацию, в которой юридическое лицо или индивидуальный предприниматель работает без лицензии для онлайн-образования.

Согласно КоАП РФ Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) «Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой» [4].

В заключении хотелось бы отметить, что институт лицензирования в сфере онлайн-образования еще недостаточно развит, что влечет за собой недостатки и проблемы, как для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих онлайн-образование, так и для физических лиц, получающих онлайн-образование.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей это обуславливается сложным процессом получения лицензии. Так как деятельность большинства онлайн-школ и тем более частных онлайн-уроков не предусматривают необходимость наличия сложно оборудования, за исключением компьютера, и специального арендуемого помещения.

Для физических лиц, которые получают онлайн-образование у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, неразвитость института лицензирования в данной сфере грозит получением некачественного образования, нелегитимного документа-сертификата.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 (ред. от 30.11.2021) «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)

КоАП РФ Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии);

URL: https://www.gosuslugi.ru/16272/1/info (Госуслуги. Получение лицензии на образовательную деятельность)

 

Bibik A.M.

Master's student

Togliatti State University

(Russia, Togliatti)

 

DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF LICENSING

IN RELATION TO OBTAINING LICENSES

FOR ONLINE EDUCATION

 

Abstract: in modern realities, there is an increasing development of online professions that do not require a state-issued document confirming education. It is enough to take a course or study at an online school, which, as a rule, acts as a legal entity or an individual entrepreneur, at the end of which you are issued a certificate or diploma stating that you have mastered a certain profession and gained knowledge. But how acceptable and justified is the issuance of these documents by online schools, as well as how the activities of persons providing online education are monitored.

The relevance of the chosen topic lies in the fact that the online education market is crowded. It presents a large number of non-quality training, which is not legalized in any way. The diplomas and certificates issued are not justified by anything.

This article will highlight the importance of obtaining licenses for online learning, present the process and necessary actions for obtaining them, and also address the problems of licensing development for the online market.

The conclusion of this article is the conclusion that the institute of licensing in the field of online education is not yet sufficiently developed, which entails disadvantages and problems for both legal entities and individual entrepreneurs, as well as for individuals.

 

Keywords: licensing of entrepreneurial activity, license, online education, online training, educational activity, online school.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Бибик А.М. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИЙ НА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ // Вестник науки №6 (51) том 1. С. 195 - 203. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5779 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5779



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.