'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 1
  4. Научная статья № 45

Просмотры  180 просмотров

Пономаренко Ю.Н., Коновалова М.А.

  


ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДОПРОСА, ОЧНОЙ СТАВКИ, ОПОЗНАНИЯ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ ВИДЕО-КОНФЕРЕНЦ-СВЯЗИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ *

  


Аннотация:
в данной работе представлен анализ статьи 189.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ: рассмотрены её основные положения, достоинства и недостатки. Рассмотрены существующие и возможные в будущем проблемные аспекты, а также предложены пути их решения   

Ключевые слова:
следственные действия, допрос, очная ставка, опознание, системы видео-конференц-связи   


УДК 343.132

Пономаренко Ю.Н.

студент 3 курса юридического факультета

Российская таможенная академия

(г. Люберцы, Россия)

 

Научный руководитель:

Коновалова М.А.

старший преподаватель кафедры

уголовно-правовых дисциплин

Российская таможенная академия

(г. Люберцы, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДОПРОСА,

ОЧНОЙ СТАВКИ, ОПОЗНАНИЯ ПУТЕМ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ ВИДЕО-КОНФЕРЕНЦ-СВЯЗИ:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

Аннотация: в данной работе представлен анализ статьи 189.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ: рассмотрены её основные положения, достоинства и недостатки. Рассмотрены существующие и возможные в будущем проблемные аспекты, а также предложены пути их решения.

 

Ключевые слова: следственные действия, допрос, очная ставка, опознание, системы видео-конференц-связи.

 

30 декабря 2021 года Федеральным законом № 501-ФЗ были внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ), которые разделили научных деятелей и практиков на два лагеря. Часть из них считает данные изменения целесообразными и необходимыми, в то время как противоположный лагерь во многом отрицает введённые положения, характеризуя их как не окончательно проработанные. Предмет данных дискуссий – недавно вступившая в законную силу статья 189.1 УПК РФ «Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания путем использования систем видео-конференц-связи» (далее – ВКС), анализу которой и посвящена данная статья.

Перечень категорий следственных действий, на которые распространяется ст. 189.1 УПК РФ, на сегодняшний день является исчерпывающим: допрос, очная ставка и опознание. Интересен опрос, упомянутый в работе К.С. Плахоты, респондентами которого стали 50 следователей правоохранительных органов. Им был задан вопрос о наиболее предпочтительных для проведения с помощью системы ВКС следственных действиях. Процентное соотношение ответов сошлось с мнением законодателя: 79% сказали о допросе, 36% – об очной ставке, 36% – об опознании. Следующими по количеству ответов были следственный эксперимент (27%), проверка показаний на месте (21%). Ответ об иных следственных действиях составил менее 20%. Исходя из данного опроса и самой статьи, можно сделать несколько предположений. Первое – законодатель и практики сходятся во мнениях, и на данный момент введение системы ВКС для допроса, опознания и очной ставки необходимо. Второе – законодателем были определены именно три действия, поскольку необходимо постепенно вводить данный институт в процесс, ввиду чего были выбраны наиболее часто проводимые, список которых в дальнейшем, мы полагаем, пополнят и иные следственные действия. Однако интерес данных размышлений подкрепляется ещё одним фактом: в законопроекте, который был представлен изначально по состоянию на 01 июня 2021 года, содержится лишь одна категория следственного действия, что можно заметить даже в названии - «Особенности допроса посредством видеоконференц-связи». Доктрина считает данный аспект шагом к расширению вышеупомянутого перечня и скорым переходом больших категорий действий к формату видеоконференц-связи.

Исходя из анализа юридических мнений и собственных взглядов, можно выявить, что содержание данной статьи имеет ряд положительных характеристик для уголовно-процессуального законодательства. Однако есть положения, которые, по мнению многих теоретиков, нуждаются в корректировке. 

Интересным с точки зрения гарантий прав лиц, в отношении которых применяется система ВКС, является часть 4 ст. 189.1 УК РФ – обязательное применение видеозаписи и их приобщение к протоколу. Если изначально изучить формулировку и осознать значение положения, то всё представляется логичным. Видеозапись допроса, опознания, очной ставки является важным доказательством подтверждённой и указанной лицами информации, однако, вопрос сто процентной гарантии данного способа остаётся открытым. Дело в том, что в законе не прописано конкретной обстановки и требований к видеосъёмке, что может вызывать некоторые опасения. Особенно эти опасения связаны с практической стороной. Дело в том, что были зафиксированы случаи, в которых во время допроса свидетелями были сказаны сведения, которые являлись полностью правдивыми, но для следствия – невыгодными. После сказанных слов «совершенно случайно» обрывалась связь, и система ВКС прерывалась по техническим причинам. Решить данную проблему возможно внесением в статью подобного рода уточнения: «Видеозапись должна фиксировать четыре положения: запись экрана, ориентирующая съёмка с захватом всего происходящего в помещении, съёмка конкретного места с видом на экран технического средства и лицо, в отношении которого проводится действие, а также окружающую обстановку вокруг данного лица».

Важной проблемой, которая стала одной из причин введения данной статьи являются материальные издержки и финансовые затраты на проведение следственных действий. Но решается ли это проблема путём включения в уголовный процесс ВКС? Первое, что в этом вопросе стоит начать анализировать – это уже имеющиеся средства на реализацию задуманной системы. Далеко не в каждой организации имеется необходимое оборудование и программное обеспечение для того, чтобы реализовать подключение к ВКС. Безусловно, мы стремимся к информатизации в уголовном процессе, но реалии остаются таковыми, что, к примеру, периферия редко располагает достаточными средствами. Финансирование государства на эти цели не осуществляется в полном объеме, а сотрудники органов предварительного расследования не обязаны это делать за свой счёт. Это формирует первую проблему – недостаточная материальная подготовленность государства к данной поправке. Решение этой проблемы на самом деле очевидно: необходимо предоставить дополнительные средства из федерального бюджета или бюджета субъектов на конкретную цель, которую можно закрепить в соответствующей программе.

В последнее время всё чаще слышны случаи взлома, утечки информации, доступа к закрытой информации. Вопрос о том, как обеспечить защиту и конфиденциальность всех разглашённых в процессе следственных действий данных и сведений, также не является полностью решённым. Для того, чтобы не было опасений в том, что какие-либо сведения могут быть сообщены другим людям, необходимо выстроить надёжную шифровальную систему, что в этой цепочке влечёт за собой привлечение профильных и качественных специалистов. Каждому из нас хочется жить с уверенностью в том, что сказанная нами информация не будет находиться в руках у людей, которые право на это не имеют.

Вторая проблема посвящена времени. Известно, что при проведении следственных действий применяется единственный на данный момент в Российской Федерации сертифицированный для использования в государственных структурах ВКС-разработчик – «TrueConf MCU». Однако, бесплатная версия данного продукта предусматривает лишь 45 минут. Если учитывать настройку, разъяснение прав лицам, то без сомнения можно понять, что это крайне мало. Покупка платной версии возвращает нас к первой проблеме, которая заключается в недостаточном финансировании. А её использование – к проблеме наличия в местах мощных компьютеров, которые для поддержания достаточного уровня разработчика просто необходимы. Не менее важным недостатком в вопросе применения ВКС является отсутствие в законе положения об идентификации и аутентификации сидящего перед камерой лица. Данное явление может быть обусловлено рядом причин, в числе которых также непроработанный механизм действий. Для решения упомянутой проблемы необходимо включать идеи о том, с помощью каких средств и способов возможна реализация упомянутых процессов, а также о том, как обеспечить их гарантированность.

Несмотря на то, что многие общие положения относительно очной ставки, допроса и опознания рассмотрены в раскрывающих их статьях, всё-таки вопрос применения ВКС затрагивает не все детали. Нововведенная статья пока еще не в полном объёме регламентирует такой важнейший момент, как применение системы в отношении некоторых категорий лиц (несовершеннолетних; имеющих проблемы со слухом, зрением; психологически и эмоционально не подготовленных людей). Это необходимо чётко урегулировать и проработать. Наличие, например, комфортной обстановки и психолога при допросе несовершеннолетнего, привлечение иных участников уголовного судопроизводства при проведении следственных действий с лицами, имеющих ограничения по здоровью, а также, дополнительная психологическая подготовка стрессово-неустойчивых лиц. Данные проблемные вопросы уже замечены в практике, почему и нуждаются в дополнительном законодательном закреплении.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Парламентская газета, № 241-242.

Федеральный закон от 30.12.2021 № 501-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс].

Законопроект № 1184595-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1184595-7#bh_histras (дата обращения: 04.04.2022).

Официальный сайт Федеральной Палаты адвокатов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://fparf.ru/news/fpa/sledstvennyedeystviya-v-rezhime-vks/ (дата обращения: 10.04.2021).

MCU сервер для ВКС – TureConf MCU // [Электронный ресурс]. URL: https://trueconf.ru/products/mcu.html#versions-table (дата обращения: 04.04.2022).

 

Ponomarenko Yu.N.

3rd year student of the Faculty of Law

Russian Customs Academy

(Lyubertsy, Russia)

 

Scientific supervisor:

Konovalova M.A.

Senior lecturer of the Department

of Criminal Law Disciplines

Russian Customs Academy

(Lyubertsy, Russia)

 

FEATURES OF THE INTERROGATION,

CONFRONTATION, IDENTIFICATION BY

USE OF VIDEO CONFERENCING SYSTEMS:

CURRENT PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM

 

Abstract: this paper presents an analysis of Article 189.1 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation: its main provisions, advantages and disadvantages are considered. The existing and possible future problematic aspects are considered, as well as ways to solve them are proposed.

 

Keywords: investigative actions, interrogation, confrontation, identification, video conferencing systems.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Пономаренко Ю.Н., Коновалова М.А. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДОПРОСА, ОЧНОЙ СТАВКИ, ОПОЗНАНИЯ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ ВИДЕО-КОНФЕРЕНЦ-СВЯЗИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Вестник науки №6 (51) том 1. С. 257 - 263. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5789 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5789



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.