'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 1
  4. Научная статья № 44

Просмотры  130 просмотров

Пономарев И.И.

  


ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОСКОСМОС» *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается финансирование и его особенности государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» и анализируются проблемы его финансирования   

Ключевые слова:
корпорация, финансирование, Роскосмос, финансовое право   


УДК 347.73

Пономарев И.И.

магистрант кафедры финансового, банковского

и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой

Саратовская государственная юридическая академия

(Россия, г. Саратов)

 

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ

ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОСКОСМОС»

 

Аннотация: в данной статье рассматривается финансирование и его особенности государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» и анализируются проблемы его финансирования.

 

Ключевые слова: корпорация, финансирование, Роскосмос, финансовое право.

 

Вопрос финансирования государственных корпораций является одним из актуальных в науке финансового права, в данной статье будет рассмотрена проблема финансирования государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». Как известно, космическая деятельность, является сферой высоких наукоемких передовых технологий. И что особенно существенно, эти технологии не только двойного назначения (военного и гражданского), но и тройного назначения, так как сюда можно добавить и факт их коммерческого использования. В связи с чем актуализируется вопрос финансирования деятельности корпорации «Роскосмос».

В процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности происходит непрерывный круговорот капитала корпорации. Снабженческая, производственная и сбытовая деятельность приводит к изменению структуры капитала, структуры источников формирования имущества корпорации, а вместе с этим к изменению потребности в финансах. Помимо этого, изменениям подвергается и финансовое состояние корпорации. Проведение анализа финансового состояния корпорации позволяет своевременно выявить слабые стороны в деятельности и разработать мероприятия по поддержанию ее финансового состояния. Как заявил Дмитрий Олегович Рогозин в интервью ТАСС на форуме «Армия 2020»  «По паспорту ФКП до 2025 года должна насчитывать 1 трлн 406 млрд руб., а в реальности она уже сейчас урезана на 150 млрд руб. И это не считая предполагаемого секвестра космических программ, который связан с падением дохода федерального бюджета»[1]  Нельзя точно сказать, чем обусловлено снижение финансирования, но возможно, это связано с постепенным переходом госкорпорации на самофинансирование, так как в данном законе появился новый пункт, который позволяет не возвращать средства в бюджет, полученные от отправки космонавтов к Международной космической станции.

Другой причиной может быть неэффективная организация распределения денежных средств внутри корпорации.

Тем не менее, дефицит федерального бюджета и, как следствие, недофинансирование отдельных сфер и отраслей может привести к их деградации, при чем негативный эффект может в значительной степени проявиться в высокотехнологичных отраслях, в частности в деятельности «Роскосмос». Данная проблема была обозначена еще в 2020 г. президентом РАНа. А.М. Сергеевым, который отметил существенное отставание государственной корпорации «Роскосмос» от реализуемых научно-технических космических программ США и Китая, что делает невозможным конкуренцию с ними. Одна из основных причин этого – недостаточное финансирование космической науки в России: в 60 раз меньше, чем в NASA. Проблемы, связанные с отраслью, носят системный характер, который вместо синергетического эффекта, несёт в себе энтропийный (разрушительный) эффект [2]

Как указывалось ранее, финансирование космической деятельности в перспективе будет постепенно сокращаться. Однако сохраняются и положительные тенденции. Некоторые научные проекты, хоть и не в срок, но доходят до своей конечной стадии и функционируют на должном уровне. Самым оптимальным решением всех сложившихся системных проблем является выведение госкорпорации «Роскосмос» из модели бюджетного финансирования, согласно статье 20 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"[3] и последующее ориентирование на внешний рынок при поддержке конкурентной способности дочерних предприятий госкорпорации. Но это было бы возможно при наличии мощной и эффективной экономической структуры, способной выдержать конкуренцию и не разорить предприятия. Поэтому резкое сокращение государственных дотаций в настоящий момент является неприемлемым.

Необходимо поэтапное снижение текущего финансирования с привязкой к разработанной эффективной модели перехода к самофинансированию. Неравномерное распределение средств государственного финансирования усиливает разрыв между целями госкорпорации «Роскосмос» в широком смысле и финансово-экономическим сектором. Условия, при которых будет развиваться корпорация, в значительной степени зависят от мотивации сотрудников и их финансовой обеспеченности. В условиях повышающегося дефицита бюджетного финансирования и усиления конкуренции на рынке вписаться в быстроменяющуюся рыночную среду можно только путём концентрации финансовых и производственных ресурсов на реализацию двух-трех проектов, определяющих будущее развитие фундаментальных исследований и развитие прикладных задач. [4, с.14]

Таким образом, можно отметить, что вся коммерческая прибыль госкорпорации «Роскосмос» должна реинвестироваться в деятельность – идти на развитие космической отросли при сохранении денежного поступления из бюджетных источников, но постепенно сокращая их объемы для оптимизации коммерческой прибыли.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Рогозин Д.О. «Секвестр финансирования приведёт к деградации космической отрасли» / беседовал Д. Решетников // ТАСС. 25 августа 2020 URL:  https://tass.ru/interviews/9278103

Стенограмма заседания Комитета Государственной Думы по образованию и науке 25 ноября 2020 г. // URL: http://www.komitet8.km.duma.gov.ru/NovostiKomiteta/item/24429964/

Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" от 13.07.2015 N 215-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182616/

Шелудько В.Г. Об эффективности корпоративного управления в Госкорпорации «Роскосмос» // Менеджмент социальных и экономических систем. 2018. № 1. С. 14.

 

Ponomarev I.I.

Master's student of the Department of Financial,

Banking and Customs Law named after Nina Ivanovna Khimicheva

Saratov state academy of law

(Russia, Saratov)

 

PROBLEMS OF FINANCING OF THE STATE

CORPORATION FOR SPACE ACTIVITIES "ROSCOSMOS"

 

Abstractthis article discusses the financing and its features of the State Corporation for space Activities "Roscosmos" and analyzes the problems of its financing.

 

Keywordscorporation, financing, Roscosmos, financial law.

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Пономарев И.И. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОСКОСМОС» // Вестник науки №6 (51) том 1. С. 253 - 256. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5788 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5788



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.