'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 1
  4. Научная статья № 37

Просмотры  174 просмотров

Галкина М.Ю.

  


ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности организации деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации   

Ключевые слова:
омбудсмен, формы деятельности, принципы деятельности, защита прав   


УДК 34

Галкина М.Ю.

Студентка 2 курса группы 15-мЮРз20-1

Направления подготовки «Юриспруденция»

Тульский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России)

(Россия, г. Тула)

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности организации деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

 

Ключевые слова: омбудсмен, формы деятельности, принципы деятельности, защита прав.

 

Правовое регулирование статуса омбудсмена выражается в целевом назначении данного института и направлено на надлежащее осуществление им правозащитной и контрольно-надзорной деятельности, а также определение сферы его полномочий, обеспечения надлежащих способов реализации им своих обязанностей по защите прав граждан и т.д.

Согласно законодательству РФ, гарантии деятельности омбудсмена, его права, обязанности, правоспособность являются основными элементами конституционно-правового статуса. К дополнительным элементам относятся формы деятельности омбудсмена, которые, в свою очередь, выступают внешней стороной реализации прав и обязанностей Уполномоченного по правам человека. [2, с. 2-3]

Итак, формы деятельности Уполномоченного по правам человека представляют собой основные однородные, самостоятельные действия, которые выполняются им в предусмотренных законодательством РФ правовых рамках и направлены на реализацию его прав и обязанностей. Они имеют свою классификацию и подразделяются на: контрольно-надзорную и правоприменительную, а в некоторых странах косвенно на учредительную, правотворческую и интерпретационную.

Для полного и точного понимания организации деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ, необходимо дать краткую характеристику формам.

Итак, контрольно-надзорная деятельность заключается в осуществлении омбудсменом контроля и надзора за органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, объединениями граждан, их должностными и служебными лицами с точки зрения соблюдения ими прав и свобод человека.

Важно отметить, что правоприменительная форма представляет собой деятельность, с помощью которой Уполномоченный, исходя из действующего законодательства, принимает решение о последствиях споров в сфере прав человека.

В свою очередь, как показывает практика, учредительная форма деятельности омбудсмена является опосредованной, потому что омбудсмены определенных стран не непосредственно принимают участие в структурных изменениях механизма государственной власти, а опосредованно, к примеру, с помощью внесения предложений по изменению законодательства другим органам власти.

По поводу интерпретационной формы деятельности Уполномоченного необходимо сказать то, что она заключается в неофициальном толковании норм права, разъяснении им содержания и целей действующих нормативных правовых актов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

Важно отметить, что с формами тесно связаны принципы деятельности омбудсмена, поскольку они выступают важными элементами его конституционно-правового статуса. Зачастую они имеют опосредованное юридическое выражение, когда текстуально не закреплены, но тем не менее, органично вытекают, будучи каким-либо образом регламентированы действующим законодательством. Исходя из анализа нормативных правовых актов и практики некоторых стран мира, а также теоретических работ в данной сфере деятельности, опыта функционирования омбудсменов разных государств, а также сравнительно-правового исследования, ученые пришли к выводу, что к числу основных принципов деятельности института Уполномоченного по правам человека можно отнести следующие принципы деятельности:

1) принцип гуманизма;

2) законности;

3) справедливости;

4) принцип объективности (беспристрастности);

5) принцип независимости;

6) принцип демократизма;

7) доступность;

8) открытость, гласность;

9) принцип неприкосновенности частной жизни и конфиденциальности сведений о лицах по делу;

10) профессионализм.

Законодательством большого количества стран закреплено, что омбудсмен не может занимать никакой должности, которая по каким-либо причинам является несовместимой с правильным выполнением его официальных обязанностей и принципами соблюдения беспристрастности, объективности и общественного доверия.

Эффективность его деятельности по обеспечению защиты прав человека и свобод человека и гражданина во многом зависит от открытости и гласности его работы. С целью более широкого ознакомления граждан с правозащитной деятельностью омбудсмена, через средства массовой информации распространяется информация о соблюдении прав человека в стране, освещает основные направления своей работы, разъясняет действующее отечественное и международное законодательство в сфере прав человека и пр. Для достижения основных целей работы, Уполномоченный должен, в том числе, активно контактировать со средствами массовой информации, использовать их как возможность воздействия на соответствующие структуры с целью восстановления нарушенных прав граждан и доведение до общественности негативных фактов работы органов управления.

Следует отметить, что названный перечень принципов деятельности омбудсменов не является исчерпывающим. Например, для большинства коллегиальных служб Уполномоченных по правам человека, характерным является принцип коллегиальности обсуждения и принятия решений по делу, в некоторых странах законодательное закрепление получил принцип этического поведения омбудсмена и пр. В данной статье отмечены только наиболее важные принципы деятельности, которые выражают основное значение правозащитного института, подчеркивают его природу, а также роль в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, деятельность Уполномоченного по правам человека в значительной части степени способствует улучшению ситуации с обеспечением прав граждан в нашей стране. Уполномоченные не только разрешают проблемные вопросы, которые содержатся в жалобах граждан, но и занимаются совершенствованием как регионального, так и федерального законодательства, а также правовым просвещением граждан РФ.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Галицков В.А. Уполномоченный по правам человека в механизме обеспечения прав граждан // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2015. №6. С. 25-26

Иванов Р.Ю. О классификации специализированных (отраслевых) уполномоченных по правам человека в Российской Федерации // Закон и право. 2019. С. 56

Ищук В.Г., Ошкин И.В. Формы обеспечения защиты прав человека уполномоченным по правам человека в Российской Федерации // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2021. С. 13-16.

Трифонов С.Г. Конституционно-правовой институт Уполномоченного по правам человека: формы и принципы организации деятельности // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Юридические науки. 2019. С. 73-75.

 

Galkina M.Y.

2st year student of group 15-mYuRz20-1

Directions of training "Jurisprudence"

Tula Institute (branch) of the

Russian State University of Justice

(RPA of the Ministry of Justice of Russia)

(Tula, Russia)

 

ORGANIZATION OF THE ACTIVITIES OF

THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS

IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

Abstract: this article discusses the specifics of the organization of the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation.

 

Keywords: ombudsman, forms of activity, principles of activity, protection of rights. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Галкина М.Ю. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №6 (51) том 1. С. 211 - 215. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5781 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5781



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.