'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 1
  4. Научная статья № 49

Просмотры  98 просмотров

Лихачева М.К.

  


КОМПОНЕНТЫ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются компоненты арктической политики Франции, анализируются аспекты притязания государством на Арктику на основе национальных интересов   

Ключевые слова:
Франция, арктическая политика, компоненты арктической политики, национальные интересы Франции   


УДК 328

Лихачева М.К.

студентка кафедры регионоведения, международных отношений и политологии

Северный Арктический Федеральный Университет

им. М.В. Ломоносова

(Россия, г. Архангельск)

 

КОМПОНЕНТЫ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются компоненты арктической политики Франции, анализируются аспекты притязания государством на Арктику на основе национальных интересов.

 

Ключевые слова: Франция, арктическая политика, компоненты арктической политики, национальные интересы Франции.

 

Значение Арктики для мирового сообщества с каждым годом набирает вес. Арктика как «кухня мировой погоды» влияет на климат, что привлекает внимание европейских держав к этому региону, поскольку климат – важная составляющая мировой повестки. Более того, разнообразие и количество ресурсов этой территории привлекает внимание бизнес-индустрии для развития собственного потенциала. Кроме того, установление транспортных путей коммуникации ведет к возрастанию роли державы, которая будет иметь влияние в этом вопросе. Таким образом, желание ключевых политических деятелей к Арктике не является удивительным.

В то время как, Французская республика является одной из стран-членов Европейского Союза, более того, Францию по праву можно назвать одним из «локомотивов» данного объединения наряду с Германией, голос которой считается важным и, порой, решающим в принятии решений. Амбициозность государства отражают также стремления установить влияние не только в пределах Европейского Союза, но и в мире в целом. К примеру, развитие и расширение значимости французской культуры, французского языка – элементов «мягкой силы» воздействия.

Франция не является арктической страной, однако это государство претендует на статус «полярной». Официальная «дорожная карта», опубликованная в 2016 году Министерством Иностранных Дел Франции, указывает основные векторы продвижения французских интересов в Арктике, где главной мыслью о причастности Франции к этому региону является глобальное потепление, влияющее на мир в целом [1].Франция стремится формировать собственную Арктическую политику, что свидетельствует о высоких амбициях в этом регионе, и как Япония, пытается создавать мировое общественное мнение об Арктике.

Кроме того, Франция является страной-наблюдателем в «Арктическом Совете», что отражает серьезность намерений этого государства в Арктике, в том числе желание продвигать Европейский Союз на арктической территории. Большинство стратегических интересов Франции на арктической территории сильно схожи с интересами многих европейских держав, например, вопросы изменения климата и глобального потепления, рыболовства, порядок и стоимость морских перевозок, обеспечение геополитических интересов и бизнес в Арктике.

Рыболовство и транспорт. Французская Республика является крупным покупателем рыбы, выловленной за пределами Европейского Союза. Следовательно, ввоз рыбы из-за рубежа для Франции остается важным. Это предполагает хорошие рыночные взаимоотношения со странами-импортерами данного продукта, например, с Норвегией. Более того, именно воды Севера известны рыбным промыслом, что стимулирует заинтересованные государства в сохранении экологии этих территорий.

Известен факт, что Франция предпринимает попытки придать международный статус канадскому Северо-Западному проходу для облегчения транспортной коммуникации в Арктике, но на данный момент безуспешно.На сегодняшний день вопросы регулирования транспортных путей Северо-Западного прохода и Северного морского пути, территориальных вод и шельфа остаются актуальными. Сегодня особенно остро встает проблема прогнозируемого глобального потепления в контексте возможности использования Северо-Западного прохода, поскольку таяние льдов может поспособствовать расширению и развитию этого пути. Политические несогласованности не позволяют странам Европейского Союза всецело использовать Северный морской путь, поэтому государства стремятся найти новые пути решения подобных проблем[5].

Энергетическая безопасность. Франция является наблюдателем в Совете Баренцева Евроарктического региона и проявляет активность в региональных арктическихобъединениях. Как уже указано выше, передел Арктики вызван большим количеством полезных ископаемых, что является важным элементом французского интереса, поскольку вопросы энергетической безопасности представляют одно из приоритетных направлений государства (приоритетные направления были опубликованы во французской Белой книге от 2013 года) [4]. Франция не богата энергетическими ресурсами, поэтому занимается их добычей по всему миру. Конечность полезных ископаемых мотивирует искать варианты обеспечения ими в предстоящем будущем. Арктика же, в свою очередь, обладает большим запасом нефти и газа. Такой элемент важно учитывать в рассмотрении Французских интересов в Арктике.

Бизнес. С точки зрения бизнеса, важно упомянуть про нефтегазовую компанию «Total», которая также нуждается в поставках ресурсов и французская компания «GazdeFrance» являются основными покупателями сжиженного газа, добываемого Норвегией, которая в свою очередь, является арктическим государством. Прибыль указанных французских ТНК составляет важную экономическую долю в бюджете Франции, в связи с этим бизнес является частью энергетической безопасности. Бизнес-сфера Франции и Арктика связаны также с аспектами рыбной ловли и транспорта.

Обеспечение безопасности. Ключевым инструментом арктических амбиций державы является важная роль Франции в НАТО. Будучи одним из первых государств Евросоюза Францияначала совершенствование военной техники для работы в условиях крайнего Севера. Франция является ядерной державой, за счет чего может позволить себе способствовать урегулированию вопросов о демилитаризации Арктики [2].

Дипломатический опыт, накопленный Францией за счет антарктического вектора, даёт государству возможность считать себя «полярной нацией», а также претендовать на роль «арктического актора». Несмотря на то, что Париж не считается первостепенным партнером арктических государств и Арктика не является первостепенным приоритетом внешней политики страны, Франция стремится найти новые форматы взаимодействия в регионе. Поиск привлекательных форм международного сотрудничества для коллективного управления Арктикой, отражен в ключевом положении национальной арктической стратегии Франции – «Великий вызов Арктики. Национальная дорожная карта Арктики», которое появилось в 2016 году. Основным союзником Франции касаемо данного вопроса является Европейский Союз [3].

Экология. Экологический фактор является одним из ключевых в арктических интересах республики, который подчеркивается в официальных документах и заявлениях высших лиц государства. Французская Республика под управлением Эммануэля Макрона в ближайшей перспективе намерена стать мировым лидером в борьбе с глобальным потеплением. Как упомянуто выше: экология является основным тезисом претензий Франции на влияние на арктической территории и составляющим элементом вопросов транспорта и экономики не только Франции, но и всего мира. Более того, экология – основной ракурс научных исследований, поскольку вопрос изменений климата является актуальным [3].

Научная деятельность. Важно отметить, что Франция проводит многочисленные научные исследования в регионе на протяжении двух последних столетий. На сегодняшний день ракурс внимания научных исследований переведен на сохранение окружающей среды. Все эти факторы позволяют указать на стремление Франции в обеспечении безопасности своего государства с точки зрения экологии, бизнеса и транспорта в Арктике.

В настоящее время Франция осуществляет в Арктике около двадцати различныхнаучных программ. Например, французский полярный институт Поля Эмиля Виктора активно сотрудничает в области арктических исследований с германским институтом полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера по программе AWIPEV. Два института располагаютобщей научной базой на Шпицбергене. Осуществляется также сотрудничество с норвежскимУниверситетским центром Шпицбергена в столице архипелага Лонгиярбюене. Франция принимала активное участие в программемеждународного полярного года 2007—2008. Всего во Франции занимаются проведениемполярных исследований четыре научных института: Французский полярный институт, Центрарктических исследований, Европейский арктический центр и Французский национальныйцентр научных исследований. Многочисленные данные о проведении научных исследований французами в Арктике подтверждают заинтересованность Французской Республики в регионе. Акцент исследований делается на энергетической и экологической безопасности, на политических аспектах коммуникации [5].

В целом арктическая политика Франции отражает её общие подходы к проблемамглобального масштаба, которые она рассматривает их как инструмент повышения своеговлияния на мировую повестку дня при опоре на международные структуры, прежде всегоЕС, НАТО, ООН, но проявляет готовность и к диалогу со странами-участницами Арктическогосовета, в том числе Россией. Сенатор Франции Кристиан Годэн заложил и огласил основные аспекты арктической политики Франции. Более того, месьё Годэн стал идейным вдохновителем создания международной обсерватории для наблюдения за Арктикой и призвал регулировать человеческую деятельность по добыче полезных ископаемых и туризму в Арктике на международном уровне. Эти идеи особенно активно продвигаются при председательстве Франции в Европейском Союзе. Именно Франция оказывает весомое влияние на политику Европейского Союза в целом, что еще раз позволяет указать на это государство как на страну-локомотив.

На сегодняшний день Франция по-прежнему находится в поисках оснований для влияния на принятие арктических решений. Таким образом, экологический фактор, торговля, рыбная ловля, транспортная коммуникация, научная деятельность и безопасность составляют основные компоненты всё более развивающейся арктической политики Франции, цели которой гораздо шире, чем могут показаться. Стремление усилить своё мировое влияние и осуществить свои геополитические интересы напрямую не указываются в официальных документах Франции.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

La France dans l’Arctique. Ministère des Affaires étrangères, mars 2016.

Young O.R. Whither the Arctic? Conflict or cooperation in the circumpolar north. Polarrecord. 2009.45 (232), p. 73—82.

Голдин В.И. Арктика в международных отношениях и геополитике в 20 – начале 21 века: вехи истории и современность // Арктика в международных отношениях. 2011. С. 22-33.

Жан-Морис Рипер. Почему Франция участвует в арктическом диалоге//Арктическое обозрение.2015. №1. С. 34—39.

Рубинский Ю.И. Стратегия Франции в Арктике // Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия в 3 томах/ Рос. совет по межд. делам [под общ. ред. И.С.Иванова]. М.: Аспект Пресс, 2013. Т.1. С. 217—230.

 

Lihacheva M.K.

Student of the Department of Regional Studies,

International Relations and Political Science

Northern Arctic Federal University named after M.V. Lomonosov

(Archangelsk, Russia)

 

COMPONENTS OF THE FRENCH ARCTIC POLICY

 

Abstract: this article is dedicated to the components of the Arctic justice policy, analyzes aspects of the claims of capital to the Arctic based on national interests.

 

Keywords: France, Arctic policy, components of Arctic policy, French interests.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Лихачева М.К. КОМПОНЕНТЫ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ // Вестник науки №6 (51) том 1. С. 284 - 290. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5793 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5793



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.