'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 1
  4. Научная статья № 48

Просмотры  63 просмотров

Киселёва Е.Р., Толмачев П.И.

  


РОССИЯ И ИСПАНИЯ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ПАРТНЕРАМИ *

  


Аннотация:
министр иностранных дел России Сергей Лавров во время визита в Мадрид заявил, что и Россия, и Испания «достигли уровня стратегического партнерства». Многие эксперты сомневаются в этой стратегической схеме между Российской Федерацией и Королевством Испания, поскольку нет статистических данных, подтверждающих это. Однако в последние годы Россия и Испания продолжали укреплять двусторонние отношения и сотрудничество в международном масштабе. Обе страны никогда не противостояли друг другу в открытом конфликте; хотя на протяжении всей истории были прецеденты, когда и русские, и испанские войска сражались как друзья или враги, как, например, во время гражданской войны в Испании или Второй мировой войны. Говоря о военной конфронтации, это никогда не было проблемой для обеих стран, поскольку у них нет общей границы, а расстояние между ними значительное. Тем не менее, само собой разумеется, что как Россия, так и Испания проявляют растущий интерес к развитию более тесных связей, ведущих к будущим перспективам и общим преимуществам для их соответствующих амбиций в Средиземном море или на международном уровне   

Ключевые слова:
торговля, инвестиции, протекционизм   


УДК 32

Киселёва Е.Р.

студентка

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(г. Москва, Россия)

 

Научный руководитель:

Толмачев П.И.

к.э.н., доцент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(г. Москва, Россия)

 

РОССИЯ И ИСПАНИЯ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ

СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ПАРТНЕРАМИ

 

Аннотация: министр иностранных дел России Сергей Лавров во время визита в Мадрид заявил, что и Россия, и Испания «достигли уровня стратегического партнерства». Многие эксперты сомневаются в этой стратегической схеме между Российской Федерацией и Королевством Испания, поскольку нет статистических данных, подтверждающих это. Однако в последние годы Россия и Испания продолжали укреплять двусторонние отношения и сотрудничество в международном масштабе.

Обе страны никогда не противостояли друг другу в открытом конфликте; хотя на протяжении всей истории были прецеденты, когда и русские, и испанские войска сражались как друзья или враги, как, например, во время гражданской войны в Испании или Второй мировой войны. Говоря о военной конфронтации, это никогда не было проблемой для обеих стран, поскольку у них нет общей границы, а расстояние между ними значительное. Тем не менее, само собой разумеется, что как Россия, так и Испания проявляют растущий интерес к развитию более тесных связей, ведущих к будущим перспективам и общим преимуществам для их соответствующих амбиций в Средиземном море или на международном уровне.

 

Ключевые слова: торговля, инвестиции, протекционизм.

 

Двусторонние отношения были прерваны во время диктатуры Франко; дипломатические отношения были восстановлены в 1977 году и, следовательно, совсем недавно. Тем не менее, в политическом и культурном плане обе страны поддерживали неформальные, но тесные связи, многие испанские республиканцы бежали в СССР во время Гражданской войны и привезли изрядное количество золота, это станет одной из первых тем, согласованных с Советским Союзом после того, как дипломатические отношения были восстановлен. Хотя СССР прекратил свое существование в 1991 году, это не особо повлияло на двусторонние отношения с Испанией, поскольку премьер-министр Фелипе Гонсалес, социалист, придерживался неизменной политики с 1982 по 1996 год. Испания была одной из первых европейских стран, признавших Российская Федерация как законная наследница Советского Союза, которая затем будет играть роль в быстром установлении коммерческих связей. На двусторонние отношения этих двух стран также влияет множество положительных фактов, например, отсутствие спорных вопросов, которые не препятствуют торговым или политическим отношениям, как это иногда бывает в случае с Японией или Великобританией. Движимая парламентским большинством социалистической партии, Испания одной из первых стран-членов ЕС ратифицировала соглашение о партнерстве Россия-ЕС в 1995 году. Как отмечает Наталья Акинеева, Испания сыграла роль постоянного делового и политического партнера, получив доступ к на российский рынок вскоре после распада Советского Союза.

27 декабря 1991 года Россия и Испания были признаны законным наследием Советского Союза, поэтому Россия стала правопреемницей, что означает, что страна сохранила свои обязательства, взятые в советское время по отношению к Испании, и наоборот.

Во время визита президента Эльстина в Мадрид в 1994 году обе страны заключили Договор о дружбе и сотрудничестве, устанавливающий основу для будущего политического взаимодействия. Проиллюстрированное морским сектором, это сотрудничество активно продвигается, и многие соглашения подписаны и ратифицированы национальными учреждениями.

Что касается научной и культурной сфер, то было принято много меморандумов. В 1991 году в Мадриде был основан Пушкинский фонд, основной миссией которого является содействие преподаванию русского языка в Испании, а в 2002 году Испания открыла московский центр Института Сервантеса.

Совсем недавно в городе Малага открылся первый филиал Русского музея за рубежом. Являясь свидетелями прочных культурных связей, которые обе страны признают в своих двусторонних отношениях, и стремления к их дальнейшему развитию.

Принимая во внимание, что и Россия, и Испания находятся на большом расстоянии друг от друга, все же можно сказать, что Россия внимательно следит за Испанией. Исторически сложилось так, что главным разногласием, с которым столкнулись обе страны, было, безусловно, иракское вторжение в 2003 году. Премьер-министр Испании Хосе Мария Аснар вместе с Тони Блэром и Джорджем Бушем сформировали «коалицию желающих», закрепившую серьезный сдвиг во внешней политике Испании. Однако неспособность Москвы продвинуть дипломатическое решение как с Францией, так и с Германией, как ни парадоксально, сыграла большую роль в сохранении партнерских или даже дружеских отношений с Испанией, несмотря на милитаристские действия Аснара. В конце концов, участие Испании во вторжении в Ирак не привело к какому-либо серьезному стратегическому сдвигу на уровне НАТО или Европы, поскольку она последовала примеру англо-американцев. В 2004 году, после терактов в Мадриде, Народная партия проиграла выборы, на которых Социалистическая партия пришла к власти с абсолютным большинством голосов. С тех пор Испания будет занимать лишь сдержанную позицию в международных делах, что будет способствовать более тесному сближению с Россией, извлекая выгоду из народного недовольства причастностью Аснара ко второй иракской войне. Неоконсервативная идеология Аснара и его ностальгия по прошлому испанскому Золотому Веку, безусловно, подтолкнули его к тому, чтобы взять на себя больше, чем он мог выдержать, отбрасывая любые варианты выхода из своих ошибок, которые привели его к выборам 2004 года с большим неодобрением электората. Примечательно, что это вспомнил и проанализировал преемник Аснара Хосе Луис Родригес Сапатеро в правительстве, а также его однопартийец Мариано Рахой Брей. Интересно отметить эволюцию дипломатии Испании в отношении России в ближневосточном регионе в Совете Безопасности ООН. С 2003 по 2004 год Испания была непостоянным членом, сыграв очень важную роль в иракском кризисе. Десять лет спустя, в период с 2015 по 2016 год, Испания снова занимает место в Совете Безопасности ООН и дипломатически поддерживает усилия России в Сирии. Что касается Сирии, то Испания была одной из первых стран, которые последовали позиции Москвы в отношении политического решения внутренних беспорядков, не рассматривая уход Башара Асада в качестве основного приоритета. Испания даже поддержала военную кампанию России в Сирии, позволив российским стратегическим бомбардировщикам дозаправиться над Гибралтарским проливом, в чем-то отражая поддержку, оказанную американским бомбардировщикам B-52, пролетавшим над Испанией транзитом в Ирак в 2003 году.

Стоит также отметить, что недавняя дозаправка российской подводной лодки в Сеуте заставила британских союзников очень нервничать из-за близости этого корабля к Гибралтару. Внешнюю политику Испании уже много лет преследует невозможность найти решение вопроса вокруг Гибралтара. Несмотря на то, что Испания вступила в НАТО и ЕС, испанская политика не воздерживалась от претензий на это стратегическое море с видом на скалу. Референдум 2002 года в Гибралтаре не помог решить этот вопрос. Недавняя напряженность вокруг искусственного рифа и обстрел испанского патрульного катера крайне обострили дипломатические отношения. Сближение с Россией, безусловно, позволило бы Испании найти мощного союзника в противовес британскому политическому и военному влиянию, ведь Россия никогда не была высоко оценена в глазах британской политики, что противоречит взглядам Испании на Россию. В то же время сближение с Испанией дало бы Москве возможность стать крупным союзником в рамках ЕС и НАТО.

18 ноября 1996 года испанские кортесы проголосовали за резолюцию, подразумевающую, что правительство предпримет шаги для интеграции в военную структуру НАТО и будет продвигать более тесный диалог с Россией. Более того, на учениях НАТО Trident Juncture, проходивших в Испании, впервые были приглашены российские военные наблюдатели. Растущие интересы России в отношении Алжира и Марокко в ближайшем будущем подтолкнут Россию к стратегическому возвращению в Североафриканский регион, падение режима Каддафи в Ливии и распространение экстремистской джихадистской идеологии — вот причины, по которым Москва обращает внимание на эти Две относительно стабильные страны. Это возвращение может привести к интересным военным контрактам с обеими странами, а также к исламскому институциональному сотрудничеству с Марокко в продвижении альтернативного учения исламской теологии. Однако не будем забывать, что главная угроза России, как говорят в России, — это расширение НАТО и проект ПРО. Растущее сотрудничество в Северной Африке может уравновесить власть НАТО над Средиземным морем, как это было когда-то с Египтом и Сирией. Выход Испании из проекта ПРО означал сближение с российскими условиями и с тем же успехом мог предложить Испании статус посредника как между Россией и НАТО, так и между Россией и США.

Дальнейшее развитие двусторонних отношений России и Испании частично будет зависеть от результатов выборов в Испании. Хотя обе страны поддерживают дружеские отношения, сближение друг с другом потребовало бы шага вперед в достижении общих целей. На данный момент они кажутся очень расплывчатыми, но возвращение России в Северную Африку, несомненно, изменит их определение. Торговые связи должны развиваться еще больше, чтобы добиться ощутимого прогресса во взаимной коммерческой зависимости, некоторые перспективы можно увидеть в открытии установок СПГ в Северной Сибири, которые могут стимулировать поставки российского газа в Испанию. Российское посольство предприняло шаги по укреплению культурных связей с населением Испании посредством различных культурных мероприятий, памятных дат и освещения в СМИ, что дает интересное представление о планах России по проецированию «мягкой силы».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Торговая экономика. «Испанский экспорт по странам». По состоянию на 2 апреля 2022 г.

Торговая экономика. «Испанские валютные резервы». По состоянию на 2 апреля 2022 г.

Национальное бюро экономических исследований. «Историческая эволюция центральных банков: повествование», стр. 6. По состоянию на 2 апреля 2022 г.

Казначейство США. «Крупные иностранные держатели казначейских ценных бумаг». По состоянию на 2 апреля 2022 г.

 

Kiseleva E.R.

student

Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia)

 

Scientific supervisor:

Tolmachev P.I.

Candidate of Economics, Associate Professor

Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia)

 

RUSSIA - SPAIN: TO BE OR NOT TO BE

STRATEGIC PARTNERS

 

Abstract: Russian Foreign Minister Sergey Lavrov said during his visit to Madrid that both Russia and Spain "have reached the level of strategic partnership." Many experts doubt this strategic scheme between the Russian Federation and the Kingdom of Spain, since there are no statistics confirming this. However, in recent years, Russia and Spain have continued to strengthen bilateral relations and cooperation on an international scale.

Both countries have never confronted each other in open conflict; although throughout history there have been precedents when both Russian and Spanish troops fought as friends or enemies, as, for example, during the Spanish Civil War or World War II. Speaking of military confrontation, this has never been a problem for both countries, since they do not have a common border, and the distance between them is considerable. Nevertheless, it goes without saying that both Russia and Spain are showing a growing interest in developing closer ties leading to future prospects and common advantages for their respective ambitions in the Mediterranean or internationally.

 

Keywords: trade, investment, protectionism.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Киселёва Е.Р., Толмачев П.И. РОССИЯ И ИСПАНИЯ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ПАРТНЕРАМИ // Вестник науки №6 (51) том 1. С. 277 - 283. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5792 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5792



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.