'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 1
  4. Научная статья № 39

Просмотры  55 просмотров

Доюнов Р.Р.

  


К ВОПРОСУ О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются инструменты анализа, оценки и управления профессиональными рисками при изучении основных нормативных документов, регулирующих специальную оценку рабочих мест   

Ключевые слова:
государство, трудовое право, специальная оценка условий труда, профессиональные риски   


УДК 34

Доюнов Р.Р.

студент 2 курса юридического института

Северо-Кавказский федеральный университет

(Россия, г. Ставрополь)

 

К ВОПРОСУ О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются инструменты анализа, оценки и управления профессиональными рисками при изучении основных нормативных документов, регулирующих специальную оценку рабочих мест.

 

Ключевые слова: государство, трудовое право, специальная оценка условий труда, профессиональные риски.

 

Актуальность исследования данной темы обеспечивается тем фактом, что характеристика рабочих мест по условиям труда может быть использована в качестве одного из инструментов анализа, оценки и управления профессиональными рисками. Однако несовершенная нормативная база не сформировала у работодателей стимула к полноценному проведению специальной оценки рабочего места. Некоторые спорные положения основных нормативных документов, регулирующих специальную оценку рабочих мест, в настоящее время не позволяют использовать их результаты для определения профессиональных рисков, размеров страховых взносов и решения других вопросов, заявленных действующим законодательством.

Основным нормативным документом, регламентирующим специальную оценку условий труда, является закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон "О специальной оценке условий труда", согласно которому аттестация рабочих мест по условиям труда была заменена их специальной оценкой - более сложной процедурой [2].

Наиболее важным специфическим направлением в работе по предотвращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости является специальная оценка рабочего места в соответствии с условиями труда, что является российским вариантом классического анализа, оценки и управления рисками на рабочем месте.

Трудовой Кодекс Российской Федерации определяет специальную оценку рабочих мест по условиям труда как оценку условий труда на рабочем месте с целью выявления вредных и/или опасных производственных факторов и принятия мер по приведению условий труда в соответствие с требованиями национальных нормативных актов по охране труда.

Суть проблемы на законодательном уровне специальной оценки условий труда заключаются в следующем:

Основание:  Федеральный закон №426-ФЗ Статья 3. Специальная оценка условий труда 1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Противоречие: Приказ Минтруда России №33н Настоящая Методика устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: 1) идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; 2) исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; 3) отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; 4) оформлению результатов проведения специальной оценки условий.

Вывод: Методика Приказ Минтруда России №33 не раскрывает полностью решение задач проведения специальной оценки условий труда – отсутствует оценка применения средств как индивидуальной, так и коллективной защиты работников [1, с. 45].

В свою очередь, если рабочее место сертифицировано, то должны быть установлены процедуры и стандарты бесплатного распространения этих средств защиты, что позволит работодателям более полно обеспечивать своих работников средствами защиты в соответствии с условиями труда на каждом рабочем месте, тем самым значительно улучшая работу работников.

Согласно статье 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, работодатели обязаны обеспечить специальную оценку рабочего места в соответствии с условиями труда. Специальная оценка рабочих мест на основе условий труда проводится в соответствии с процедурами, установленными федеральным исполнительными органом, который выполняет функцию разработки национальной политики и нормативных актов в области труда.

Специальная оценка рабочих мест позволяет объективно оценить каждое рабочее место с некоторых основных позиций:

- по отдельным факторам производственной среды;

- по напряженности и тяжести трудового процесса;

- по травмобезопасности рабочего места;

- по обеспеченности работника средствами индивидуальной защиты.

Кроме того, отдельные вопросы, связанные с проведением специальной оценке условий труда, более подробно раскрываются в постановлениях Правительства и документах профильных ведомств (Минтруда, Минздравсоцразвития) [4, с. 52].

Целью специальной оценки является определение того, соответствуют ли условия на рабочем месте требованиям закона, и определение того, где работающие там работники должны получать дополнительные гарантии и компенсацию за вредные и опасные условия на рабочем месте.

Все компании (включая филиалы и представительства иностранных компаний в России) должны проводить специальную оценку всех своих рабочих мест, за исключением удаленных работников и работников на дому. Для такой оценки компания должна привлечь специализированную организацию.

Стоит отметить, что компании обязаны немедленно проводить специальную оценку условий труда – если в компании есть рабочее место с вредными и опасными условиями труда.

Те, кто не проводит специальную оценку условий труда, могут понести административную ответственность в виде штрафов:

- на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 000 до 10 000 рублей;

- на юридических лиц от 60 000 до 80 000 рублей.

 (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). В связи с этим рекомендуется не ждать, пока инспекционные и надзорные органы возьмут на себя ответственность, а инициировать специальную оценку в ближайшем будущем [3, с. 84].

Специальная оценка условий труда является наиболее важной частью системы охраны труда. Его основная задача - оценка и минимизация воздействия вредных и опасных производственных факторов на сотрудников. По результатам специальной оценки условий труда определены процедуры предоставления работникам гарантий и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Кроме того, результаты специальной оценки условий труда влияют на ставку взноса перечисляемых внебюджетных средств.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Анищенко А.В. Охрана труда: обязанности работодателя. М.: Редакция "Российской газеты", 2018. Вып. 17. 176 с.

Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 N 426-ФЗ

Ефремова, О. С. Аттестация рабочих мест по условиям труда в организация. Рекомендации и нормативные документы / О.С. Ефремова. - М.: Альфа-пресс, 2017. - 408 c.

Методика проведения специальной оценки условий труда. Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов. Формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению. - М.: Альвис, 2014. - 108 c.

 

Doyunov R.R.

2nd year student of the law institute

North Caucasus Federal University

(Russia, Stavropol)

 

THE ISSUE OF A SPECIAL ASSESSMENT

OF WORKING CONDITIONS

 

Abstract: this article discusses the tools of analysis, assessment and management of occupational risks in the study of the main regulatory documents governing the special assessment of workplaces.

 

Keywords: state, labor law, special assessment of working conditions, occupational risks.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Доюнов Р.Р. К ВОПРОСУ О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА // Вестник науки №6 (51) том 1. С. 223 - 227. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5783 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5783



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.